Князькина Н.Х.

ГОУ ВПО Омский государственный университет им. Ф.М. Достоевского

Критерии и условия социализации старшеклассников средствами театрального искусства в творческой деятельности

 

Вопрос о критериях социализации личности по-разному рассматривается в современной зарубежной и отечественной науке. По мнению американских авторов М. Роймса и Е. Томаса, в качестве критериев социализации личности в творческой деятельности выступают самоэкспектация (реализация самоожиданий в жизненной программе), самоидентичность (полное отождествление, уподобление самого себя с образом «Я - идеал»). К. Роджерс подчеркивает, что креативность личности, гибкость, динамичность и одновременно ее устойчивость в меняющихся ситуациях достигается на основе такого критерия, как конгруэнтность (личность, приобретая и вырабатывая ряд социальных установок, ценностных ориентаций, удовлетворяет и развивает свои потребности и интересы в творческой деятельности, стремится быть самим собой). В работах А. Маслоу в качестве важнейшего критерия социализации творческой личности называется самоактуализация (полное раскрытие личностью своего творческого потенциала в деятельности, самоутверждение в собственном статусе, реализация стремления «стань тем, кем должен стать!") [4, с.159].

Интегральным обобщающим критерием социализации и самосознания является самоуважение. Самоуважение - не одномоментный акт, не единовременное действие. Оно формируется через два последовательных этапов. Этапы развития творческой личности, по мнению Дж. Марша, охватывает следующие ступени социализации:

-                    интуитивная, определенная как хаотичная ступень, характеризующаяся тем, что подросток еще не выработал четких ориентиров, не выбрал профессию, у него нет жизненного выбора;

-                    преждевременная, досрочная, «навязанная» ступень, когда под влиянием родителей, под давлением авторитета, на основе чужих мнений подросток выбирает свой путь, чаще всего ошибочный (здесь действует стереотип преемственности поколений в семье);

-                    ступень осознания в самоопределении, связанная с необходимостью выбрать из многочисленных вариантов развития тот единственный, который может стать своим, позволяющим проявить все дарования и склонности;

-                    зрелая, достигнутая завершающая ступень, при которой старшеклассник преодолевает кризис идентичности. Он переходит от «поиска и шатаний» к практической реализации собственного «Я» [1, c.530].

 Исходя из специфики задач творческого процесса, критерии социализации могут быть условно разделены на четыре направления:

-                    знания, навыки, умения, приобретенные в процессе обучения творческому мастерству;

-                    познание самого себя, своих способностей и своей пользы;

-                    развитие способностей, творческого потенциала;

-                    готовность к жизни, выбор своего пути.

Для начала творческого процесса необходим толчок, который будит творческую натуру личности. Только тогда человек сможет почувствовать свое призвание. Важно помнить, что творчество предполагает не только высокий уровень организации своей воли и таланта, но и свободу в применении своих умений и потенциальных возможностей. И не важно, станет ли ребенок художником, актером, музыкантом, главное, он приобретет творческое отношение к жизни.

В качестве критериев социализации можно определить следующие способности и свойства личности:

-                    способность вовлечения в процесс творчества, работоспособность;

-                    свойства творческого воображения и мышления;

-                    умение видеть, слышать, наблюдать и подмечать необычное в реальной жизни;

-                    свойства психофизической памяти;

-                    свойства эмоционального возбуждения;

-                    волевые свойства личности, обеспечивающие практическую реализацию творческого замысла – настойчивость.

Этими критериями должен руководствоваться педагог, вовлекая школьников в творческую деятельность, ставя перед собой задачу развития творческой личности. Знание их способствует оптимальному построению процесса совместной деятельности, познанию механизмов и противоречий формирования творческой личности.

Театр - серьезное дело, трудное и ответственное, с очень сложным организмом, требующим сил, пристального внимания, любви и черновой работы. Необходимо, чтобы дети поняли всю серьезность этого факта. И наряду с глянцевой стороной театра знали и шероховатую. Были готовы играть в эту трудную профессию, заниматься специальностью на полном серьезе. И вот в этом сочетании требовательности, будничной деловитости с игрой, в организации маленьких торжественных праздников из элементарных занятий и заключается основной секрет театральной педагогической практики.

В театральной студии воспитание, образование, развитие и социализация актера главным образом происходит в процессе создания спектакля и в процессе обучения его навыкам игры на сцене.

Овладение основными элементами актерского мастерства (сценическое внимание, свобода мышц, воображение, взаимодействие, общение и т.д.) тесно связано с верой в предлагаемые обстоятельства. Это значит, по учению Станиславского, - оставаться самим собой, быть живым, все на сцене видеть, слышать, понимать.

Нет действия вне предлагаемых обстоятельств. Все элементы системы – внимание, общение, оценка предлагаемых обстоятельств – органически свойственны человеку [3, с.157]. В жизни они существуют и выявляются нераздельно, в единстве. Совокупность этих элементов есть достижение цели (что я делаю, для чего я делаю, в каких предлагаемых обстоятельствах). Актер учиться думать, задавать себе вопросы и отвечать на них логически, так как действие на сцене строится "по законам правды», на «чувстве веры» и естественной логике. Овладение основами актерской психотехники дает возможность старшекласснику легко адаптироваться в любом обществе, общаться с разными людьми (в семье, в школе, в ВУЗе, во временных группах).

Об актерских способностях лучше судить по спектаклю, созданному в порядке импровизации. Здесь проявляется актерская воля, а значит и воля личности, фантазия основанная на знании и изучении действительности, способность к импровизации. Если актер умеет импровизировать на сцене, то это значит, что он достиг большой внутренней свободы, он видит, что вокруг него происходит, слышит, оценивает происходящее, у него возникают определенные решения, и он стремится к осуществлению этих решений, то есть к действию [2, с.19]. Импровизация никогда не возникает на пустом месте, она всегда хорошо подготовлена, в ней проявляется интеллектуальный уровень актера и знание им жизни – не вообще, не из чужих уст, не из других источников, а из собственного опыта и познания. Импровизация имеет непосредственное выражение творческого подхода в мастерстве актера. Она способна возникать и в других процессах человеческой деятельности, развивать творческое отношение к жизни вообще и к своей будущей профессии в частности.

Качества социализации старшеклассников очень близки качествам сценического образа. Старшеклассник стремится формировать свой образ в жизни, поэтому опыт создания образа на сцене помогает ему отобрать нужное для себя, для своего жизненного образа. Создать сценический образ – значит раскрыть не только себя, свою актерскую индивидуальность, но и время, героя, стиль автора и режиссера. Главное в появлении актера на сцене в том, чтобы сотворить новый художественный образ, действительность, выразив в этом свое отношение к миру.

Образ действительности – это характер, созданный актером на основе наблюдения и изучения социальных типов современности. В процессе отбора характерных особенностей героя  вырабатывается позиция актера, созревающая в результате труда, поисков, решений.

Вахтангов придавал первостепенное значение современности в игре. Успех спектакля он ставил в зависимость от «чувства современности». Он определил само понятие спектакля как пьесы в данное время. Мы ставим пьесу «здесь, сейчас, сегодня», напоминал он своим ученикам. Спектакль – это пьеса поставленная «здесь», в данном театре (студии). Режиссер требовал, чтобы учитывались все условия игры [5, с.71].

Можно сказать, что сценический образ – это роль в данное время, в данном театре, созданная данным актером.

Время, театр, актер творят образ, выражая новое сегодняшнее отношение к миру, к обществу, к человеку. И это – цель театрального творчества.

Социализация старшеклассника средствами театра, как мы видим, протекает в следующих условиях:

- «черновой работы» – бесконечных повторов и возвратов от конца к началу и т.д.;

- заразительной атмосферы игровой деятельностью;

- познания видов общения в процессе освоения элементами актерского мастерства;

- познания процессов творчества, творческого отношения к любой деятельности;

- процесса познания эпохи, времени, общества, человека, среды и себя.

Условия образования, воспитания, развития и социализации в студии способствует становлению творческой личности, и только развитая личность (по вышеуказанным параметрам) способна создать на сцене целостный художественный образ героя, а в жизни она будет представлять образ  социально востребованной личности.

Библиография

1.            Возрастная психология. Детство, отрочество, юность.: Учебн. пособ. для студ. пед. вузов. Хрестоматия // Сост., научн. ред. В.С. Мухина, А.А.Хвостов – М., Издат. Центр «Академия», 1999.- 624с.

2.            Воспитание актера. Выпуск 2. – М.: «Искусство», 1972.-127с.- (Репертуар худ. сам., №5. серия метод лит.).

3.            Захава Б.Е. Мастерство актера и режиссера. Учеб. пособие для спец. учеб. заведений культуры и искусства.  – М., «Просвещение», 1978. 334 с.

4.            Мудрик А.В. Социальная педагогика. Учебник для студ. пед. вузов / Под ред. В.А. Сластенина. - М.: Издательский центр «Академия»,1999. – 184 с.

5.            Смирнов – Несвицкий Ю.А. Роль и сценический образ. – М.: «Искусство», 1968. – 72с.- (Репертуар худ. сам., №18. серия метод лит.).