Наумова В.И.

Восточно-Казахстанский Государственный технический университет им.Д.Серикбаева

 

Архитектурная наука и подготовка профессионала в области архитектурной деятельности

 

Архитектуру исстари называли искусством строить. Леон Баттиста Альберти в трактате «Десять книг о зодчестве» определял ее как «искусство, без которого никак нельзя обойтись и которое приносит пользу, соединенную с наслаждением и достоинством». Техника для Альберти при всем его уважении к премудростям строительного ремесла - только средство, позволяющее «осуществлять на деле все, что при помощи движения тяжести и сложения тел превосходнейшим образом служит наиболее важным потребностям людей» [1,50]. Альберти подчеркивал гуманную направленность архитектуры; уже он назвал ее главную цель - служение людям.

Многообразие архитектуры - тема не исчерпанная, вероятно, вообще неисчерпаемая. Архитектура меняется быстро, проблематика многообразия, усложняющаяся еще быстрее в последнее время, оказалась в центре оживленных дискуссий, судя по всему, намеренных успевать за ритмами этих перемен; дискуссий, которые не только активизируются, но заметно углубляются. Ничего удивительного: меняется природа явления; за какие-то 15-20 лет возникает, утверждается и стремительно развивается новый вид архитектуры - бесспорно прогрессивный, но нежданно сложный и противоречивый.

Архитектура - совокупность тесно взаимодействующих,  но всегда противоречивых начал. Об этом ясном положении словно забыли на первых этапах массового, а затем коммерческого строительства, художественная составляющая которых по существу, была принесена в жертву другим его аспектам, считавшимся первоочередными. Результатом разлучения функционального и художественного стали штампы общепринятости, быстро доказавшие опрометчивость «избранного» подхода и лишний раз подтвердившие, что образный язык искусства беззащитен перед напором утилитаризма и упрощенной формализации. В таких условиях даже архитектура зависела от профессионального осознания исходного единства функционально-технических и объемно-пластических задач [2,62].


Прямая связь между архитектурно-художественным окружением и жизнедеятельностью позволяет говорить об экологии человека в разорванных пространствах современного городского ландшафта, о поисках противовесов, способных возвратить единство и цельность. Как чувствует себя человек в непривычной среде? Как меняются его состояние, впечатления, жизненный тонус? Насколько вредны отрицательные эмоции, которые вызываются однообразием? Для выяснения  комплекса  взаимоотношении человека и среды свои усилия объединяют архитектура и социология, психология и медицина. Однако в процессе накопления необходимых исходных данных мало понять, изучить и описать сложнейший механизм духовных и функциональных связей человека с современной архитектурой. Недостаточно также сколь угодно точную технологическую цепочку, выявленную такими исследованиями, одеть новыми строительными материалами. Это будет еще не желанная среда обитания, а лишь ее формализованная модель, помогающая сформулировать условия сложной задачи архитектуры.

Художественное содержание романа, кинофильма, наконец, архитектуры концентрируется в прием - структурную основу композиции, сцепляющую вместе общий замысел и отдельные творческие импульсы, настроение, средства выражения, главное и детали. Ее особая внутренняя организация все подчиняет обобщенному художественному осмыслению, для которого целостность важнее, чем констатация конкретностей. Понять, что предопределяет целостность, а что ведет к ее распаду и разрушению. Признаки целостной художественной формы в архитектуре нуждаются в специфических методах анализа, способного показать суть ее внутренней структуры, а не ограничиваться перечислением и описанием отдельных фрагментов.

Архитектура как деятельность и ее результат - искусственная среда, представляет собой чрезвычайно сложный конгломерат, содержащий в себе опыт обособляющихся форм практики, таких как проектирование, конструирование, изобретательство, научное познание, художественное творчество. Все они проявляют себя в сфере архитектуры, обладая своим особым, выработанным столетиями, арсеналом знаний, методов, средств, приемов деятельности.      Современная научно-техническая революция стимулирует «науку», «проектирование», «конструирование» к оформлению в виде относительно автономных видов духовно-практической деятельности, они начинают рассматриваться как самостоятельные культурные феномены. Представляется важным рассмотреть процесс формирования и развития основных исследовательских направлений в архитектуре, сопоставить его с общим движением науки, проследить связанные с этим изменения в комплексе взаимообусловленных проблем, касающихся организации и планирования научных исследований.

Познание в архитектуре не сводится только к формам научного. Знание - результат познания, оно составляет его основное содержание, независимо от той формы, в которой познание выступает. Знание может вырабатываться и в процессе других форм духовного производства, другими способами освоения действительности, например, эстетическим (художественным), носителем которого является искусство. Здесь следует отметить диаметральное различие способов научного и художественного познания. В связи с их «диаметральностью» искусство характеризуют как «мышление в понятиях», имея целью подчеркнуть, что первое развивает преимущественно чувственно-образную сторону творческой способности человека, а второе – интеллектуально-понятийную [3,15].

В процессе создания искусственной среды архитектор в современной ситуации не просто сталкивается со сложнейшими задачами и крупномасштабными проблемами, он  непосредственно задействован в реализации и корректировке программ социального и экономического развития, в освоении огромных территорий, различных по природно-климатическим и национально-культурным условиям.

Если смотреть на архитектурную науку через призму классификации наук, то вырисовываются три крупные ветви исследований, это разработки «на стыке» с техническими науками, «на стыке» с общественными науками и «на стыке» с естествознанием. Таким образом, очерчивается контур архитектурной науки как междисциплинарной области научных знаний, как «промежуточной» науки, которая осуществляет между соседствующими стыки и переходы. В последнее время вопрос о значении и месте архитектурной науки, ее целях, задачах пристрастно обсуждается и дебатируется в профессиональной печати. Почему? Предшествующий длительный этап развития науки - период ее дифференциации, когда область познания ветвилась на отдельные предметы. Из когда-то монистичного, нерасчлененного знания зодчего отпочковались различные научные предметы, на основе которых сформировались самостоятельные дисциплины. В рамках этих дисциплин в настоящее время идет поиск, получение и производство знаний. В трехфазном ходе развития науки этот этап именуется стадией полиморфизма. Наступает новый этап развития науки, он характеризуется острой потребностью  синтеза полученных знаний.

К интеграции знаний, обмену достижениями, накопленными мировым сообществом, подталкивает в настоящее время ускорение развития и усложнение продукта человеческого труда, что требует значительно больших чем прежде затрат, достаточных только при объединении усилий.

Ускорение и усложнение является проявлением одного из основных законов развития природы. Эти изменения окружающей нас действительности многократно «зримо» наблюдаются теперь в течение жизни одного поколения. Они стали обычным явлением, следствием времени – научно-технической революции. Важнейшим при этом надо признать стремление к сокращению срока внедрения в практику (материализацию), в том числе, особенно, научных достижений, где срок внедрения нового, как правило, составляет 3-5 лет). Архитектурно-градостроительной практики последнее касается особенно. Срок внедрения новых творческих идей в градостроительстве исчисляется 50-75 годами, что  в 10-20 раз больше по сравнению с другими направлениями деятельности. Градостроительство, видимо, самая инертная область преобразования естественной и создания искусственной природы человека из-за многосложности и трудоёмкости.

Возникает вопрос. Как построить процесс обучения архитектора, если срок изменения требований к результату его труда приблизится, или даже станет меньше периода получения специального образования? Какие знания должен усвоить студент, чтобы они не устарели к моменту вручения диплома? К чему он должен готовиться, учитывая быстро изменяющиеся условия жизни и усложняющиеся профессиональные задачи? Какие особенности учебного процесса есть в отечественных и зарубежных архитектурных школах? Какие графические работы и проекты, в частности, выполняют студенты? В каких условиях? Какие достижения в их практический работе?

Вообще каждая из архитектурных школ в разных университетах имеет стремление быть признанной Королевским институтом британских архитекторов (КИБА) являющимся как бы эталоном, несмотря на разные программы подготовки. Именно эти особенности являются основным аргументом признания. То же можно сказать о подготовке архитекторов в школах России, Казахстана, Украины. Они представляют интерес своей самобытностью, высокой общей и, особенно, художественной подготовкой. Потеря этой традиционной специфики, единственно, может затруднить мировое признание.

В целом, рассматривая уникальный опыт архитектурных школ в подготовке профессионала в области архитектурной деятельности мы (специалисты) в который раз можем убедиться в том, что и сегодня в архитектурном образовании в контекстах, целях, содержании, структуре учебных планов и методик существует различный подход и это представляет большой интерес, а в конечном результате является особенностью архитектурной школы в подготовке архитектора. Все архитектурные школы признают рабочей моделью Витрувианскую триаду, которая обозначена как «Прочность - Польза - Красота».

К примеру, европейские архитектурные школы Германии (Баухауз), Англии, Чехии, Голландии, Польши, скандинавских стран и некоторых других больший упор в образовании делают на качество подготовки инженерно-конструктивных решений, разработку и внедрение высоких технологий в элементах проектного предложения и строительства, конструктивная идея и точность, высокая технологичность проектов и строительства.

В образовании американских школ – лидирует приоритетное направление - решение социально-функциональных задач, утилитарной составляющей качества архитектуры. В странах постсоветского пространства - художественно-композиционная подготовка, лидирует эстетическая составляющая Витрувианской триады – «красота» и в целом лидирует и представляет большой интерес у зарубежных коллег.

За последние десятилетия наблюдается качественный скачок в архитектуре, строительстве и искусстве стан Азии, Японии, где эти грани и баланс элементов Витрувианской триады находятся в постоянно изменяющейся динамике. До настоящего времени все архитектурные школы ведут подготовку по этой «формуле», серьезно не подвергается сомнению работа модели уже несколько столетий. Необходимо отметить, что остается право для каждой архитектурной школы выбрать предпочтение (основывающиеся на традициях, культурных ценностях народонаселения данного региона). Каждая архитектурная школа расставляет свои приоритеты в этой триаде, и разница заключается всего лишь в соотношении (балансе) единиц триады.

Для всего архитектурного сообщества сохранить такую «полярность» и равновесие в Программах архитектурных школ означает дальнейшее развитие архитектуры, сохранения уникальности, особенности архитектурной школы, на основе которых происходит взаимообогащение и развитие архитектурного образования. Признание Витрувианской триады означает для специалиста-архитектора говорить на одном «языке», когда явно происходит процесс интеграции архитектурного сообщества. Созданы условия, когда уже есть и необходимо сохранить уникальную ситуацию формирования единого образовательного пространства. При этом представляется возможным создать экспериментальную площадку (буквально и в переносном смысле по отработке методов проектно-организованного обучения, проблемно-ориентированного, активного и интерактивного обучения).

Единое образовательное пространство - это не подготовка профессионалов в области архитектурной деятельности по единой Программе (Учебному плану) во всех странах регионах мира. Это означает поиск единых критериев оценки образования, направленных на практическую профессиональную деятельность, накопленный опыт может стать рекомендациями, инструментарием совместной работы, а также внедрения их в образовательный процесс подготовки профессионала в области архитектурной деятельности.

Задача многих архитектурных школ заключается в сохранении своей уникальности и особенности, при этом умение адаптироваться в новых условиях (пересчёт учебных часов на кредит-единицы, найти «свой баланс» дисциплин «по выбору» (траектория образования), определить условие по характеру направленности деятельности. Различаются личностно-развивающие, профессионально-ориентированные, по степени кооперации (коллективные, индивидуальные, смешанные), по методам обучения.

Наглядно есть возможность продемонстрировать особенности, традиции и учебные программы по подготовке профессионала архитектора в области архитектурной деятельности. Архитектурная школа университета Торонто (Канада), основанная в 1890 года, готовит бакалавров архитектуры, с 1922 года – магистров (мастера) архитектуры. С 1930 года дипломы признаны Королевским институтом британских архитекторов. Выпускники получили право баллотироваться в КИБА после проверки соответствия их практической деятельности установленным требованиям. После второй мировой войны отделение переименовано в архитектурную школу. Набор доведен до 60 человек и на этом ограничен. С 1958г. Введен конкурсный отбор в связи с большим числом претендентов. Прежде приём осуществлялся по аттестатам.  В начале 80г.г. обучение было  по трём специализациям: «архитектура» (5 лет - Бакалавр), «городская и районная планировка» (6 лет – бакалавр, 7 лет – магистр), «ландшафтная архитектура» (4 года – бакалавр).

В университете Торонто новая образовательная программа строилась на идее, что творчески «создаваемые» условия жизни человеческого общества возникают в результате наших представлений о нормальной жизни человека и что для формирования мира нужно исследовать и признать значение человеческих ценностей. Для того чтобы понять и решить проблемы городов и сёл, необходимо направить своё воображение и энергию на удовлетворение человеческих нужд.

На всём протяжении процесса образования программы побуждают студента исследовать вставшие перед ним человеческие проблемы. Кроме этого, программа основана на идее самостоятельной «свободной» изыскательной работы студента. Во всякой творческой работе чувство риска и ощущение «открытия» порождают энергию, энтузиазм и мотивацию, которых не может дать шаблонная система подготовки. Этот процесс требует больше усилий, как со стороны студента, так и со стороны преподавателей. Чтобы добиться высокого уровня знаний, при этой системе необходимо не «соревнование» двух сторон, а общий и взаимный интерес к взглядам, переживаниям и даже предрассудкам участников общего дела. Новая система преподавания требует особой точности в расписании. Итак, с конца первой половины XX века до наших дней, т.е. за 50-60 лет в университетах Канады качественно преобразована и постоянно совершенствуется система образования, направленная на единое требование, т.е. формирование общего образовательного пространства.

По форме совершен переход: от информативной, групповой системы к индивидуальным занятиям с каждым студентом в зависимости от его теоретической подготовки, творческих способностей, стремления и работоспособности; от изучения обязательного набора предметов по единому расписанию для всех к самостоятельному выбору большей части учебных дисциплин кроме небольшого числа обязательных и составлены индивидуальные расписания для себя.

По содержанию - суть (красная нить) всех обучающих Программ направлена (в начале преобразования) на изучение и последующее удовлетворение материальных запросов и духовных интересов человека. Затем (ближе к нашему времени) новые изменения, как бы, наслаиваются, развивая содержание. Они вызваны двумя обстоятельствами: с вынужденным энергосбережением и необходимой экологичностью деятельности. Дисциплины учебного плана подразделяются на: общеобязательные дисциплины, вводные дисциплины, центральные дисциплины. Это и есть три части учебного курса (Программы): А. Вводные; В. Обязательные; С. Оптативные (факультативные).

Число дисциплин в семестре, число обязательных и оптативных дисциплин, их содержание – разное в каждом университете. Содержание меняется практически ежегодно (в определенном процентном отношении). Подбор дисциплин осуществляется студентом по его интересам или заданию производства, от которого зависит содержание. Немалую роль играет будущая конкурентоспособность выпускника. Баллы, дисциплины. Выбор дисциплин утверждается руководителем и деканатом. Выбор руководителя, лектора. Выбор литературных источников. Составление индивидуального расписания (в том числе – спорту, самодеятельности).

Это связано с конкурентной борьбой за рынки сбыта, за наиболее высокое качество продукта (подготовку специалиста) и услуг при сохранении возможности потребителя на их оплату. Достижение подобного возможно только при условии подготовки соответствующих специалистов с высшим образованием и их последующей профессиональной практической деятельности.

В обязательных и оптативных курсах (по сравнению  с Программами стран СНГ): отсутствуют: историко-политические и политические дисциплины, иностранный язык, физвоспитание. В перечне оптативных дисциплин (и имеющихся в наших учебных планах): математика, философия, история искусств, история архитектуры, политэкономия, социология труда.

Отсутствующие вообще в наших учебных планах: психология восприятия, география человека (возможно демография), живые растительные формы, экология человека, а также многие другие.

«Архитектор должен быть человеком грамотным, изучить геометрию, всесторонне знать историю, внимательно слушать философов, быть знакомым с музыкой, иметь точное понятие о медицине, знать решения юристов и обладать сведениями в астрономии и в небесных делах… Наука архитектора основывается на многих отраслях знания и на разнообразных сведениях, при помощи которых можно судить обо всем, выполняемом посредством искусств [5,7].

Система образовательного процесса, ее развитие зависит от согласованности требований между другими системами государства, общества, социального устройства, экономики, техники, технологии, культуры, традиций, то есть, от уровня развития страны в целом.

 

Список используемой литературы

1 Альберти Л.Б. Десять книг о зодчестве. Трактат. Пер. В. Зубова. Т.1.М.,Изд. ВАА, 1935.

2 Матусевич Н.З., Товбин А.Б., Эрмант А.В. Ориентиры многообразия. Л., Стройиздат, 1976.

3 Поморов С.Б. Направления и проблемы архитектурной науки: Учебное пособие. – Барнаул: ОАО «АПК», 2003.

4 Иконников А.В. Художественный язык архитектуры. – М., Изд. «Искусство», 1985.

5 Витрувий М.П. Десять книг об архитектуре. /Пер. Ф.А. Петровского. – Л., 1936.