Агарева М.В.
Соискатель
кафедры педагогики
Волгоградского государственного
педагогического университета
Музыкально-ритмическое
воспитание
Эмиля
Жак-Далькроза: история и современность
На фоне
различных пластических школ и учений начала XX века система Э. Жак-Далькроза выделяется своей
детальной проработанностью и четкой структурой. В ее основу положено понятие
ритма как универсального начала, творящего
и организующего жизнь во всех ее проявлениях и формах. Человек, согласно мнению
Далькроза, способный пронизать ритмическим свою жизнь и свое тело,
приобщается к глубочайшим тайнам мироздания
и приобретает невиданное могущество. Ритм воздействует на человека в целом, равным образом воспитывая и
формируя его тело, душу и дух [1, с. 15].
В условиях современного мира, требующего от человека ранней специализации и приводящего к крайностям
неодухотворенного атлетизма или немощного интеллектуализма,
Э. Жак-Далькроз возвращается к античному идеалу гармонично развитой личности —
человека, а не специалиста. Цель его системы «одухотворенных
телесных упражнений» — привести человека к самопознанию, к ясным представлениям о своих силах и творческих
возможностях, помочь избавиться от физических и психологических комплексов и
зажимов, обрести радость жизни, и все это — благодаря воспитанию
собственного ритмического разума, воли и
самообладания. «Основой всякого индивидуального усовершенствования является дисциплина чувственных восприятий и
тренировка импульсов», — говорил Э. Жак-Далькроз [1, c.
15].
«Школа нравственного здоровья» Э. Жак-Далькроза обращена
к весьма широкому кругу людей — от ученых, медиков, психологов, педагогов,
воспитателей до музыкантов,
танцоров, актеров и режиссеров. Помимо решения общеэстетических,
воспитательных, гигиенических, терапевтичеких задач упражнения ритмической гимнастики готовят к работе во всех сферах
искусства, поскольку в основе любой из них лежит ритм, а из ритма рождается и
пластика, и музыка. В музыкальных движениях человеческого тела объединяются
зрительное и слуховое, глаз становится органом музыкального восприятия: музыку
можно не только слышать, но и видеть.
Идея зримой музыки витала в воздухе тех
лет, истоки ее виделись в театральных действах античности, к воскрешению
которых стремился не только Жак-Далькроз. В орхестике, синтетичном искусстве
древних, особенно привлекательной казалась пластическая реализация музыки,
непосредственное слияние тела и Я с музыкой [1, с.16].
Исходя из сказанного, исходный тезис
Далькроза: музыка преобразует телесность. Тело ребенка должно стать
инструментом, способным без участия сознания откликаться на все события
музыкальной ткани, а мускулы способны отвечать на звуки, как струны
инструмента. Добившись путем длительных специальных упражнений автоматизма
реакций тела, человек освобождается для задач более высокого уровня, связанных
с эмоциональной и образной выразительностью.
Альфа и омега системы ритмической
гимнастики — шаг. Французское выражение faire les pas в буквальном переводе означает делать
шаги, то есть одновременно структурировать и время, и пространство (русские
переводы этого термина не вполне адекватны: походка, ходьба не отражает
качество мерности, отмеривания пространства, маршировка — слишком
механистично). Основная времяизмерительная единица в системе
музыкально-ритмического воспитания Далькроза — четвертная нота, ей
соответствует один обычный шаг. Более короткие длительности отображаются более
мелкими шагами, в более длинных начало звука отмечается шагом, а его
протяженность — движениями рук и тела.
Таким образом, предполагается не
механическое отбивание метра, а отражение мелодического ритма (новое движение
вызывается только новым звуком). Защищая ритмическую систему от упреков в
надуманности и бездушной механистичности движений, С. М. Волконский
подчеркивал философичность далькрозовского жеста: так, в пластической картине
целой ноты или такта 4/4 (четыре четверти) движение рук вниз означает землю, к
себе — Я, от себя — вселенную, все, кроме Я, вверх — небо [1, с. 16].
В отличие от других видов упражнений под
музыку, задействующих только ее метрическую пульсацию, в системе Далькроза тело
учится реагировать на все аспекты метроритмической организации, акцентуацию,
паузы, звуковысотность, модуляционные процессы, агогику и динамику, темп,
особенности интонирования и фразировки. Для пластического воплощения и
выражения музыкальной ткани в системе ритмической гимнастики существует
специальный термин: реализация. Музыкальная ткань переживается, охватывается
телом более полно, что позволяет говорить о подлинной «жизни с музыкой, жизни в
музыке».
В далькрозовском сольфеджио для тела много
внимания уделяется упражнениям на концентрацию внимания, развитие внутреннего
слуха, памяти, координации движений и независимости отдельных членов тела друг
от друга. Так, например, ученики Далькроза, свободно владели навыком
одновременного выражения двудольного метра головой, триолей руками и квинтолей
ногами для одних это служило олицетворением полной власти воли человека над
своей телесностью, а для других — «дрессированного пляса» «раздробленного тела»
[1, с. 17].
В системе Далькроза важно, чтобы движение
детей не копировались с преподавательского, а строились исходя из своих
собственных мышечных ощущений, в свою очередь обусловленных музыкальной формой.
В результате ставится принципиально иная задача: не заучивать определенные
«па», а изучать азбуку движения (аналогично тому, как бессмысленно учить
иностранный язык лишь с помощью зазубривания стихов). Работа ведется без
зеркала, только собственное мышечное чувство корректирует жест.
Вместе с тем, большое значение Далькроз придает пластической и
музыкальной импровизации — как способу развития творческих способностей и воспитания
в учениках творящего начала. Изначально на музыкально-ритмических занятиях
должна звучать по преимуществу музыка, импровизируемая педагогом. Это
обеспечивает необходимый эффект новизны и непредсказуемости, стимулируя
развитие способности мгновенно реагировать на звучащий материал.
Метод Жак-Далькроза был назван впоследствии ритмической
гимнастикой. Ритмическая гимнастика это сочетание музыки с пластики тела и
жестов, «переливание звуков в человеческие движения». Название «ритмическая»
объясняет подлинность не только метрике, но и ритмической заданности. Сам
Жак-Далькроз дал популярное определение различию
метра и ритма: «Такт есть некая одинаковость, в которую может быть
заключено богатое разнообразие, а ритм и есть то разнообразие, которое заключено
в одинаковость» [2, с. 72].
Далькроз-педагог всегда доминирует над
Далькрозом-художником. На своих демонстрация он имел мужество показывать
публике учебные упражнения, не рассчитанные на собственно эстетическое
восприятие. Принципиальная позиция педагога по отношению к публичным показам
такова: важно не то, что видит зритель, а то, на каком уровне относительно
своих возможностей выполнит собственную задачу ученик.
Далькроз настаивал на возрастном подходе к
обучению, при этом он рекомендовал проводить занятия с детьми в игровой форме,
насыщенной действием, а не теоретическими объяснениями. Поэтому его лозунгом
было: «Учить и учиться радостно, с удовольствием».
Современное музыкально-ритмическое
воспитание детей дошкольного возраста, в традициях Эмиля Жак-Далькроза реализуется
на основе следующих методов: свободного желания, движения, игрового метода, метода ритмического дыхания.
Так, метод свободного желания
заключается в том, что преподаватель должен стремится к тому, чтобы на место
понятия долга поставить понятие свободного желания. Вслед за Далькрозом, мы включаем в работу обучение детей естественным, свободным
проявлениям всех человеческих свойств: в походке, жестах, пении, речи не должно
быть ничего вычурного, излишнего. Этого требует
здоровье тела и духа. Нужно побороть неуместную конфузливость. Наше средство — движение, связанное с здоровой
деятельностью мозга и нервов.
Это, согласно Далькрозу, прекрасно повлияет на рост самосознания и чрезвычайно усилит ту
радость, которую доставит ребенку достижение поставленной цели. Исходя из представлений самого ребенка, нужно
научить его правильно владеть своим телом. Данный метод способствует
тому, что обнаруживает перед детьми силу,
которая кроется в их руках и ногах, и если потом ребенку удастся без особого напряжения самому сделать
какое-нибудь новое движение, то он
испытает настоящую авторскую гордость.
Точно так же нужно относиться к детской способности
воображать и создавать
представления. В играх образы фантазии получают плоть и кровь. Детский ум не знает границ времени и
пространства. В руках ребенка палка превращается в смертоносное оружие,
балансирующая доска — в корабль в открытом
море. Это могущество воображения, выносящее ребенка за границы
действительного мира, украшает его игры и наполняет душу восторгом и радостью.
Чем смелее воображение, тем сильнее чувство
радостной гордости и удовлетворения. Способность
самозабвения в игре ценна для искусства, она вытекает из непреодолимой потребности
осуществлять свои фантазии. Впоследствии она
примет более серьезный характер в занятиях искусством или наукой.
При этом необходимо, насколько возможно рано, развивать в
детях способность рассуждать и действовать; воля же должна быть воспитана для
свободного проявления всего, что заложено в человеке. В этой связи Далькроз отмечал: «Мы будем бороться с
нервностью детей, постараемся воздействовать на их нервные центры и,
дисциплинировав нервы, научив произвольно управлять ими, вызывать необходимую
степень мышечной иннервации. Нам
нужна гармонически развитая нервная система, для того чтобы достигнуть гармонии между духом и телом» [1,
c. 70].
В свою очередь метод движения реализуется путем
музыкальных занятий и занятий физической культурой. В связи с тем, что наше
тело со всеми его сложными органами дано нам для выражения таящихся в нас сил, а значит, — для движения.
Движение — сущность жизни. Бездействие, неподвижность свидетельствуют об атрофии органов, об общем упадке жизненных сил. Всякая машина нуждается в движении и, если стоит
без употребления, — ржавеет и
портится. То же, но еще в гораздо большей степени, относится к тонко
организованному человеческому телу.
Движения порождают в нас одновременно и чисто физические,
и моральные
ощущения: ощущение присущей нашему телу жизненной силы и сознание того, что эта сила подчинена
нашей воле. Из этого, вслед за Далькрозом, мы делаем два вывода:
1. Нужно развивать физические силы ребенка посредством
физических
упражнений, совершенствовать
их при помощи музыкально-ритмической гимнастики.
2. Характер занятий должен находиться в соответствии с
настроениями
и потребностями детского
возраста. Чтобы найти правильный путь,
педагог должен руководствоваться
особенностями душевного мира
ребенка.
Мы не знаем более могущественного и более благотворного
средства
воздействия на жизнь и процветание всего организма, чем чувство радости – писал
Далькроз. Жизнерадостность, веселье, хорошее самочувствие, сознание своих сил — все, что
связано с подъемом душевного настроения, прекрасно влияет на мозговые центры и
вызывает чрезвычайно живое и приятное раздражение всей нервной и мышечной системы. Во
всех органах и членах ощущается приятное возбуждение и живая потребность в движении.
Раздражение передается мышцам диафрагмы, учащается дыхание, сильнее бьется сердце, выражение
лица становится более оживленным, глаза
приобретают больше блеска, хочется смеяться и быстро двигать всеми
членами тела.
Из всех чувств лучше всего влияет на
развитие способностей ребенка радость, он наиболее охотно отдается этому чувству и
душа его открыта для воспитательного воздействия. Поэтому любые занятия должны приносить детям радость, иначе они
теряет половину своей цены.
Душа ребенка необыкновенно впечатлительна,
его воображение неисчерпаемо. Все, что ребенок видит и слышит вокруг себя, он
перерабатывает по-своему, создавая собственный мир идей, в котором действительность и фантазия
сливаются в одно неразрывное целое, и в этом мире он чувствует себя прекрасно. Если
вы попытаетесь разрушить создания его фантазии, вы его глубоко огорчите. Но
ребенок не ограничивается одними лишь мечтами — он стремится к деятельности, к
практическому осуществлению своих идей. Он вступает в общение с неодушевленными
предметами, наделяет их живою личностью, словом — он играет. От сюда и вытекает
игровой метод.
Итак, игра служит, с одной стороны, проявлением
естественной потребности к деятельности, с другой стороны, выражением детской радости. Играя, ребенок
научается владеть своими членами. Поэтому мы считаем, что первоначальное обучение
должно носить характер игры. Нельзя сразу внушать детям понятия долга,
обязательного труда. Надо представить дело так, будто все зависит от их
свободной воли, убедить, что занятия будут чрезвычайно приятными и
интересными, заставить работать их воображение. Каждое занятие должно заключать
в себе что-нибудь новое, для того чтобы внимание учеников не утомлялось и их
интерес не иссякал. Совершенно
нелепо было бы начинать преподавание с разрушения детских иллюзий учеными объяснениями [1].
Хотя игра представляет для детей своего рода
деятельность, она утомляет их гораздо меньше, чем любое другое занятие, поскольку является одновременно и
работой, и отдыхом.
Суть
метода ритмического дыхания состоит в том, что начинать дыхательные упражнения
нужно как можно раньше, для того чтобы предотвратить окостенение суставов
грудной четки. Кроме того, нужно избегать всего, что мешает
правильному дыханию: сюда относится
прежде всего дурной воздух. Ничто не должно стеснять грудь, мешать ей
свободно и легко поддаваться движениям
расширяющихся легких, поэтому было бы совершенно нелепо стягивать грудь
неподходящей одеждой, — нужно дать ей как можно больше простора и развивать
соответствующими упражнениями, создавая
таким образом благоприятные условия для расширения легких.
Эти упражнения должны идти рука об руку с чисто
дыхательными упражнениями.
Так как ноги обладают наиболее крепкими мускулами (приблизительно в три раза более крепкими, чем мускулы
рук), а маршировка утомляет нас
меньше других упражнений, то она и является, при условии строгого
соблюдения ритма, лучшим вспомогательным упражнением для развития легких и правильного дыхания.
Таким образом, основу музыкально-ритмического воспитания в
традициях Эмиля Жак-Далькроза составляет – ритм, развивая ритм, можно создать условия для освоения коренных свойств музыки. Средствами раскрепощения в
системе Далькроза выступают сочетание музыки и движения, свободы тела и духа,
развития пластической фантазии, что не утратило актуальности в современном
музыкально-ритмическом воспитании.
Список литературы
1. Жак-Далькроз Э. Ритм / Э. Жак-Далькроз. – М., 2006. – 248 с.
2. Тютюнникова Т.Э. Видеть музыку и танцевать стихи… Творческое музицирование, импровизация и законы бытия / Т.Э. Тютюнникова. – М., 2003. – 264 с.