Гаджиев Р.М.

 РПА.Махачкала

 

Адаты Бежтинского округа -как памятник обычного права народов Дагестана. Историко-правовая характеристика.

 

 

Одним из слабо изученных вопросов истории раннесреднекового Дагестана является вопрос о государстенности, правовых институтах    и памятниках    сельских общин  Западного Дагестана. В дагестанской исторической литературе существует ряд работ, посвященных дагестанской общине XVIIXIX вв., в которых на большом фактическом материале доказывается, что в Дагестане рассматриваемого времени господствовала сельская территориальная община. 

Итак.Территория обитания бежтинцев - отдаленная от центра горная зона ,климат суровый. Зимой выпадают большие снега.

Бежтинцы, как и ряд других обществ Антль-ратля, представляли собой такой вид вольного общества, который стоял на одной из высоких ступеней разви­тия этого типа формации. Они были живым звеном сложного союзного целого, имели очень значительный по местным мас­штабам международный кругозор и в широких пределах поль­зовались внешними сношениями.

Обычное право бежтинцев как народа, хозяйственной базой которого являлись земледелие и скотоводство, имело много оригинальных, отличительных особенностей от писаного права оседлых народов Европы и Азии начального периода их исторического развития. Эти особенности заключались именно в том, что все основные правовые институты были связаны земледелием и скотоводством. У капучинцев выкупы, штрафы исчислялись количеством и качеством скота, обязательства заключались, прежде всего, опять-таки по поводу отношений, связанных со скотоводческим хозяйством.

Заключение маслиата сопровождалось уплатой дията в виде определенного количества и качества скота и т.д.
Тем не менее, как и в первых источниках писаного права оседлых районов, в обычном праве народов Дагестана реализуется идея давно назревшей необходимости четкого правового нормирования всего многообразия общественных отношений – идея укрепления общественного порядка и законности.

Почти в каждом сельском обществе, независимо от того, входило ли оно в их союз или в состав феодального владения, взаимоотношения его членов регулировались адатами местности. Дагестану принадлежат древнейшие сборники местных адатов о которых свидетельствует один из публикаторов адатов кавказских горцев, профессор Новороссийского(ныне Одесского национального) университета Леонтович Ф.И. он пишет.

«Из древнейших сборников дагестанских адатов, нам известны в настоящее время четыре памятника:

1. Сборник адатов аварского народа, составленный в XI в. (хиджры. – М-C.И.) Омар-ханом (Умма-ханом) Аварским;

2.Сборник адатов Кайтаха XII в. Он составлен местным уцмием Рустам-ханом;

3.Сборник Кайтагских адатов, XVI в. Он составлен Кайтагским уцмием Ахметом, сыном уцмия Гасан – Али;

Адаты Бежтинского округа объединяет «Перевод с арабского о существующих в Бежидском округе адатов», изданные Ф.И.Леонтовичем, который отмечал: «Есть основание думать, что собственно «перевод» адатов Бежидского округа составлен в новое время (чуть ли не в 60-х годах), в виде извлечения из нескольких древних арабских сборников, бывших исстари в употреблении в отдельных «наибствах» округа и сведенных в нашем «переводе» в один общий сборник»[1]. «Бежитские адаты» извлечены из архива Ковалевского и опубликованы А.С. Омаровым.

«Перевод с арабского о существующих в Бежидском округе адатов» – это сборник адатов Бежитского округа, а «Бежитские адаты» дошли до нас благодаря научной деятельности Ковалевского М.М который в 1877 – 1879 гг. в одной из своих экспедиций по Кавказу побывал в Бежтинском округе и описал адаты[2].

Итак .I.О наследстве[3]

Дети должны платить долг отца в размере полученного наследства[4].

Отказ от наследства допускается и освобождает от платежа долгов.

Завеща­нием отец из 3 сыновей может сделать наследником одного или отдать имение постороннему[5].

III.О опекунстве

Опекун назначается, обыкновенно, при жизни. Он же и душеприказчик.

Опекун назначается обыкновенно из родственников по отцу.

При отсутствии такого назна­чения, мулла выбирает обыкновенно опекуном кого-ли­бо из родственников опекаемого по отцу.

Опека продол­жается до достижения-опекаемым 15-летнего возраста.

Хотя шариат и дозволяет продажу недвижимого имущества посторонним, но по адату, которого придер­живаются капучи, продажа недвижимого имущества по­стороннему возможна только в том случае, если родственник по отцу не воспользуется правом предпоч­тительной покупки.

Родственник, не знавший о прода­же имущества в посторонние руки, может предъявить право родового выкупа, но только в том случае, если покупщик. ... [6] .

IY.О частной собственности и общественном управлении

Современные порядки состоят в призна­нии права собственности отдельных дымов на пахоты и сенокосы.

Пастбища, ближайшие к селению, состоят в общественном пользовании этих селений, отдельные в общественном пользовании нескольких селений.

То же и леса. Каждый посылает на пастбища только свой скот, а не чужой и удовлетворяет потребность в топливе и строительстве лесом из общественного леса, но продать не могут[7].

Вот такова природа адатного права,на первый взгляд здесь резонен вопрос: зачем изучать адаты, когда мы живем в современном мире с высокосистематизированными отраслями права, начиная от космического и кончая морским правом, когда в фантастически сжатые сроки через систему Интернет можно получить любую нужную информацию об особенностях законодательства почти любой страны? Однако кто мыслит, таким образом, на наш взгляд, глубоко заблуждается. Если мы хотим понять тонкости современного права, то непременно должны заглянуть в его истоки. В Дагестане и поныне сильны позиции адатов в сфере брачно-семейных отношений, в регулировании наследственных межличностных споров. В то же время эти позиции почти полностью вытеснены из сферы регламентирования уголовно-правовых отношений, хотя нередко для разрешения межличностных и тухумных конфликтов прибегают к услугам авторитетных посредников, оперирующих при разбирательстве спора, как правило, адатами и обычаями. Отсюда следует, что обычное право является настоящим правом, нашедшим свое отражение в адатах, правах, привычках, традициях и этических нормах народов Дагестана.

Адаты Бежтинского округа в их совокупности и разнообразии позволяют составить представление о довольно богатом и разнохарактерном опыте контактов российской государственной власти с народами Дагестана, в том числе, опыте, учитывавшем сложившиеся в среде дагестанцев нормативно-ценностные и поведенческие стереотипы, взгляды, отношения и практиковавшиеся здесь способы и формы разрешения конфликтов и споров, т.е. маслиат.

 



[1] Леонтович Ф.И. Адаты кавказских горцев. – Вып.I. – Одесса, 1882. – С.23, 42-48.

[2] См .Из истории права народов Дагестана Сост. Омаров А.С. Махачкала- 1967

[3] Как видно в судебнике представлено и наследственное право, которое статьями кодекса регулировало определенную группу отношений. Последние возникали в связи со смертью лица и передачи его прав и обязанностей другим лицам. Наследованию подлежало все движимое и недвижимое имущество: пахотная земля, скот, хозяйственные постройки, оружие, хозяйственный инвентарь и т.д.

[4] Согласно обычному праву наследование осуществлялось по мужской линии, имущество переходит к сыновьям в равных долях. При отсутствии прямых наследников, имущество переходит к родственникам по восходящей линии, к родным братьям, к племянникам, дядями двоюродным братьям.Согласно адатам при наследовании имущества ближайшие степени родства отстраняли дальних. Наследование проходило по прямой линии, но при отсутствии прямых наследников на имущество могли претендовать все родственники.Наследование допускалось преимущественно по адату или шариату, хотя известны случаи наследования по завещанию (васигат) и которые в принципе не исключались. Они носили единственный характер и адаты в принципе не поощряли предварительное распоряжение имуществомна случай смерти, с распространением шариата духовное завещание стало иметь значение распорядительного документа по наследованию имущества и распоряжений завещателя о его похоронах. Каковы же условия законности завещания правоспособность завещателя наличие свидетелей (2-х) при составлении завещания

[5] Адаты жестко регулировали имущественные отношения, что проявлялось и в завещании .Владелец имущества не мог завещать свое имущество посторонним лицам, если у него имелись прямые наследники. Возможные при этом споры и тяжбы рассматривались согласно адатам кадиями которые выносили, в случае установления нарушения прав одного из наследников, вердикт о новом разделе имущества.

[6] Несколько слов неразборчиво.

[7] Лес издревле, как известно, кормил, одевал, поил, обогревал и лечил человека. Дерево кроме плодов и ягод давало сок, мякоть отдельных пород деревьев шла в пищу; дерево служило сырьем для изготовления емкостей, посуды, оружия, благовоний, смол, лучины, стройматериалов и т.д. Многие травы в виде растений до культивации злаковых и бобовых и позже оставались и остаются подножной пищей.По свидетельству средневекового арабского путешественника, в Дагестане некоторые народности поклонялись дубу, на него вешали шкуры овец, приносимых в жертву, его декорировали дикими яйцами. У других священным считается айва, у некоторых аварцев – рябина, у багвалинцев – старая сосна, символ долголетия и здоровья  у чеченцев дикая груша, убыхов – тополь и т.д. Тот или иной ботанический вид дерева был и тотемом, т.е. объектом культа и почитания, от которого, по древним представлениям, произошел род, от него же зависело благополучие клана.Дерево защищали что видно по данному адату