Проблемы правового, социально-экономического и
национально-культурного развития авароязычных народов в Азербайджане.
Проблема «разделенных народов».
Азербайджанская Республика является
многонациональной республикой. На ее территории проживают многочисленные
этнические и национальные группы, которые прошли долгий исторический путь
формирования и становления. Самые древние источники, содержащие сведения об
Азербайджане, указывают на разноплеменной характер местного населения.
Многочисленные тюркские, кавказские, иранские племена на различных этапах
исторического сосуществования становились соучастниками общих
военно-политических и социально-экономических процессов, что являлось
основой межэтнической интеграции на этой территории.
Завоевательные кавказские походы ряда стран и
полчищ несомненно наложили отпечаток процессам становления этнической структуры
азербайджанского общества и, следовательно, в системе межэтнических
отношений. На новые земли переселялись определенные группы населения, в том
числе в последующем и из российских губерний.
В Азербайджане проживает также большая группа
этнических дагестанцев, исторической родиной которой является Республика
Дагестан в составе Российской Федерации.
Аварцы
- наиболее крупная, после азербайджанцев, этническая общность в
Шеки-Закатальской зоне. По переписи 1989 г. численность аварцев достигала
44 тыс. человек (в настоящее время их число достигает более 60 тыс.
человек). В основном этот этнос расселен в следующих районах Азербайджана –
Белоканском, Закатальском и Кахском. В этих районах расположены крупные
аварские села, имеющие богатую историю - Джар, Цилибан, Мацех и др. В ряде
селений Алазанской долины представлено смешанное население: Чардахбы
(аварцы, цахуры), Тала (аварцы, цахуры и азербайджанцы), Ках (аварцы,
цахуры, грузины и азербайджанцы), Даначи (аварцы и цахуры).
Спорным в научных кругах остается вопрос о
времени появления аварцев на территории нынешнего Азербайджана. По одной из
существующих версии, одним из основных видов хозяйственной деятельности
аварцев с древнейших времен было горное животноводство (в основном овцеводство).
Аварцы, зимние пастбища которых находились на южной стороне Главного
Кавказского хребта, периодически перекочевывали на территорию современной
Шеки-Закатальской зоны. Это обстоятельство, как и малоземелье, вынуждало
аварцев переселяться в данный регион небольшими группами. Исторические
сведения не дают возможности говорить о каком-либо одноразовом, массовом
переселении аварцев. По всей видимости, на протяжении многих веков
происходил постоянный исход аварских племен на данную территорию.
Географически Джаро-Белоканские союзы в целом
находились на южном склоне Главного Кавказского хребта как писал И. П.
Патрушевский если исходить из нынешних границ Дагестана «на стыке между
Дагестаном, Грузией и Ханством Шекинским». Перечисляя все общества
составлявшие собственно Джаро-Белоканы, он писал что все они «занимали
территорию по нижнему течению реки Алазани, ограниченную с запада и
северо-запада Кахетией, с юга Ширакской степью, с востока Шекинским
ханством – в состав этой территории входили и земли, лежащие на северных
склонах Главного Кавказского Хребта». Он критикует мнение, что аварское
население здесь появилось в результате «хищнического вторжения» в Кахетию,
приуроченного к началу XVII в. Приводя исторический
факт перекочевки аварцев на зиму на свои зимние пастбища находившиеся на
южном склоне Главного Кавказского Хребта, он пишет, что «это обстоятельство
и малоземелье привлекло аварцев в Кахетию небольшими группами и отрицает
массовое переселение в одно время связанное с завоеванием. Но главное на
чем хочется заострить внимание – это несомненно то, что он пишет, что аварцы существовали здесь до XVI в.,
так как из сообщения Мухаммеда Рафии известно, что термин Голода – Goloda
(под этим именем еще в XIV в. известны именно
аварские, не ингилойские поселения Джаро-Белоканской области) был известен
уже к началу XIV в. По преданию, первоначальным местом заселения
аварцев в данном регионе была местность Голода. Располагалась она на горе
Келан, на месте кочевки, где сохранились кладбище и фундаменты некоторых построек.
Кстати, следует отметить, что аварцы в этой зоне долгое время были известны
под названием “голодолал”, что означало жители Голода.
Говоря конкретно о занимаемой территории,
географическом положении населенных
пунктов Джаро-Белоканского общества военный топограф царской армии
Т. Н. Яишников писал: «селение Джары, главное в своем обществе расположено,
или, лучше сказать разбросано по южной покасти хребта при выходе из ушелья
речки, впадающей в Кахету. Селение Белоканы лежит на западе от Джар в 26 верстах
от оного, ближе к границам нижней Кахетии. Селение Талы – на востоке от
Джар, в весьма близком от него расстоянии».
Как бы
там ни было, но окончательное утверждение аварцев в этой территории
относится к началу XVI века. Именно в это время отдельные аварские общины
стали объединяться в вольные общества, так называемые джамааты. К этому
времени относится и образование самого крупного и могущественного из них -
Джарского общества, по названию села Джар. К началу XVIII в. окончательно
сложились шесть аварских джамаатов. В арабских и персидских источниках они
именовались Джаро-Тала, а у самих аварцев - Голода. С формировавшиеся
Джаро-Белоканские джамааты являлись уникальной формой
социально-политической организации общества, представляли из себя своеобразную
федерацию вольных общин, управлявшуюся советом старейшин и военачальниками.
Джаро-Белоканские джамааты как военно-политические единицы просуществовали
вплоть до русского похода на Кавказ в 1830 г.
Аварцы Закатальского и Белоканского районов
говорят на анцухском наречии аварского языка, относящегося к дагестанской
группе языков. Вместе с этим широко употребляется аварцами и
азербайджанский язык. Недавно принято решение о преподавании аварского
языка в начальных классах общеобразовательных школ, находящихся в районах
компактного проживания аварцев.
Политика Азербайджана, направленная на ассимиляцию
нацменьшинств, проводится с самого зарождения этой республики в 1918 году.
Однако особый размах эта политика получила с середины тридцатых прошлого
века, когда закавказские тюрки получили свой нынешний этноним. Уже с 1936
года национальные меньшинства в Азербайджане были вынуждены платить за
учебу в старших классах общеобразовательных школ, а также за учебу в
среднепрофессиональных и высших учебных заведениях. По отношению к аварцам
это проявлялось также и в переселении азербайджанцев и других тюркоязычных
племен на аварские земли. Практиковались условия, при которых аварец, не
пожелавший записаться азербайджанцем, был лишен возможности продвижения по
служебной лестнице. Однако факт притеснений аварцев и других коренных
народов Азербайджанской Республики достаточно известен и потому в данной
статье мы попробуем выявить природу причин конфликтов между азербайджанцами
и аварцами.
Острыми
проблемами дагестанских этносов в Азербайджанской Республике продолжают
оставаться, прежде всего, вопросы образования, сохранения культуры,
традиций, обучения детей родному языку и литературе.
В ряде районов Азербайджана, где компактно
проживают лезгины, с 60-х годов в начальных классах школ были введены уроки
лезгинского языка. Педагогические кадры по родному языку готовились в
филиале Бакинского педагогического училища им. Сабира.
Изучение аварского языка в школах
Закатальского и Белоканского районов Азербайджана, где компактно проживают
этнические дагестанцы аварской национальности было восстановлено в 1988-89
г.г. и включено в учебную программу начальных классов 30-ти школ (из 50-ти
имеющихся) вышеуказанных районов. Учебниками и учебными программами по
лезгинскому, аварскому и цахурскому языкам, согласно договоренности с
Азербайджанской Республикой, обязалось обеспечить школы Азербайджана
Правительство Республики Дагестан. Министерством образования Дагестана были
подготовлены рукописи необходимых учебных пособий и программ и смета
расходов на издание учебников по трем языкам для 1-4 классов школ
Азербайджана. Однако, из-за отсутствия финансовых средств, нет возможности
их издать. В целях разрешения проблемы подготовки учителей по национальным
языкам по инициативе Правительства Республики Дагестан в 1996 г. в г. Баку
открыт филиал Дагестанского Государственного Университета. В филиале
функционируют филологический, юридический и финансово-экономический
факультеты. Правительство Республики Дагестан также неоднократно
обращалось к Президенту и Правительству Азербайджанской Республики с
просьбой оказать содействие в открытии филиала Дагестанской Государственной
Медицинской Академии при Азербайджанском Государственном Институте
усовершенствования врачей им. А.А.Алиева.
Несмотря на всю сложность проблемы
разделенных народов Правительство Республики Дагестан, в тесном
взаимодействии с федеральными органами исполнительной власти Российской
Федерации, со всеми заинтересованными сторонами проводило и проводит
значительную работу по поиску путей решения их вопросов и принятию
необходимых мер по созданию благоприятных условий для контактов и развития
разделенных народов и стабилизации социально-политической обстановки в
приграничных районах юга РД. Это объясняется тем, что на карту поставлена
судьба этнических дагестанцев и азербайджанцев, живших испокон веков в
едином географическом, политическом, социально-экономическом пространстве и
оказавшихся в один миг разделенным разными независимыми государства-ми.
Существенные проблемы для национальных меньшинств, проживающих в
Азербайджанской Республики может создать решение Азербайджана ввести в
стране латинский алфавит, отмененный в 1928 году кириллицей. Парламент
Азербайджана уже принял решение о возвращении латинского алфавита. В
начальных и средних школах появляются новые учебники, напечатанные
латинским шрифтом. А как быть нацменьшинствам, которые обучаются по
программе и учебной базе, подготовленной на кириллице, как и у своих
основных этносов? Известно, что книги для них не будут издаваться в
Азербайджане. Им придется тогда вообще отказаться от своего языка, что
практически исключено, или же вопрос надо решить законодательно.
Следует подчеркнуть, что определенную
дискомфортность для малочисленных народов Азербайджана создала попытка
внедрения тюркизма в государственную идеологию в начальной стадии
становления азербайджанской государственности. В период правления
А.Эльчибея (1992-93гг.) была принята формула "Одна нация (тюркская) -
одно государство". Некоторые ученые считают, что вероятно, "пантюркизм"
Элчибея и был одной из основных причин падения первого демократического
правительства Азербайджана.
В следствие
всех этих причин, некоторыми азербайджанскими политиками и
учеными отмечается, что в последнее время можно наблюдать некоторый рост
аварского национализма, обусловленного, по их мнению, тремя факторами:
• отставанием аварских альтернативных (теневых) экономических структур в
соперничестве с азербайджанскими;
• влиянием аварских националистических сил, действующих в Дагестане;
• реакцией на рост азербайджанского тюркского национализма.
Все эти факторы носят в настоящее время
достаточно скрытый характер и могут проявить себя в условиях резкой
дестабилизации социально-политической ситуации в стране. Хотя, к протестной
реакции аварского населения Азербайджана, не только аварского, но и других
национальных меньшинств подталкивает, прежде всего, неравные экономические
условия и самый низкий уровень социального развития.
|