Э.А. Урунбасарова – доктор педагогических наук,
профессор НИИ Психологии КазНПУ имени
Абая
Духовно-нравственное формирование
личности: психологическая сущность и особенности
В новых
условиях, когда Казахстан уже твердо идет по пути суверенного
государства, одной из главных проблем нашего общества является проблема
духовно-нравственного формирования личности. Причем весьма важным представляется
психологический аспект данной проблемы.
Понятие "духовность" и понятие
"нравственность" неразрывно
взаимосвязаны и взаимообусловлены. Для
нас особую важность приобретает тот факт, что нравственность, как присущая
личности характеристика, является необходимым условием и средством пробуждения
и возрождения духовности. Духовность же, при
обретении ею достаточной силы, в свою очередь, может выступать в такой
же роли по отношению к нравственности, – то есть возвышать и преображать ее.
Формирование –
это процесс, проходящий свои этапы,
имеющий свои темпы, свою историю.
Формирование идет пока в личности происходят изменения. И по достижении зрелых
лет формирование не прекращается, так как изменяется социальная
действительность, меняется положение в обществе, следовательно, его социальная
роль претерпевает изменения, да и жизненный опыт вынуждает личность
перестраивать что-то во взаимоотношениях с миром. Остановка формирования
личности – ее гибель, ведь способ существования личности в ее взаимодействии с
обществом, с социальным миром.
Процесс духовно-нравственного формирования личности
предполагает постепенное достижение гармонии и единства эмоциональной,
чувственной, интеллектуальной и рациональной сфер личности. Он призван
обеспечить накопление и осознание человеком эмоционально пережитых и личностно
принятых жизненных ситуаций, этических норм поведения, их развитие, что
помогает совершенствованию и реализации в его жизни всей совокупности
духовно-нравственных ориентиров. Эффективность процесса зависит от продуманной
стратегии, где важнейшая роль отведена средствам актуализации
духовно-нравственного потенциала личности, методам дифференцированного,
индивидуального подходов к ней.
Процесс духовно-нравственного формирования личности
условно можно разбить на следующие этапы, позволяющие с большей ясностью
обозначить его психологические механизмы.
1.
Духовно-нравственное
ориентирование через насыщение знаниями с учетом возрастных особенностей
личности. Цель данного этапа – вызвать интерес к знанию, способствовать
развитию духовно-нравственных потребностей.
2.
Через эмоции к осознанию
духовного и нравственного начала личности. Цель – разбудить эмоциональную
сферу.
3.
Стимулирование
внутренних резервов личности. Цель – максимальное включение в ситуации духовного
и нравственного выбора.
4.
Актуализация
духовно-нравственного потенциала личности. Цель – обеспечить самостоятельность
выбора.
5.
Стимулирование
личностной позиции. Цель – формирование убеждений.
Таким образом, из содержания процесса
духовно-нравственного формирования личности мы видим, что в нем большую роль
играют духовно-нравственные потребности.
Духовно-нравственная потребность выражает
специфическую ориентацию психики индивида, направленность его воли. В понятие
"духовно-нравственная потребность" входит круг психических явлений, относящихся к системе
психологического обеспечения,
свойственного только для поведения человека, которое сам индивид соотносит с
общественными интересами.
В наиболее чистом виде духовно-нравственная
потребность проявляется в том, что индивид получает удовлетворение и от ее
процесса, осознавая, что она направлена на благо общества.
Духовно-нравственной потребностью является также
и стремление человека осуществить
элементы индивидуального сознания, сформировавшиеся на основе моральных
представлений и чувств, которые распространены в данной социальной общности.
Всякий внутренне усвоенный индивидом элемент общественной морали воздействует
на него как духовно-нравственная потребность.
Определенные виды духовно-нравственных потребностей
формируются на основе привычки к моральному поведению. Индивид проявляет
склонность к выбору привычной линии поведения, даже если ситуативные влияния
толкают его в противоположном направлении. Механизм формирования привычек
поведения сам по себе внеморален, но возможность использования его для
воспитания духовно-нравственных потребностей
очевидна. Свидетельством формирования потребности привыканием является
то, что поведение в соответствии с привычкой вызывает положительные, а
уклонение от такого поведения – отрицательные эмоции. В этой связи С.Л.
Рубинштейн назвал эмоцию "проявлением потребности", "конкретной
психической формой ее существования /1/.
Духовно-нравственная потребность является той
категорией, которая помогает индивиду уяснить механику функционирования
индивидуального морального сознания, связывает все его элементы с волей
человека. Знание индивидом нравственных требований не гарантирует
соответствующего этим требованиям поведения, но оно является одним из
необходимых условий формирования духовно-нравственных потребностей высокого
уровня осознанности и в единстве с ними, опираясь на них, это знание образует
особый механизм индивидуального сознания – духовно-нравственные убеждения,
сплав рационального и эмоционального. Укорененность духовно-нравственной
потребности в эмоциональной сфере психики можно выразить понятием
"духовно-нравственное чувство".
Итак, духовно-нравственные потребности являются
важнейшей психологической составляющей морально-мотивированного поведения
человека. Б.Д. Парыгин /2/ и другие установили, что любому действию человека
должно предшествовать образование двух сложных психологических феноменов –
готовности действовать и способности действовать. Готовность к
нравственно-мотивированному поступку предполагает: а) желание действовать
соответствующим образом; б) отсутствие противоположных желаний или, во всяком
случае, преобладание первого фактора. В способность действовать нравственно
входит ряд психологических качеств в специфическом для каждого морального
поступка и для каждой ситуации "наборе", кроме знания о том, как
нужно действовать. В одном случае – это сила воли, в другом – мужество, в
третьем – активность и т.п. Поэтому именно готовность личности поступать
морально формируется под воздействием духовно-нравственных потребностей.
Безусловно, при этом мы не исключаем тот факт, что на моральное поведение
личности влияют и другие потребности.
Наряду с потребностями в поведении человека большую
роль играют и другие элементы индивидуального сознания. Среди них большое значение
имеет способность к волевому усилию. В ряде случаев, когда духовно-нравственное
поведение требует ограничения некоторых потребностей, без способности индивида
к самоограничению оно просто невозможно. В недостаточном развитии у индивидов
способности к самоограничению, к волевому усилию заключается одна из возможных
причин того, что не всегда существует осознанная зависимость между желанием
индивида следовать духовно-нравственным требованиям и его реальным поведением.
По этому поводу Б.И. Дадонов пишет: "не всякая личность с альтруистическим
типом общей эмоциональной направленности способна проявлять высокую
отзывчивость, подобную тому, как не все люди, мечтающие о подвиге,
действительно способны его совершить. В типе общей эмоциональной направленности
фиксируется только потребность индивида в радости определенных переживаний. Но не всегда человек готов
заплатить за нее дорогой ценой" /3, с. 27/. Таким образом, разрыв между
стремлениями и реальными поступками связан
с неспособностью личности к волевому усилию. Поэтому при формировании
духовно-нравственной личности следует особое внимание уделять и воспитанию в
ней силы воли.
Следует помнить о том, что поведение человека, в том числе и духовно-нравственное, также
зависит от некоторых психических свойств природного происхождения. Ведь тип
нервной системы определяет многие психологические особенности человека, в том
числе и темперамент. И хотя черты темперамента сами по себе не относятся к
моральным характеристикам личности, они
определяют такие качества, как активность и способность к саморегуляции,
непосредственно входящие в психологическую систему обеспечения духовно-нравственного поведения. Согласно выводам
Б.Я. Первомайского /4/, от силы нервных процессов зависит, насколько легко или
трудно формируется работоспособность, выносливость, храбрость, способность
преодолевать трудности, самостоятельность, решительность. Таким образом, при
духовно-нравственном формировании личности необходимо учитывать ее
психологические особенности, среди которых важную роль играют природные
факторы.
Проблема влияния биологического фактора на поведение
человека имеет непосредственное значение для практики воспитания, реализации
принципа индивидуального подхода, предполагающего поиск в личности человека средств укрепления таких ее сторон, которые могли бы
служить противовесом для тех или иных врожденных особенностей индивида.
В духовно-нравственном формировании личности
необходимо также учитывать относительную самостоятельность психологии индивида,
то есть его субъективно- деятельные характеристики.
Индивидуализированное, специфическое для каждого
человека отношение к действительности проявляется в том, что он избирательно
относится к поступающей к нему информации, при этом человек сам может активно
стремиться к одним внешним факторам и избегать других. Таким образом,
многочисленные аспекты устойчивости и активности индивидуального сознания имеют
важное значение в духовно-нравственном формировании личности.
Следует также отметить, что устойчивость психологии
личности, являясь условием формирования моральной мотивации, при определенных
условиях может выступать препятствием в процессе ее духовно-нравственного
формирования. В каждый момент на сознание человека и его поведение оказывают
влияние: 1) объективная действительность и условия деятельности, культуры
общества, групповое сознание и поведение; 2) прошлое – история индивида, его
собственный опыт; 3) будущее: тенденции общественного развития, личные цели,
уровень притязаний и т.д.; 4) результаты осуществления личных целей, как особая
часть индивидуального опыта; 5) собственная биологическая организация.
В исследованиях психологов (Л.С. Выготский /5/, А.Н.
Леонтьев /6/, Н.Н. Трубников /7/ и др. отмечаются сензитивные и
импринтинговые пики в развитии
личности. Согласно их взглядам, в жизни индивида есть периоды, наиболее
благоприятные для формирования определенных качеств и способностей, в том
числе и нравственных. С точки зрения
подобных взглядов и определяется роль возрастных периодов в духовно-нравственном
формировании личности.
Так, по мнению С.Т. Шацкого /8/, в детстве
закладываются такие качества, как доброта и ее антиподы, жестокость или
равнодушие по отношению к людям и животным, агрессивность, выдержка, воля и
т.д. В более позднем (подростковом, юношеском) складываются отношения к
общественным интересам, патриотизм и т.д., что можно объединить термином
"социальная направленность" личности. Такие качества, как доброта,
воля и т.д. обладают большей устойчивостью, чем социальная направленность
личности.
Таким образом, формирование психических свойств и
качеств личности, способных влиять на ее поведение, начинается с момента
рождения и продолжается всю жизнь. Но при этом не в каждом возрасте можно
сформировать по желанию ту или иную черту. Формирование индивидуального
сознания может приводить на очень ранних стадиях к созданию стойких
особенностей личности, ригидных стереотипов поведения, которые поддаются
впоследствии коррекциям со стороны
сознания, преобразования в результате осознания субъектом лишь с очень
большими трудностями, если вообще поддаются.
Выход нам видится в изменении психологической системы,
в которую включены сформировавшиеся качества, и таким образом нейтрализации
отрицательных свойств путем усиления положительных, придания их проявлениям
нового смысла и значения. Способ изменения системы состоит в изменении
социального направления деятельности личности, тех ее свойств, которые легче
поддаются изменению. На этой основе можно дать новое применение волевым
качествам, мягкости характера, доброте, нейтрализовать агрессивность и
жестокость. Необходим комплекс мер, индивидуально подобранных не только для разных людей, но и для одного человека
на разных этапах его развития.
Литература:
1.
Рубинштейн С.Л. Основы
общей психологии. – М., 1946. – 356 с.
2.
Парыгин Б.Д. Основы
социально-психологической теории. – М., 1971. – 120 с.
3.
Дадонов Б.И.
Эмоциональная направленность и свойства личности // Вопросы психологии. – 1974.
– №6.
4.
Первомайский Б.Л. О
типологической основе структуры личности // "Проблемы личности".
Материалы симпозиума. – М., 1956. – Т.1. – 460 с.
5.
Л.С.Выготский. Избранные
психологические исследования. – М., 1956-460с.
6.
Леонтьев А.Н. Избранные
психологические произведения. В 2-х томах. – М., 1983. – 725 с.
7.
Трубников Н.Н. Наука и
нравственность.- М., 1990.
8.
Шацкий С.Т. Избранные
педагогические сочинения. – М., 1980. – 546 с.