Шахметова Алма Сапаргалиевна

Павлодарская средняя  общеобразовательная школа №21

Воспитание юного гражданина: традиции и реалии.

Воспитание юного гражданина осуществляется сложной социальной системой, объединенной общей целью – разносторонним развитием личности с активной гражданской позицией для построения нового общества, удовлетворяющим современным требованиям мирового пространства. Так,  в Законе об образовании Республики Казахстан обозначаются следующие задачи: воспитание гражданственности и патриотизма, любви к своей Родине – Республике Казахстан, уважения к государственным символам, почитания народных традиций, нетерпимости к антиконституционным и антиобщественным проявлениям; воспитание личности с активной гражданской позицией, формирование потребностей участвовать в общественно-политической, экономической и культурной жизни республики, осознанного отношения личности к правам и обязанностям.   

Для осуществления данных задач, мы в свою очередь, как педагоги, должны  построить педагогический процесс школы  с целью воспитания юного гармонически развитого гражданина. Воспитание гражданина осуществляется посредством гражданского воспитания, и в дальнейшем обозначим сущность процесса гражданского воспитания. Под гражданским воспитанием мы понимаем целенаправленный систематический процесс, целью которого является формирование всесторонне развитой, культурной, гуманной, высокого уровня чувства собственного достоинства, самоуважения, ответственности за свои поступки личности, подготовленного к жизни в обществе согласно его требованиям. Так В.А. Сластенин цель гражданского воспитания заключает в формировании интегративного качества личности, заключающего в себе внутреннюю свободу и уважение к государственной власти, любовь к Родине и стремление к миру, дисциплинированность, гармоническое проявление патриотических чувств и культуры межнационального общения.

Гражданское воспитание играет огромную роль в становлении и развитии личности, определяется как синтез различных сторон умственного развития, идейно-политического, нравственного, трудового, интернационально-патриотического, правового, экономического и экологического, физического воспитания, так определяет Шаменов А.М. в своем исследовании. Но его исследование относится к началу 90-х гг.  Макатова Ж.А. же рассматривает гражданское воспитание как процесс двусторонний, объектно-субъектный, обеспечивающий активное взаимодействие и взаимовлияние окружающего мира и личности, социальной среды и личности, педагогов, воспитателей и детей-воспитанников. Истоки гражданского воспитания исследователь видит в социально-экономическом и политическом развитии общества, а причину, породившей его  - в утверждении государственности и возникновении необходимости воспитывать подрастающее поколение, способное реализовать интересы и потребности государственной власти, правящих элитных слоев и групп общества и народные интересы.

Античная демократия определяла особые подходы к воспитанию гражданина. Предпочтение отдавалось воспитанию гражданских добродетелей. Сократ говорит, что надо заботиться,  чтобы подготовить как можно больше лиц, способных приняться за политическую деятельность. Для Сократа воспитать человека, значит помочь ему стать достойным гражданином.

Ученик и последователь Сократа Платон обосновал идею гражданского воспитания во многих своих работах. Строя свою систему воспитания, Платон преследовал цель – оказать такое воздействие на человека, которое с детства побуждает его «страстно желать стремиться стать совершенным гражданином». В основе гражданского воспитания лежит идея гармонии. По Платону гармония есть совокупность достоинств человека-гражданина. Таким образом, концептуально оформляется идея полного и гармоничного формирования человека-гражданина.

Аристотель, чьи философские и педагогические идеи явились наивысшим достижением античной теории, говорил, что «воспитанию законодатель должен относиться с исключительным вниманием, так как в тех государствах, где этого нет, и самый государственный строй терпит ущерб. Ведь воспитание должно соответствовать каждому государственному строю…. Для всех нужно единое и одинаковое воспитание, и забота об этом воспитании должна быть общим».  

Представитель гуманистов эпохи Возрождения Т. Кампанелла гражданское воспитание определяет как органическую взаимосвязь интересов личности и общества.

Идеалом воспитания в эпоху Возрождения – воспитание гражданина. Гражданское воспитание трактуется как формирование члена общества с хорошими манерами, чуждого христианскому аскетизму, развитому телесно и духовно, воспитанного в ходе трудовой деятельности.

С идеей гражданского воспитания выступил немецкий педагог Георг Кершенштейнер в  начале ХХ века.  Целью гражданского воспитания было безусловное повиновение детей государству, а оно должно было осуществляться через народную, массовую школу. И подготовка молодежи к предстоящей профессиональной деятельности должна быть связана с его взглядами на гражданское воспитание. По мнению Г. Кершенштейнера более тонкое, верное и сильнодействующее оружие – политическое воспитание, внушающее учащимся «понимание задач государства, сознание, вытекающее отсюда гражданского долга и любовь к отечеству».

Интересен взгляд П.П. Блонского на воспитание гражданина: «… Или речь идет о гражданине справедливого государства, и тогда гражданское воспитание, как таковое, заменяется нравственным, или речь идет о специфическом воспитании гражданина данного государства, но тогда нравственность подчиняется политике».

Таким образом, основываясь на воззрения и взгляды выдающихся ученых прошлых столетий, приходим к выводу, что гражданское воспитание – это необходимое направление в становлении личности и мы, педагоги, в свою очередь должны это осуществлять в педагогическом процессе школы и разработать методические рекомендации и усовершенствовать тем самым нашу деятельность, это наш гражданский долг.

Назовем первоочередные задачи деятельности педагога, решение которых позволит обеспечить гражданское воспитание в школе:

1) разработка содержания гражданского воспитания в связи с преобразованиями в социально-экономической, идеологической и духовной сферах жизни общества;

2) ориентированность на развитие целостной личности в интеллектуальной, эмоционально насыщенной жизни школы;

3) интеграция ряда курсов средней школы в системе знаний.

Элементами этой системы могут стать: этический, юридический, экономический, экологический всеобуч; знания о культуре межнационального общения; вопросы религии и атеизма; подготовка к выбору профессии,  к семейной жизни; проблемы современной молодежи и др.

4) разработка принципов организации деятельности школьного коллектива – познавательной, общественно-политической, общения.

Но хотелось бы отметить, что не надо забывать и о психологических особенностях развития личности учащихся, о их возрастных и индивидуальных особенностях в процессе становления личности учащегося как достойного гражданина своей страны.

Следующим этапом нашего исследования является разработка содержания решения данных задач.

 

 

Литература

1. Закон об образовании Республики Казахстан // Казахстанская правда – 2007 – 15 августа. С. 9-11.

2. Сластенин В.А. Педагогика: учебное пособие для вузов. М.: Академия, 2004. – 576 с.

3. Шаменов А.М. Проблема воспитания гражданственности школьников в Советской педагогике 70-80-х гг., Дис. … к.п.н. Алма-Ата, 1991 г.

4. Макатова Ж.А. Развитие гражданского воспитания в школах Казахстана в 1917-1930 гг. Автореф. … к.п.н., Алматы, 1994. - 25 с.

5. Платон. Диалоги. Философское наследие. – М., 1986. Т.98.

6. Аристотель. Сочинения в 4-х т. Т.4. М.: Мысль, 1984. – 830 с.

7. Кампанелла Т. Город Солнца. О наилучшем государстве. Из советов Кампанеллы. – М., 1954. С. 45.

8. Мынбаева А.К. Педагогика высшей школы: раздаточный дидактический материал (схемы, информация, тезисы). – Алматы, 2006. – 124 с. С.61.

9. Константинов Н.А. и др. История педагогики: Учебн. для студентов пединститутов. – М.: Просвещение, 1982. – 447 с.

10. Блонский П. Гражданское или человеческое воспитание? // Свободное воспитание и свободная школа. 1918. № 4-5. С. 84.