Федосова Л. Н.
Одесский
государственный экономический университет, Украина
Национальный брендинг как двигатель
экономического развития страны
В современном быстроизменяющемся мире
стремительно растет стоимость нематериальных активов – брендов, имиджей, информации,
знаний. Также, особенностью нашего времени является глобализация и тенденция к
"стиранию" границ государств. Важным фактором, определяющем место
региона в мире, становится его присутствие в виртуальном символическом
пространстве (ТВ, Интернет, мобильная связь и т.д.).
В такой ситуации на первый план выходит
конкуренция городов за долю потребителей, туристов, инвестиций, уважения и
внимания. Мегаполисы становятся точками притяжения и международного
соперничества в области капиталов, талантов, впечатлений и славы. Также как и в
мире коммерции, государства нуждаются в сильных, положительных и узнаваемых
брендах. Имидж страны – это его конкурентное преимущество. Брендинг страны –
это стратегический подход к развитию этого преимущества и видения того, куда
страна может двигаться. Без такого видения страна не сможет конкурировать.
Как отмечает Уолли Оллинс, известный
специалист по страновому брендингу реалии любого государства постоянно меняются
и на это влияют различные факторы: смена политического режима, влияние
глобализации, войны, переход от одной стадии экономического развития к другой и
т.д. Важно, чтобы имидж государства также изменялся и адаптировался к новым
реалиям.
Если говорить об этом в контексте
пост-коммунистических стран Восточной Европы и постсоветских государств то
сегодня, после десятилетий политических невзгод и конвульсий, выпавших на их
долю, эти страны пытаются найти и понять себя, выкристаллизовать свою
национальную идентичность. Постепенно превращаясь в уверенные в себе, стабильные
и демократические общества, эти государства стоят перед лицом культурных,
политических, экономических и социальных требований, предъявляемых к ним
внешним миром, международным сообществом. Но внешний мир имеет очень смутное
представление - что это за страны? Очень мало жителей Запада знают, какое из
этих государств большое, а какое маленькое и каковы культурные индивидуальные
особенности у той или иной страны.
В виду того, что сама идея
эффективного продвижения страны является новой и чуждой для этих государств, а
аудитории, с которыми при этом приходится сталкиваться такие разные, не
удивительно, что большую часть работы, которые эти государства делают в сфере
национального брендинга – столь банальна, неубедительна и не скоординирована.
Задачей брендинга любого государства является строительство и поддержание
позитивных ассоциаций о себе, своих гражданах и продуктах. Во многих случаях
приоритетной задачей национального брендинга является распространение
информации о стране, особенно это касается стран, которые почти не вызывают или
вызывают очень мало ассоциаций. Зачастую - это деятельность, направленная на
изменение неблагоприятных мнений или стереотипов, которые не отвечают
действительности. Но конечной и главной целью странового брендинга – это
способствование росту благосостояния граждан страны.
Основой мощи национального
бренда является его ключевая идентичность . Это тот фундамент, на котором можно
строить мнения, отношения и ассоциации среди целевых аудиторий. Источником
идентичности бренда является набор идей, ценностей, характерных особенностей,
культуры, слов, образов, которые в совокупности создают в сознании
представителей целевой аудитории определенные ассоциации с
государством-брендом.
Поэтому алгоритм построения
бренда должен включать следующие шаги :
- поиск ценностей,
характеристик и атрибутов которые должны ассоциироваться с брендом;
- определение идентичности бренда;
- трансформация идентичности в некое «видимое» предложение для его потребителей
в форме услуг, продуктов и т.п.;
- коммуницирование и проецирование идентичности соответствующим путем;
С этим подходом согласен и
Уолли Оллинс , который утверждает, что в основе национального бренда должна
стоять некая ключевая идея, которая будет дифференцировать страну и
проецировать национальные характеристики эффективным и привлекательным
способом. Согласно Оллинсу, ключевая идея, стоящая за брендом должна выполнять
4 вещи:
1. Она должна работать на
эмоциональном и рациональном уровнях, чтобы взывать как к сердцу, так и к
разуму людей.
2. Ключевая идея должна быть
релевантна для всех аудиторий бренда.
3. Она должна быть
отличительной.
4. Она должна быть правдивой.
Она должна добраться до сердца бренда, избегать клише, и подчеркнуть концепцию,
которую аудитории будут признавать как реалистичную и вдохновляющую.
Бесспорно, государство должно
направлять усилия на формирование положительного имиджа страны, но это должна
быть консолидированная позиция по вопросам политики, экономики, инвестиционных
и туристических возможностей. Эта позиция должна отражать стратегию страны в
мире и базироваться на национальных интересах и приоритетах.
Литература
1. http://www.cfr.org/publication/14776/
The Journal of the Medinge Group
3. Аакер Д. Создание сильных
брендов/ Дэвид А. Аакер – М.: Издательский Дом Гребенникова, 2003