Ж.И.Намазбаева
директор научно-исследовательского
института психологии
КазНПУ им. Абая
доктор психологических наук,
академик
Психология и культура
В
Казахстане с 2004 года принята к
реализации Государственная программа РК «Культурное наследие». Практически
создана целостная система изучения богатейшего культурного наследия,
воссоздание огромных историко-культурных и архитектурных памятников Казахстана.
Результаты разработки этой Программы за короткий срок оказались значительными.
По итогам исследований была проведена Международная научная конференция, что
стала историческим событием, как для ученых, так и для всего общества в целом.
В ней приняли участие представители России, Украины, Узбекистана, Кыргызстана,
США, Турции, Китая, Германии и др.
По своей масштабности, а самое главное
по содержанию новой информации конференция явилась демонстрацией развития
науки, социальных сфер Суверенного Казахстана. Однако самое главное, что
впервые этот форум продемонстрировал оптимальную восстребованность достижений
науки тогда, когда она становится достоянием молодежи. Значительная часть
аудитории была заполнена студенческой молодежью из КазНПУ им. Абая.
Глобальный проект, единственный своего
рода в постсоветском пространстве, нацелен на решение социальных задач
страны. Он в значительной мере
способствовал успешной интеграции Казахстана в мировое пространство. У
студентов появился свет и гордость в душах за страну, что приводит к мысли о
необходимости сохранения богатого культурного наследия и желания иметь
собственное духовное поле. Это благодатное зерно поможет молодежи
понять, что достижения культуры их страны станут доступными для других стран и
тогда это будет уже достоянием всего мира - вот это и есть живая интегративная
преемственность истории и людей в нем. Вторым знаковым моментом этой
конференции было то, что впервые в стенах Национальной АН РК на такой
исторической конференции с участием ученой Элиты страны были освещены психологические
проблемы в контексте культурного наследия. Для центральной науки о человеке
– психологии это значительный шаг. Дело в том, что, как известно, психология не
интересовала Советскую власть Казахстана и при национальной академии наук не
существовало ни лаборатории, ни центра, не говоря уже об институте, где
разрабатывались бы психологические проблемы (как будто бы их вообще не
существовало).
Новое время поворачивает нас лицом к самому человеку, к его
ценности, к субъективности личности. Ускоренную модернизацию общества способны
осуществлять лишь люди активные творческие, самодостаточные, способные к
самореализации. Это положение подводит нас в плотную к проблемам потенциальных возможностей человека. В связи с этим
неизмеримо возрастает значимость гуманитарных наук, среди которых в системе
наук о человеке центральное место принадлежит психологии, так как
психологические закономерности пронизывают все сферы человеческой деятельности,
социальные процессы, в которых мы включены.
К сожалению психологическая наука и практика до сих пор не нашла своего должного места в
нашем обществе, в развитых же странах мира она давно стала одной из
приоритетных отраслей науки. И поэтому не удивительно, что в настоящее время
имеются значительные психологические трудности у граждан, возникшие в связи с
ломкой и преодолением многих стереотипов их сознания, которые складывались на
протяжении десятилетий. Значит, имеющийся потенциал психологической науки и
практики мы должны направить на научное обеспечение модернизации общества и
образования. Это – выявление и создание оптимальных социально-психологических
культурологических механизмов становления личности.
Нам представляется, что перед обществом встают не
столько проблемы политического, социального, экономического плана, сколько
проблемы единого кризисного синдрома, в основе которого лежит глубокая
деформация духовного здоровья, что
требует научного обоснования новой парадигмы гуманизации образования
через культурно-ценностный потенциал человеческой общности. Решение этой задачи
мы видим в глубоком анализе работ гениального ученого ХХ века Л.С.Выготского.
Осознание и систематизация психологических идей Л.С. Выготского будут особенно
успешными в связи с синтезом культурного наследия страны. Дело в том, что
теория культурно-исторической психологии автора действительно органична
культуре и цивилизации, искусству и истории, психологии и образованию,
социологии и педагогике. Какую бы из этих областей мы не взяли, везде успешно
могут быть использованы идеи ученного в
соответствии с реальной практикой.
В различные теоретические концепции о
сущности человека, закономерности развития его психики вкладывались основные
соотношения: «человек-природа», человек-общество», «человек-божество»,
«человек-культура». Традиционно, на протяжении многих десятилетий, чаще
рассматривались первые два соотношения, реже – третье и, наконец, четвертое
почти не принималось во внимание. Тогда как мир человека, есть способ
организации и развития его жизнедеятельности в определенной культурной форме в
имеющемся культурном пространстве. Человек усваивает способы взаимоотношений с
окружающим миром. Это основывается на представлениях о нем сложившихся в
процессе овладения культурным опытом. Вследствие, такой деятельности, мы
присваиваем высшие ценности культуры своего и других народов. Еще в 30-е годы
ХХ века Выготский Л.С. /1/ подчеркивал,
что в отношениях личности с миром выявляется культурно-ценностный потенциал
человеческой общности, и поэтому особую значимость приобретают культура и
культурное наследие любого народа. В этой связи одной из центральных задач
современной психологии является изучение этнокультурного и поликультурного
развития граждан Казахстана, выявление психологических закономерностей и
изучение вопросов развития нового человека нашего общества.
Думается, что настало время создать
Государственную образовательную программу, направленную на этнокультурное
развитие детей и молодежи на всех звеньях обучения и воспитания, основой
которой было бы культурное наследие Казахстана. В настоящее время активно
выявляются и устанавливаются новые факты истории культуры и культурный массив
постоянно растет. Пропаганда и освоение, объективная интерпретация, передача
знаний о культуре подрастающему поколению становится самой насущной, гуманной
по своей сути задачей. Много предстоит сделать и в сфере раскрытия духовной
культуры прошлого по отношению к сегодняшнему дню. Принципиально важным
моментом является и то, что все открытия о культуре должны стать достоянием
самых широких слоев населения. Ведь становление современного человека как
личности необходимо рассматривать, как процесс приближения к идеалам культуры.
Для этого требуется на широкой
междисциплинарной основе разработка фундаментальных исследований, направленных
на установление роли культуры для психической жизни человека и общества. Это
психологический анализ личности и деятельности в культурном контексте.
Все это позволит изменить содержания
образования и направит его на психологические способы развития человека, что
само по себе по новому будет содействовать гуманизации общества через
осмысление прошлого и развития культуры настоящего времени. С другой стороны
психология должна выступать как культурная составляющая ускоренной модернизации
современного государства. Время показало, что ни какие изменения в политике и
экономике не реализуемы в должной степени пока не изменяться психология и
сознание людей. И поэтому в настоящее время для психологии важно признать, что
культура – главный фактор, положительно влияющий на человеческую деятельность и
поведение в целом. Низкий уровень духовно-нравственной и эстетической культуры,
необходимость реализации профессионально-личностной направленности воспитания
современной молодежи, как никогда ставит остро проблемы интеграции
психологической науки и культуры. Л.С.
Выготский /1/ подчеркивал, что развитие человека это «культурное развитие».
Становление личности как субъекта напрямую связано с понятием культуры. Оно
строится на культурно-историческом фундаменте. Итак, для психологической науки
Казахстана намечен конкретный фронт работы по реализации культурологического
подхода в образовании. Мы считаем, что само становление личности – это
процесс приближения человека к социальному освоению идеальной культуры. Неважно,
как это присвоение, приближение, проникновение к ней будет осуществляться.
Важно лишь то, что это должно быть принято, понято и востребовано всеми нами.
Для выполнения этих поистине грандиозных задач современного общества требуется
определение содержания культурного наследия для образовательных услуг, а так же
выбор продуктивных средств для его передачи. Разработка
теоретико-методологических основ психологии культурологического подхода к
образованию и воспитанию позволит создать Государственную программу.
Психологический взгляд на культуру во
многом зависит от того, как ее понимать. Психологическая наука связывает
культуру с творческой деятельностью /2/. Когнитивная чувствительность
человеческой психики в познании культуры очень велика. Психические свойства
личности проявляются во всех видах культуротворчества. Идеи Л.С. Выготского в
культурно-исторической психологии можно рассматривать в связи с обсуждаемой
проблемой в новой интерпретации. Речь
идет о взаимообусловленности психических и культурных механизмов
жизнедеятельности человека. Человеческая психика порождает культуру, а культура
оказывает влияние на формирование и развитие психики. Говоря о реализации
личностно-ориентированного образования /3/ подчеркнем, что нам предстоит
глубокое исследование личностно-творческого значения культуры для человека.
Восприятие культуры происходит через познание, память, речью, а самое главное,
через эмоционально-волевую сферу. В данном случае краеугольным камнем является
теория Л.С.Выготского о соотношении «интеллекта и аффекта» /1/. Глубокий анализ идей этой теории позволяет подойти
к изучению личности современника через культуру, с позиций комплексного подхода
/4/, суть которого составляет взаимосвязь познавательной и эмоционально-волевой
сфер человеческой психики. В этом так же проявляется необходимость
субъективного подхода к личности на уровне предсознательного и бессознательного
в человеке, то есть глубинного подхода к душе человека. Ни это ли является истинным гуманизмом в современной науке и
образовании?
Таким образом, в культурно-исторической
психологии Л.С.Выготского заложен неисчерпаемый потенциал психологической
науки. Центральной идеей этого глубокого учения является пропаганда и
конкретная реализация гуманного отношения к человеку.
Нам посчастливилось учиться, расти и
формироваться как ученому в лаборатории Л.С.Выготского и поэтому его идеи,
глубокий их анализ позволяют нам утверждать, что нынешнее образование и
духовно-нравственное формирование будущих граждан Казахстана будет успешным,
если оно будет осуществляться на основе культурного наследия страны.
Развитие психологической науки и практики
принципиально и судьбоносно для современного Казахстана. Необходимо повернуть
психику, сознание, душу человека к добру, то есть к духовно-нравственному
возрождению нации. И в этом культурно-историческая психология в контексте
культурного наследия дает нам живой импульс для конкретных и реальных
достижений.
Очевидным является также и то, что
тесная связь психологии и культуры прослеживается через их влияние на ключевые
аспекты человеческого «Я», его
поведения. Психологические исследования в этом ключе успешно осуществляются в
настоящее время сотрудниками первого в Казахстане НИИ Психологии КазНПУ
им.Абая. В институте разрабатывается идея нового социокультурного подхода
общества к становлению личности будущих граждан Казахстана./5/
Литература
1.
Выготский Л.С. Собрание
соч.:В 6 т _ М., 1982.
2.
Мацумото Давид.
Психология и культура – С-П, 2002.
3.
Намазбаева Ж.И.
Психологические вопросы реорганизации образования в ВУЗе. //Межд.научно-пед.
издание, Алматы, 2004.
4.
Намазбаева Ж.И.
Разработка психологических проблем и социальное развитие общества. //Вестник
КазНПУ им. Абая. Серия «Психология» - Алматы, 2000г. - №5
5.
Сатова А.К.
Теоретико-методологические основы социокультурного подхода к развитию личности
одаренных детей. // Высшая школа Казахстана. №1 2009г.