Омарова М.К.
Карагандинский государственный университет им. Е.А. Букетов,
г. Караганда, Казахстан
Патриотизм
как многостороннее и изменчивое явление
Проблема патриотизма одна из
сложнейших в педагогике. Такое внимание к данной проблеме обусловлено необходимостью
сохранения, восстановления национальных культур, языков, особенно на территории
бывших союзных республик. В настоящее время проблема
формирования у подрастающего поколения национального
самосознания, патриотизма и гражданственности становится едва ли не
ключевой проблемой системы образования. При построении системы патриотического
воспитания молодежи много внимания следует уделить разъяснению содержания
понятия патриотизм, его многогранности и изменчивости.
Патриотизм появляется с
возникновением и становлением исторической жизни людей. С момента своего
появления он присутствует на протяжении всей человеческой истории, вместе с ней
изменяется и развивается.
Многосторонность патриотизма
как социального явления объясняется тем, что по его природе, происхождению,
содержанию и трактовке его можно рассматривать с разных сторон.
Во-первых, патриотизм – это историческое
явление. Оно появилось после возникновения первых человеческих обществ в виде
совместного образа жизни и деятельности людей. Пока существует человеческая
история, развиваются человеческие цивилизации, патриотизм не исчезнет [1].
Человек всегда имеет место
своего рождения, свою историческую Родину. Он всегда связан с тем окружением, в
котором живет, развивается и так далее. Это обстоятельство всегда будет
присутствовать в жизни человека или общества.
Во-вторых, патриотизм – это духовное
явление. На разных этапах человеческой истории, патриотизм проявляется по-разному.
В ранний исторический период патриотизм у людей проявлялся скорей на интуитивном,
чем на рациональном уровне. Сначала еще не было четкого осознания и осмысления
этого явления, но как явление патриотизм уже присутствует в практической жизни
человека. В Древнем мире (Китай, Индия, Греция) явление патриотизма уже прочно
вошло в сознание и жизнь людей. Еще нет четких формулировок патриотизма,
отсутствует система патриотического воспитания, но патриотизм как явление
проявляется в отдельных элементах практической деятельности человека,
направленной на формирование в сознании людей уважительного отношения к земле,
на которой они живут, любви к Родине, почитанию умерших предков и так далее.
Сегодня патриотизм — одно из глубоких
чувств, которое тесно взаимосвязано с чувством гражданской ответственности,
гражданского долга перед своей страной.
Как сложное понятие,
включающее в свое содержание не только элементы, связанные с чем-то
материальным, но и несущими в себе моменты духовных, идеальных представлений, -
понятию патриотизма свойственны изменчивость и развитие.
В-третьих, патриотизм также и
национальное явление. Понятия Родины, Отечества для представителей разных
национальностей это не одно и тоже. Также легко заметить разницу в
патриотических чувствах у представителей разных народов. Это объясняется не
только географической средой, климатическими условиями и тому подобное.
Огромную роль здесь играет и духовный фактор, связанный с развитием сознания,
сложившимися мировоззренческими установками, традициями, уровнем развития
религиозных и научных представлений о мире и т.д. однако, негативные
последствия развития «национального патриотизма» способны привести к
национальным войнам или конфликтам.
Патриотизм и представление о
нем зависит от целого ряда меняющихся факторов, поэтому эти явления и о них
также подвержены изменениям:
- социально-экономический
фактор;
- политический фактор;
- духовный фактор [2].
Немаловажным является экономический
фактор. К нему относится целая группа показателей, среди которых являются:
уровень благосостояния людей и продолжительность их жизни; уровень развития
науки; систем образования и здравоохранения и т.д.
Представления о патриотизме у
людей, равно как и вся система патриотического воспитания в стране, во многом
определяются не только социальными и духовными условиями. Они во многом зависят
от уровня развития политических отношений, сложившихся в обществе,
существующего политического режима. Представления о патриотизме у граждан,
проживающих в тоталитарном и демократическом государстве, всегда будут иметь
различия.
Отрицательными последствиями
изменений патриотизма как социального явления стали национализм (шовинизм) и космополитизм.
Сегодня уже не рассматривают
космополитизм как открытое противопоставление патриотизму или как его
альтернативу. Космополит - это не обязательно тот, кто не любит и не уважает
свою Родину. Жизненные и мировоззренческие установки, основанные одновременно
на космополитизме и патриотизме, способны принадлежать одному и тому же
человеку, основываясь на принципе дополнительности, расширяя и обогащая тем
самым внутренний духовный мир личности.
Национализм (шовинизм) имеет
более сложный и противоречивый характер.
Проблемы патриотического
воспитания сегодня решать сложно, потому что в мире происходят динамичные
процессы, благодаря которым происходит изменение представлений о патриотизме и
государственности. В настоящее время уже явно заметно проявляется тенденция,
показывающая, что мир развивается в направлении глобальной интеграции.
Поэтому при построении системы
государственно-патриотического воспитания необходимо учитывать возможные «побочные
эффекты» позитивного и негативного характера.
Один из них - усиление
национального эгоизма, влечет нетерпимость и неуважение к другим нациям, в то
числе к притеснению фактических соотечественников, которые являются
представителями других национальностей.
Другой путь - полное или
частичное ограничение свободы той или иной малочисленной нации. Попытки
национального ущемления также способны привести к негативным социальным
последствиям.
Оптимальным вариантом решения
проблемы взаимосвязи патриотического и национального является путь, при котором
гармоничное сохранение и развитие любых национальных групп или национальных
образований, их истории, языка и самобытности позволяет гармонично развиваться
и обогащать как культуру тех народов, с которыми они проживают, так и
общемировую культуру [3].
При организации
государственно-патриотического воспитания необходимо с учетом динамично
меняющихся условий обновлять теоретическую основу патриотической подготовки
молодежи и осуществлять ее на практике.
1. Кенжалин Ж. Патриотизм
и духовное обновление // Мысль. 2003. № 11.
2.
Медетбекова Г.О.
Гражданственность как интегральное качество личности будущего учителя // Журнал
«Вестник». Серия «Педагогические науки» КазНПУ имени Абая. 2004. № 1(6). – С.
54-57.
3. Аубакирова Р. К
проблеме патриотического воспитания. Бiлiм
– Образование – 2002, №3 – с. 61.