Философия / 1. Философия литературы и искусства
Зайцева М.Л., Пакулин С.Л.
Генезис синестетических концепций
в искусстве
Синестетические концепции древних цивилизаций
отражают доминирующие черты данных культур, в том числе приоритет чувственно-конкретного
восприятия, неотделимость чувственного восприятия действительности от гносеологической
и космологической проблематики, синкретический характер взаимосвязи между художественными
языками. В лоне религиозно-философских систем древних цивилизаций начинается процесс
формирования синестетических концепций, где оформление межчувственных связей происходит
преимущественно по типу пространственно-слуховых синестезий (античная «гармонии
мира», древнеиндийская концепция первозвука Вселенной, древнекитайская концепция
«музыки Пути»), Семантическое понимание компонентов синестетических концепций данного
периода складывается под воздействием факторов широкого культурологического уровня:
от мифологии, космологии, метафизики, этико-эстетических воззрений до этнорегионального
генезиса элементов художественных языков.
При всем различии философско-религиозных
систем описанных выше типов культур, выявляется общность в способах постановки и
решения вопросов, связанных с целостностью чувственного восприятия.
Синестетические концепции европейской средневековой
культуры оформляются преимущественно в рамках религиозного искусства, а именно в
концепции соборного искусства. Это обусловливает изменения в понимании онтологической
и аксиологической значимости данных концепций.
Главным
фактором для понимания концепции соборного искусства является религиозно-аскетическая
мысль, где направленность синестетических идей обретает этико-религиозный характер.
На принципы соборного искусства оказывают наиболее сильное влияние такие положения
эстетики аскетизма, как полемическое отношение к конкретно-чувственным формам восприятия,
осуждение принципа наслаждения, культивирование принципа духовного трезвения. Целью
воздействия объекта (предмета искусства) на субъект в рамках соборного искусства
является теперь не столько эмоциональное переживание, сколько духовное изменение.
Развивается тенденция к выявлению сакральной и онтологической ценности незримого
и неизреченного, соединение принципов соборного искусства с эстетикой света, христианской
этикой. Под воздействием религии выстраивается иерархия культурных ценностей, в
которой главенство отдается Слову, определяющему в концепции соборного искусства
весь характер использования художественных средств.
Ренессансная модель культуры, признавая эстетически
значимыми принципы автономии искусств, оставляет мало места для синестетических
тенденций. Идее объединения, слияния искусств и форм их воздействия противопоставляется
идея самодостаточности и дифференцированности художественных языков. Уменьшается
влияние элементов широкого культурологического уровня на формирование синестетических
идей, их место начинают занимать собственно искусствоведческие мотивации.
Синестетические
идеи перемещаются с уровня онтологии на уровень биологии, психологии. Чувственные
методы восприятия и познания действительности приобретают в ренессансной культуре
гносеологическую значимость: знаковая сторона, грамматика художественных языков
ориентируется теперь именно на чувственное восприятие, где приоритет отдается удовольствию.
Синестетические идеи приобретают психологическую направленность, доминирующую роль
в них начинают играть интероцептивные ощущения, исследуется связь между чувством
и внутренним состоянием человека.
Новоевропейская культура развивает синестетические
концепции на полюсе двух, понимаемых как антагонистические, категорий: чувства (барокко)
и разум (классицизм), реализуясь в хаосо- и космографических концепциях с приоритетом
одного из видов познания и восприятия действительности. В результате абсолютизации
одного из методов познания утрачивается целостность восприятия и постижения действительности.
Концептуальной основой синестетических идей
барокко становятся два фактора барочной эстетики: признание остроумия важнейшей
созидательной силой, а наслаждения – доминирующей эстетической функцией художественного
произведения. Эстетика ориентируется на чувственное восприятие и сильный художественный
эффект, достигаемый, прежде всего, синестетическими формами (от метафоры до идеи
синтеза искусств); поиск всемирных связей и аналогий между предметами и явлениями
ведется в культуре барокко на основе интуитивного метода познания.
Спецификой классицистского типа синестетических
идей является не только доминирование в них рациональных компонентов, но и акцентирование
в них дидактических и преобразовательных функций.
Романтизм и, особенно, символизм возвращают
синестетическим концепциям глубину онтологического характера, совмещая его с высокой
степенью теоретической проработки теорий взаимосвязи как элементов мирового целого,
видов искусств, так и мельчайших элементов художественных языков. Наступает новый
этап развития синестетических концепций, объединяющий фундаментальные философско-религиозные,
научные и художественные исследования.
Поиск и обнаружение межчувственных связей
и их актуализация в процессе познания мира становятся важнейшими задачами романтической
и символистской эстетик. Спецификой данных синестетических концепций является усиление
в них роли иррациональных механизмов постижения действительности, стремление максимально
широкого объединения художественных языков и видов искусств, в результате чего происходит
усиление воздействия объекта искусства на субъект.
Исследование генезиса синестетических концепций,
выявления их характерных черт в искусстве древних цивилизаций, европейского Средневековья,
Возрождения, Нового времени позволяет выявить логику исторического процесса, определить
факторы социокультурного контекста, наиболее влияющие на развитие синестетических
форм восприятия.