Приазовский
государственный технический университет
Возникшая на
стыке наук и вобравшая в себя ряд общенаучных идей, синергетическая парадигма на сегодняшний день выступает как
наиболее обобщающая и наиболее эвристически плодотворная объяснительная модель,
описывающая взаимодействие порядка и хаоса в эволюции различных систем. Кроме
того, «синергетику можно считать наиболее полной, интегральной теорией порядка
и хаоса, потому, что она исследует различные фазы порядка и различные
проявления роли хаоса на этих этапах порядкообразования» . Поэтому синергетика никоим образом не является простым
переводом старой теории эволюции на новый язык, а представляет собой ее
перспективное, далеко идущее развитие и обобщение.
По утверждению
И. Пригожина и И. Стенгерс, синергетическая парадигма позволяет по-новому
оценить как различные
естественно-природные процессы, так и обеспечивает свежий взгляд на
социальную сферу . Социальная синергетика исследует общие закономерности
социальной самоорганизации, т.е. взаимоотношений социального порядка и
социального хаоса.
Синергетическая
модель порядкообразования как интегративная и универсальная в современном
мироописании позволяет придать новую трактовку многим социальным процессам и
феноменам. В частности, она дает возможность разрешить многовековую дилемму о
характере социального порядка. С позиции синергетики, те социальные процессы, которые
в обыденном сознании отождествляются с
беспорядком, деструкцией (усиление
социальной неоднородности, экономической и политической дифференциации, борьба
противоположных общественных сил, стремительная социальная динамика и т.п.),
есть не исчезновение
порядка, но, напротив,
показатель тенденции зарождения нового порядка. Те же социальные процессы,
которые обычно связывают с
появлением социального порядка ( рост социальной однородности, устойчивая социальная иерархия, централизм и авторитаризм,
отсутствие кардинальных перемен и т.п.), есть не столько «вечный образ
порядка», сколько временный этап сохранения порядка в социальной системе. И
он неизбежно уступит место следующему
этапу исторического процесса социального порядкообразования .
Действительно,
богатейший опыт социального развития на протяжении последних нескольких
тысячелетий однозначно свидетельствует в пользу того, что социальная
самоорганизация выступает как попеременное чередование двух взаимоисключающих
процессов – иерархизации и деиерархизации. Поскольку переход – это всегда хаос,
его проявления могут выражаться в упразднении существующего порядка и,
соответственно, в неизбежном разрушении
социальной структуры, сложившейся иерархии. Те, кто был на самом верху
социальной лестницы, попадают
вниз, а те, кто был внизу,
оказываются на ее вершине. Для такой переходной (бифуркационной) ситуации, т. е. для хаоса, вполне
естественным состоянием является активизация бессознательного и его повышенная
конфликтность с сознательным. С этим и связаны смеховые флуктуации.
Переход означает
отрицание того, что было, т.е. отрицаются те картины мира и ценностные
установки, которые обеспечивали стабильность предшествующего цикла, служили
мировоззренческим фундаментом социальной иерархии. В это время смех также
выходит за привычные границы. В эпоху перехода он прорывается на поверхность.
Осмеянию теперь подлежит все то, чему люди
когда-то поклонялись и с чем себя отождествляли. Наступившая анемия
утверждает реальность хаоса, выражением которого смех и предстает. Если в
стабильные эпохи смех существует в установленных конвенциональных нормах, то
стихия хаоса их разрушает. Смех в этих
условиях становится непосредственным отражением распространяющихся в обществе
настроений . Смех проникает повсюду,
проявляется в любое время, т.е. не может быть
институционализирован.
Безусловно, до
переходных ситуаций смех также существовал, но это был другой смех. Тогда он
лишь изредка прорывался из подсознания, куда он был вытеснен. В эпохи перехода
он выходит на социальную поверхность, не встречая сопротивления. Состояния,
когда вытесненный в подсознание смех вырывается оттуда, современные
исследователи называют соборно-вечевой стихией, противопоставляя её приходящим
ей на смену авторитарно-властным структурам . Упорядочение последней существенно изменяет роль смеха.
Теперь он уже не выполняет сакральную функцию, наоборот, он оказывается внешним
по отношению к сакральным ценностям, ибо периодически подвергает их развенчанию
и уничтожению.
В переходную
эпоху ценности, бывшие некогда сакральными, общепризнанными, предаются
осмеянию. В этой ситуации конвенциональные формы смеха распадаются. Смех больше
не имеет ритуального значения ( как это бывало в архаических и традиционных
культурах). Он отделяется от ритуала и имеет место в самом социуме. Если
говорить о поздней истории, то смех выходит за границы тех или иных
институционализированных форм, становясь частью общественных настроений. В
более поздних обществах он получает выход не только в анекдотах, современных
фольклорных обработках, но и в совершенно неожиданных сферах, например, в
науке, политике и т.д.. Свободное циркулирование в обществе смехового поведения, выход смеха за пределы ритуальных
и художественных конвенциональных норм- это определяющий признак переходных
исторических эпох.
Получается, что
в переходных ситуациях смех, прорывающийся из подсознания и овладевающий
обществом, однозначно нацелен на отрицание существующего порядка он обещает
начало какого-то иного, гармонического мира. В бифуркационном состоянии
смех-это выражение свободы, игры случая, духа карнавала, праздника. Через такие
манифестации проявляется разрушительное начало смеховой стихии.
В следующий за
переходом исторический период, когда происходит стабилизация общества, это
положение изменяется, смеховая стихия свертывается и институционализируется,
отождествляясь с определённой формой и ассоциируясь с какой-то одной сферой (
например, художественной). В социуме происходит упорядочивание, свертывается
хаос и смеховая стихия начинает подчинятся определенной логике. С началом
стабильной эпохи функциональная однозначность смеха исчезает. Стабилизация
трансформирует социальную роль смеха, его воздействие на общество уже не столь
однонаправленно. Смех расщепляется. Главным образом, это связано с
сакрализацией смеха, т.е. с наделением его функциями, способствующими
сохранению существующего порядка.
Теперь, с одной
стороны, он служит закреплению ценностей, связанных с духом коллектива, а следовательно,
авторитетом, властью и в целом – сакральными ценностями. Смех в начале
стабильной эпохи прямо соотносится с конвенциональными формами. Это вполне объяснимо,
поскольку в этот период общество формирует новые коллективные ценности и
сакрализует их, тем самым противодействуя распаду и социальной энторопии. Все,
что отклоняется от сакрального, предается осмеянию. В данном смысле смех
превращается в сакральный, он «работает» на закрепление новой картины мира,
обновленной системы ценностей. Под смеховые воздействия теперь попадает всё,
что не укладывается в контуры вновь созданной мировоззренческой конструкции.
Таким образом, в стационарные эпохи проявляется не только мировоззренческая, но
и стабилизирующая функция смеха, которая способствует утверждению и сохранению
тех смыслов и ценностных установок, что разделяют все члены общества. Однако, с
другой стороны, в стабильную эпоху
имеет место смех в его неинституционализированных формах. Это смех
потенциально оппозиционный и направленный на развенчание сакрального, т.е.
посягающий на подрыв авторитета, например, авторитета царской власти или
тоталитарного строя. Такой смех – это своеобразное представительство стихии
хаоса и разрушения в рамках упорядоченной системы. Безусловно, этот смех не
действует открыто, он вытесняется в подсознательное и может проявиться скорее в
косвенных формах. Надо отметить, что в архаических и традиционных культурах
смех подобного рода обязательно институционализировали в форме праздничного ритуала, инвективы
(оскорбления) или в форме санкционированных архетипов смеховой стихии- клоуна,
шута, дурака, плута. Под этими смеховыми масками и сейчас часто скрываются
отнюдь не самые веселые социальные фигуры - поэт, художник, инакомыслящий,
изгой, святой – юродивый и т.д.. Как видим, вопрос о смехе и его воздействиях на социум предстает чем-то гораздо
большим, чем вопрос о комическом.
Смех как
социальное явление полифункционален, поэтому необходимо исследовать характер
смеховых воздействий на общество в разные исторические эпохи и в различных
обстоятельствах. Заключая сказанное, стоит подчеркнуть, что углубляясь в
исследование динамики смеховых флуктуаций, можно проследить функции смеха в сложном
механизме смены социального порядка и социального хаоса. Поэтому данное
направление социально-философских поисков, несомненно, относится к
стратегическим вопросам мировой науки. Поскольку, по утверждению Ю.Лотмана, в
отличие от естественно-природных процессов, в которых в бифуркационных
ситуациях дальнейшую траекторию развития определяет случайность, в социальных
системах выбор нового направления эволюции во многом зависит от сознательных субъектов исторического
процесса . Уяснение механизмов воздействия смеха на социум даст
возможность более глубоко понять законы общественного развития, позволит не
только прогнозировать контуры будущей социальной реальности, но и обнаружить
рычаги социально-психологического регулирования общества в настоящем его
состоянии.
Литература
1.
Канке
В.А. Философия. Исторический и систематический курс: Учебник для вузов. Изд.
5-е, перераб. и доп. – М.: Логос, 2003.
2.
Пригожин
И., Стенгерс И. Порядок из хаоса: Новый диалог человека с природой. – М.:
Прогресс,1989.
3.
Аверинцев
С.С. Бахтин, смех, христианская культура // М.М. Бахтин как философ. – М.: Наука, 1992.
4.
Лотман
Ю.М. Исторические закономерности и структура текста // Лотман Ю.М. Внутри
мыслящих миров. – М.: Тартус, 1996.
.