Философия.
Секция 1: Философия науки
Мушич-Громыко
Айвика Владимировна
Новосибирский
университет экономики и управления
Актуальность
философско-научного анализа космологического знания с позиций теоретического и
классификационного подходов
Космологическое
знание, являя собой сплав философских систем о проблеме начала, целого и т.д. и
естественнонаучной астрофизической и астрономической конкретики, становится предметом
социально-философского анализа в ситуации, когда мы опираемся на
интердисциплинарное основание космологии – научную картину мира (НКМ).
Данное
понятие в своей эволюции и содержательной динамике в истории космологического
знания, как пишет В.В. Казютинский, прошло три основных этапа развития:
·
мировоззренческий
(наиболее длительный, где НМК бытийствовала как философская картина мира (ФКМ)
с элементами научного знания);
·
естественнонаучный
(собственно НКМ и есть физическая картина мира в ее первом, родовом
определении, данном Герцем);
·
современный этап,
неразрывно связанный с научно-технической революцией, достижениями астрономии и
астрофизики, обогащенными современными философскими представлениями о Мире,
Вселенной, Космосе.
В
этой связи, на уровне принятия НКМ не как принудительной детерминанты, но
именно как интердисциплинарной мультипарадигмы, особое значение приобретают
вопросы дефиниции космологического знания как:
·
общемирового достояния
(с позиций субстанциональной парадигмы);
·
социального феномена (с
позиций философско-мировоззренческих оснований и следствий обобществления космологического
знания);
·
философского достижения
(с позиций как исторической, так и современной философии);
·
научного закона (с
позиций астрофизики и комплекса космологических наук в целом).
Такого
рода теоретические различения и одновременно – междисциплинарные исследования крайне необходимы в условиях, когда суждения
о месте и роли космологии в мировой истории по сию пору являются площадкой
острейших философских дискуссий в рамках трех ведущих европоцентричных формах
картин мира – христианстве, материализме и теософии.
Именно
здесь становится необходимым классификационный подход, который, будучи развитой
формой натуралистических исследовательских (онтических и таксономических) программ, имеет, тем не менее,
решающее значение для космологии, в
эшелоне знаний которой, такая связующая категория как «жизнь» относится к числу
определяющих и задает нынешней космологии параметральные границы познания, вплоть до социально-философской
свертки «внеземная жизнь».
Своеобразным
симбиозом теоретико-классификационных подходов могут выступить наши основные
положения проблемной задачи, которые таковы:
1.
Описание, определение и
конкретизация космологического знания в обязательности обнаружения «особой»
теоретической реальности в ситуации социально-философского анализа
космологического материала.
2.
Рассмотрение различного
рода «плодотворных познавательных симбиозов» (определение Ю.В. Балашова),
в части мировоззренческих и философско-методологических установок.
3.
Обнаружение и описание
парадигмально новых условий познания в ситуации разрешения исторически первого
вопроса космологии (ОВК) – вопроса о происхождении Вселенной.
4.
Выделение теоретической
реальности космологии как особой на основании постановки вопросов, касающихся
полноты объяснения природы научного и философского знания на примере
космологии.
5.
Возможно широкое и
строго дисциплинарное рассмотрение политеоретизма космологии как ведущего
феноменального обстоятельства.
6.
Экспликация современного
космологического интеллектуального поля посредством репрезентации
философско-методологического набора средств, «работающих» в современной
космологии.
7.
Необходимость
операционального выделения онтологии космологии: в естественнонаучной части –
как законов природы, имеющих способ бытия
законов физики; в философской части – как закономерностей социальной онтологии, в связи с исторически
сложившимся опосредующим звеном земной космологии – социальной эволюцией и
теорией развития.
8.
Выработка ряда
продуктивных положений в связи с проблемой философско-научной классификации
космологического (астрономического) материала. Разработка анализаторских групп
именно в философских основаниях (постулатах) космологии, как наименее
систематизированных и комплексно неорганизованных.
9.
Привлечения,
соответствующие тематике мировоззренческие основания и методологические
обоснования с применением историко-научного анализа в части организации
описания новейшего космологического знания, невозможного без проблематизации
стратегии SETI и поиска сигнала ВЦ. На
основании теоретического и классификационного подхода – выработка критериев строгой научности и
гносеологических социокультурных допущений, обогащающих данную проблематику с
указанием критериев лженаучных компиляций по данному вопросу.
Думается,
что предложенный нами своего рода исследовательский проект, может рассматриваться
в виде гипотезы о специфическом значении космологического знания, как для
истории философии и науки, так и для всего строя цивилизации.
ЗАЯВКА
на участие в научно-практической конференции «Наука и технологии: шаг в будущее-2009»
Философия. Секция 1: Философия науки
Фамилия Мушич-Громыко
Имя Айвика
Отчество Владимировна
Место работы АНО УО «Центр космологии»
Должность Зам. директора
Ученая степень Аспирант
Название вуза Новосибирский государственный университет экономики и управления. Кафедра философии
тема
доклада: Актуальность философско-научного анализа космологического знания с
позиций теоретического и классификационного подходов
Адрес 630110 г. Новосибирск, а/я №1.
e-mail cosmology@ngs.ru
Форма участия заочная