Сыздыков Темирбек Тюлюбекович
Преподаватель колледжа
искусств им. Таттимбета
Хоровая
литература как специальная дисциплина
дирижерско-хорового
отделения колледжей искусств
(Формы
работы и практические занятия)
Хоровая
литература — одна из специальных дисциплин дирижерско-хоровых отделений
музыкальных училищ.
Основная
цель исследуемой курса дать характеристику основным направлениям и жанрам
хоровой литературы, проанализировать хоровое творчество ведущих композиторов
прошлого и современности.
Для достижения указанной цели перед
работой были поставлены следующие задачи:
- расширить музыкальный кругозор учащихся;
- ознакомить их с лучшими образцами хоровой
литературы различных жанров и стилей;
- привить навыки анализа хоровых произведений
(определение идейно-художественного содержания, жанра, стиля хорового письма,
формы, выявление вокально-хоровых особенностей);
- всесторонняя подготовка будущих специалистов
— хормейстеров самодеятельного академического или народного хора, учителей
музыки общеобразовательной школы к самостоятельной профессиональной работе.
Курс
хоровой литературы изложен в трех разделах. В первом разделе учащиеся
знакомятся с русской хоровой литературой — с народной песней в хоровой
обработке, оперно-хоровой классикой и произведениями для хора a cappella. При
изучении этой главы учащимся важно усвоить характерные черты оперно-хорового
творчества русских композиторов.
Произведения
для хора a cappella рассматриваются в творчестве П. Чайковского, С. Танеева,
Вик. Калинникова, П. Чеснокова. Так как композиторы Вик. Калинников и Чесноков
не изучаются в курсе музыкальной литературы, возникла необходимость несколько
по подробнее рассмотреть творческий путь русских хоровых классиков.[1,C.3.]
Второй раздел
посвящен советской хоровой литературе. В нем даются характеристики
жанров массовой песни, хоровой сюиты, кантаты, оратории. Зарождение и развитие
этих жанров прослеживаются в хронологическом порядке в творчестве многих
советских композиторов. Анализ многих
хоров из советских опер для учащихся затруднен сложностью формы, гармонического
языка. Считается целесообразным ознакомить учащихся лишь с некоторыми хоровыми
жанрами советских опер. В качестве примеров приведены хоры, написанные в
жанрах массовой песни, лирической песни-романса, частушки, стилизации старинной
крестьянской песни или хоровые сцены, выдержанные в традициях русской оперной
классики.
В
третьем разделе изучаются жанры хоровой литературы в зарубежной музыке; дается
краткая характеристика творчества старых мастеров многоголосного хорового
письма; разбираются хоры малых форм представителей классического и
романтического направлений. В главе «Кантаты, оратории, мессы» дается краткая
характеристика творчества и разбор отдельных хоров из монументальных сочинений
И.-С. Баха, Г. Ф. Генделя, Й. Гайдна. Знакомство с оперно-хоровым творчеством
западноевропейских композиторов осуществлено на примерах из произведений
выдающихся представителей немецкого, итальянского, французского, польского,
чешского и венгерского оперного искусства; в конце дается краткий обзор
хорового творчества зарубежных композиторов XX века.[2, C.3.-4.]
Для
облегчения учащимся чтения и игры нотных примеров некоторые из них даны в
изложении на двух и трех строчках нотного стана (вместо четырех и более строк).
В
результате изучения предмета в комплексе специальных дисциплин («Хоровой
класс», «Дирижирование», «Чтение партитур», «Хоровая аранжировка» и др.)
учащиеся должны уметь анализировать идею произведения, определять жанр, форму,
стиль хорового письма, вокально-хоровые особенности партитуры с учетом всего
арсенала музыкальных художественно-выразительных средств, способствующих
раскрытию драматургии хорового произведения, должны знать пути развития того
или иного жанра хоровой музыки разных национальных школ.
К
наиболее важным направлениям формирования перспективной системы образования
можно отнести – повышение качества
образования в среднем звене путем фундаментализации, применения походов
с использованием новых информационных технологий, повышение творческого
начала и самостоятельности учащихся.
Самостоятельная
работа развивает такие качества, как умение работать с музыкальной литературой,
справочниками, периодическими печатями (музыкальные журналы и газеты, научные
статьи), интернета; организованность, инициативу, активность в решении
поставленных задач.
Наиболее
широко использовать следующие формы самостоятельной работы:
- подготовка к практическим занятиям (разбор и
анализ хоровых произведений).
- к семинарским занятиям (игра хоровых тем с
применением оперных клавиров и нотного
материала), устный ответ по заданным темам.
- подготовка и ответы по тестам по разделам и
жанрам хоровых произведений.
- выполнение домашних контрольных работ и
заданий;
- написание рефератов и докладов по стилям и
жанрам хоровых сочинений русских и зарубежных классиков.[3,C.55]
В зависимости о
творческой индивидуальности учащихся, так и преподавателей прочие формы
самостоятельной работы могут быть самыми разными:
- подготовка к хоровому концерту (с
использованием аннотации к исполняемым произведениям хоровой классики;
- взаимное рецензирования рефератов и докладов
учащихся;
- составление словарей и кроссвордов по терминам
изучаемого курса.
Текущий
(оперативный) контроль хода обучения в процессе занятий обеспечивает обратную
связь между преподавателем и учащимся. Он позволяет корректировать учебный
процесс с учетом хода усвоения учебного материала и способствует его
индивидуализации.
С
целью определения полноты и прочности знаний учащихся, навыков самостоятельной
работы с учебной литературой проводится экзамен.
По
окончании каждого семестра по предмету выставляется итоговая оценка
успеваемости учащихся на основании оценок текущего учета знаний — независимо
от того, выносится предмет на экзамен в данном семестре или нет. Экзаменационная
оценка рассматривается как окончательная. На экзамене учащийся должен: ответить на теоретические вопросы по
пройденному материалу и разобрать и
исполнить на фортепиано два хоровых произведения разных эпох, разных жанров.
Мероприятия по повешению эффективности учебного
процесса лишь схематично затронутые в настоящей статье, и служат, безусловно,
своего рода стержнем обеспечения качества образования.
Использованная
литература:
1.
О
композиторах, чье творчество изучается в курсе мызакльной литературы, сообщаются
только данные, касающиеся их хоровой деятельности
2.
Усова
И. Хоровая литература. – Учебное пособие. – 2-е изд., доп. – М.: Музыка, 1998г.
3.
Дж.
Джонсон. Индивидуализация обучения. Новые ценности образования: десять
концепций и эссе. М.: 1995г. С.55.