Педагогические науки/ 3. Методические основы воспитательного процесса

 

Преподаватель Шамедько Н.В.

Калининградский юридический институт МВД, Россия

Нравоучительные труды А.Т. Болотова

 

Андрей Тимофеевич Болотов (1738-1833) – один из ярких представителей своего века. Его отличало особое педагогическое мышление, свойственное всем деятелям эпохи Просвещения. В его обширном литературном наследии существенное место занимают нравоучительные, философские труды и произведения для детского чтения.

Нравоучительные рукописные труды – первые сочинения А.Т. Болотова. Рукописная книга – вполне распространённое явление книжной культуры XVIII века: во многих домашних библиотеках наравне с печатными изданиями можно было найти рукописные переводные и оригинальные книги. Произведения, о которых пойдёт речь, созданы под влиянием идей немецкого религиозного Просвещения, с которыми А.Т. Болотов познакомился в Кёнигсберге.

«Памятная книжка, или собрание различных нравоучительных правил» (1761) [1] содержит своеобразные размышления, которые представляют собой как отвлечённые замечания (например, «о безчеловечии», «беспокойства разделяются на душевные и телесные», «о диковинках»), так и вполне конкретные советы и рекомендации о том, как следует себя вести в повседневной жизни («по биллиардам ходить не привыкать», «при начинании каждого дела как поступать»), в межличностных взаимоотношениях («ближнему советом и делом помогать», «говорить только что на сердце», «знакомцы: поступать с ними осторожно») или о том, как правильно располагать ум свой, каким образом следует воспринимать окружающую действительность и делать выводы («не завидовать постороннему», «о будущем помышлять надлежит», «вещи с первого вида нам ложно приятственными представляются», «зла мы от испорченной натуры желаем»).

А.Т. Болотов пытался сформировать свой внутренний  облик, стать настоящим человеком, он писал: «Знай, что всё что тебе делать, ко чему стараться надлежит состоять единственно в том, чтоб тебе любить бога, любить самого себя, любить ближнего своего… ибо без того ни благополучия, приобресть ни имя человека, а тем паче меньше христианина правильно носить можно» [1, 4]. Данная парадигма: любовь к Богу, себе, другим людям и вытекающие из неё обязанности перед Богом, людьми и самим собой, легла в основу его фундаментального энциклопедического педагогического труда «Детская философия» [2].

В рукописи «Различныя нравоучительные сочинения переведённыя из разных книг» (1763) [3] А.Т. Болотов обращается к таким темам как понятие о Боге, его познание через изучение окружающего мира, достижение благополучия и счастья, рассуждает о том, что является для человека высшим благом т.д. Книга представляет собой духовно-этический труд, в котором автор, опираясь на высказывания античных, средневековых и современных ему мыслителей пытается постичь сущность и взаимодействие Бога, мира и человека, очертить круг необходимых знаний и обязанностей, понять, к чему следует стремиться в этой жизни, как поступать, осмыслить сами понятия жизни и смерти.

Рассуждая о благополучии человека и его прямой зависимости от Бога, А.Т. Болотов приходит к выводу о необходимости веры в Бога, поддержать и укрепить которую может наблюдение за природой и окружающим миром.

«Переводы сочинений различных авторов, преимущественно из периодических изданий» (1760) [4] подобно упомянутым манускриптам содержат переработанные немецкие публицистические нравоучительные материалы.

Содержание названных рукописных книг носило репродуктивный характер, поскольку автор заимствовал изложенный в них материал из зарубежной нравоучительной литературы путём прямого перевода, компиляции, осмысления сочинений западных философов.

Книга «Забавы живущего в деревне» (1791) [5] начинается с «предуведомления», в котором автор объясняет свой замысел: «желание, чтобы не могли разпропасть разные мелочи и безделки, писанныя мною… побудило меня собрать все оныя в одну книгу» [5, 3], с тем, чтобы эти труды «не пропали тщетно, а обратились бы хоть нескольким из читателей в … пользу» [5, 5]. Призывая читателей к активной работе разума, он добавляет: «зависеть то будет от самих читателей и от того, похотят ли они или нет воспользоваться трудами своего согражданика, истиной их пользе поспешествовать во всю жизнь старавшегося» [5, 5].

Двенадцать очерков созданных с 1765 по 1779 гг. носят характер рассуждений, обличённых в форму писем, или «заочного разговора», обращённых к вымышленному приятелю автора. А.Т. Болотов вновь обращается к теме Бога и необходимости познания его для достижения жизненного благополучия («О удивительном нерачении человеческом о познании бога», «О худых следствиях происходящих от недостаточного познания бога»), размышляет о человеческом разуме и необходимости его совершенствования («О цели и порядке всех познаний человеческих», «О незнании тех вещей, которыя человеку познавать надлежало»), критикует нежелание сограждан развивать свой ум и прилагать усилия к образованию («О самолюбии или о том, почему всякой почитает себя умнейшим», «О ложном мнении, что разум наш довольно совершен»), высказывается о чтении книг, как о ведущем способе совершенствования умственных и душевных качеств («О пользе происходящей от чтения книг», «Мысли о неохоте к читанию книг») и т.д.

По А.Т. Болотову, человеку необходимо  познание Бога, познание мира и познание человеком самого себя: «все три познания так нужны и важны и так с друг другом связаны, что я не в состоянии сказать, которое бы из них нужнее было другого…» [5, 129]. В его рассуждениях на эту тему,  прослеживается понимание взаимосвязи в постижении Бога и познании самого себя, своего внутреннего мира. Это абсолютно созвучно с мировоззрением эпохи Просвещения, когда постижение Бога переживалось как некий, коренящийся в самом человеке, трансцендентный источник его духовного обновления [6, 53].

А.Т. Болотов рассуждал об отсутствии у дворянской молодёжи стремления к самообучению и самосовершенствованию, отсутствие интереса, мотивации, лень. Констатировал незнание, невежество, «великую ненависть» в отношении наук, свойственную столь многим его соотечественникам, осуждал поверхностность и несерьёзность в восприятии богословских трактатов и основ вероучения, удивлялся равнодушию при чтении духовно-нравственной и этической литературы.

«Опыт нравоучительным сочинениям» состоит из двух рассуждений, облечённых в форму писем к вымышленному приятелю: «О незнании нашего подлого народа» и «Письмо к приятелю моему С* о петиметрах». Произведение вышло из печати к столетию со дня смерти А.Т. Болотова в 1933 году в журнале «Литературное наследство» [7], позже статья «О незнании нашего подлого народа» вошла в хрестоматийное издание «Русская философия второй половины XVIII века» (1990) [8].

А.Т. Болотов сожалел «о глубоком незнании в котором наш простой народ в рассуждении бога и закона находится» [8, 329] и констатировал факт, что оно «все чаяния превосходит и столь велико, какова посреди столь православною верою просвещённого народа… никогда бы ожидать было невозможно» [8, 329].  Предполагая, что учить народ должны священники и предлагая крестьянам «чтоб они попов спрашивали и себя учить заставляли» [8, 329] А.Т. Болотов столкнулся с проблемой вопиющего невежества и неграмотности и в среде духовенства и начинал задумываться о необходимости воспитания, образования народных масс.

В статье «Письмо к приятелю моему С* о петиметрах» (периметр – щёголь в России XVIII бездумно копирующий французов) А.Т. Болотов даёт собственную характеристику данному общественному явлению: «сии люди испорчены, заражены, наполнены одним ветром, живут в роскоши, ни о чём не думают, как о мотовстве, модах, играх и удовольствии испорченных склонностей». Он сокрушался о нравах и поведении дворянской молодёжи и обосновывал важность и необходимость нравственного воспитания и образования дворянства [6, 48]; объяснял падение нравов недостатком знаний, вызванным нежеланием учиться и читать книги, или обращением к литературным источникам, способным ввести в заблуждение.

Названные пять рукописей А.Т. Болотова носят нравоучительный характер, мысли изложенные в них имеют заметную этическую и назидательную направленность, дальнейшее развитие выдвинутых идей привело А.Т. Болотова к созданию собственной педагогической концепции.

 

Литература:

 

1. Болотов, А.Т. Памятная книжка, или Собрание различных нравоучительных правил // ОР РНБ. Ф. 89. Ед. хр. 55.

2. Болотов, А.Т. Детская философия. Ч. I, II. – М.: Типография  Московского университета, 1776-1779.

3. Болотов, А.Т. Различные нравоучительные сочинения, переведённые из разных книг А. Болотовым // ОР РНБ. Ф. 89. Ед. хр. 58.

4. Болотов, А.Т. Переводы сочинений различных авторов, преимущественно из периодических изданий // ОР РГБ, ф. 475, карт.6, ед. хр. 2.

5. Болотов, А.Т. Забавы живущего в деревне // ОР РНБ. Ф. 89. Ед. хр. 64.

6. Щеблыгина, И.В. Тема нравственного воспитания и образования дворянства в трудах А.Т. Болотова // Вестник Московского университета. – Сер. 8. история. – 2001. - № 5. – С. 46-61.

7. Болотов, А.Т. Опыт нравоучительным сочинениям // Литературное наследство. – М., 1933. - № 9/10. – С. 179-189.

8. Русская философия второй половины XVIII века / Сост Б.В. Емельянов. – Свердловск: Изд-во ура лун-та., 1990. – 397 с.