Стражева
О.В., доцент
Классический приватный университет,
г.Запорожье, Украина
Среди многих видов спорта гимнастика
выделяется, прежде всего,
неестественностью видов и форм движения. Кроме того, установлено, что
возраст 6-7 лет является сенситивным периодом для развития различных функций
организма, а также двигательной функции в целом.
На современном этапе развития теории и
практики спорта это бесспорное положение нуждается в уточнении и конкретизации,
имеющий непосредственный выход в методику обучения и тренировки. Проявление
двигательных качеств у гимнасток зависит от структуры упражнения и от техники
выполнения ( наилучшего соотношения двигательных действий ). Причем техническое
совершенствование выступает в неразрывной связи с обучением гимнастки
двигательному навыку.
В связи с этим, первой особенностью
оказывается почти полное отсутствие у начинающих гимнасток тех двигательных
навыков, которые они могли бы использовать в новой для себя специализированной
двигательной деятельности.
Двигательные качества развивают таким образом, чтобы их можно было
использовать как
действительную основу планируемых двигательных навыков, и по достижении
необходимого уровня они стали естественной составной частью двигательного
навыка. Развитие психомоторных
процессов в физическом воспитании непосредственно связано с возрастными
аспектами, то есть с учетом сенситивных периодов развития ведущих двигательных
качеств.
Рассматривая становление двигательных
навыков, выделяют три фазы, тесно связанные между собой.
1 фаза. Начальное разучивание – в его
процессе у гимнасток формируется лишь общее представление о технике выполнения
упражнения, формируется установка на овладение им. Гимнасткой изучаются новые
фазы и элементы, формируется ритмическая структура, предупреждаются и устраняются
грубые ошибки. В процессе разучивания упражнения гимнастка должна получить
четкие двигательные представления взамен тех, которые у него возникли при
первых пробных попытках.
2 фаза. Углубленное разучивание –
закрепление двигательного навыка в процессе освоения техники выполнения упражнения.
В этот период углубляется понимание закономерностей двигательного действия,
совершенствуется координационная структура действия по его динамическим и
кинематическим характеристикам, совершенствуется ритмическая структура
движений, обеспечивается их вариативность и соответствие индивидуальным
особенностям гимнасток.
Раскрывая суть второй фазы следует отметить: техника упражнений
изучается в различных вариантах, что помогает гимнасткам и их тренерам
выбирать, исходя из индивидуальных особенностей спортсмена, наиболее приемлемый
вариант. Вместе с тем, чтобы улучшить технику и качество выполнения упражнений,
необходимо при повторении упражнения варьировать условия.
3 фаза. Закрепление и дальнейшее
совершенствование.
Навык закрепляется и
обеспечивается его индивидуальностью и необходимая вариативность применительно
к различным условиям, в том числе и при максимальных проявлениях двигательных
качеств.
Третья фаза, в силу возрастных
особенностей детского организма, может выходить за рамки сенситивного периода в
развитии двигательной функции. Поэтому, когда речь идет о формировании навыка у
гимнасток начального периода обучения, подразумевается выработка умения
индивидуализировать работу над совершенствованием двигательного действия с
учетом особенностей гимнастки и условий выполнения задания.
Следует обратить внимание, что, несмотря
на единство взглядов ученых на методику формирования двигательных навыков и
техническое совершенствование, нет единства во мнениях о роли
автоматизированных движений, как характерных признаков навыка. Одни авторы
придерживаются концепции “ умения высшего порядка “, другие следуют утверждению
Н.А.Бернштейна о механизме “ целесообразного приспособления “.
Однако, уровень развития гимнастики во
многом обусловлен именно высокой эффективностью методик подготовки, как
спортсменов международного класса, так и начинающих гимнасток.
Развитие координации
движений, как одного из наиболее важных качеств для гимнасток начального
периода обучения ( 6-7 лет), является важнейшим условием тренировки групп
начальной подготовки.
Ловкость ( координация) – это
комплексное качество, обусловленное многими сторонами деятельности организма.
Под координационными способностями (ловкостью) следует понимать способность
человека быстро, целесообразно, экономно и находчиво, то есть наиболее
совершенно, решать двигательные задачи, особенно сложные и возникающие
неожиданно.
Исходя из запросов практики, связь
координационных способностей и двигательных навыков и умений представляет
особый интерес, так как в содержание координационных способностей авторы
включают разное число способностей и описывают их, используя неодинаковые
термины.
К сожалению, дискуссии
по этому вопросу идут, и по сегодняшний
день и единого мнения не существует. Более того, в большинстве
источников из-за сложности вопроса его нередко обходят.
Воспитанием такого комплексного
качества, как ловкость, следует заниматься уже на начальных этапах подготовки
гимнасток, не связанных еще со специализированным обучением и
совершенствованием. Важно и то, что воспитание ловкости – суть развития
способностей к овладению сложными координациями, то есть то, что теснейшим
образом связано со спецификой гимнастики и отражает ее сущность.
Способность к восприятию и быстрейшему
воплощению в двигательные действия объяснений тренера-преподавателя в процессе
обучения гимнастическим элементам, в конечном счете, обуславливается развитием
у ученика, прежде всего, координационных способностей. Следовательно, в
процессе разучивания упражнения целесообразно научить гимнасток точно
ориентироваться во времени и пространстве, совершая усилия, точно соответствующие
двигательной задаче.
Формируя эти навыки,
тренер-преподаватель должен сообщать гимнасткам о допущенных ошибках. Создавая
представление о разучеваемом упражнении, надо чередовать показ и объяснение с
пробными попытками. Рекомендуется
проводить устные отчеты учеников о двигательных представлениях, полученных в
пробных попытках. Выслушав рассказ ученика, тренер-преподаватель выявит
неправильно понятые им ощущения и одновременно обратит внимание на правильные,
которые обычно помогают лучше выполнить упражнение.
В литературе много внимания уделяется подводящим и подготовительным
упражнениям, а также правильному их подбору как одному из наиболее важных
методов формирования навыка, особенно на начальном этапе освоения упражнений.
Было бы ошибкой обойти стороной этот вопрос, так как в формировании навыка
гимнастических элементов у гимнасток младшего возраста подбор и использование
подводящих упражнений играют решающую роль.
Подводящие упражнения осваиваются еще до
того, как гимнастка начнет знакомиться с техникой выполнения нового элемента.
Они как бы подготавливают базу для овладения тем или иным основным движением. А
для этого они должны быть сходны с ним по форме, в которых легче проявляются
координационные способности.
Метод расчленения упражнения является
основным практическим методом освоения двигательного действия и предполагает
разделение действия на относительно самостоятельные части, изолированное
разучивание последних с последующим объединением. Разделение двигательного
действия на части облегчает процесс формирования первоначального умения, так
как облегчает постановку задач, подбор средств и методов, контроль, за
эффективностью обучения, профилактику и устранение грубых ошибок.
В одних случаях подводящими будут
служить ранее разученные упражнения, сходные по структуре с осваеваемым, в
других - специальные подводящие упражнения, не относящиеся к программному
материалу. Например, доказано, что
овладение физическими упражнениями будет эффективным, если при обучении
выделять гносеологический аспект (познание движения через обучение, познание
специфических поз) и дидактический аспект ( обучение движению через обучение
специфическим позам).
Установлено также, что усвоение частей
двигательного действия не гарантирует правильного исполнения действия в целом,
а иногда даже мешает усвоению целостного действия. В частности, согласно
утверждению специалистов физического воспитания, использование тренажеров “
дающих нервной системе готовое решение задачи” противоречит обсуждаемой
концепции.
Вместе с тем, необходимо отметить новый
подход многих практиков спорта к методологии обучения. Отмечается
нецелесообразность во многих случаях расчленять элемент на составляющие.
Напротив, рекомендуется даже начальное
овладение более сложными координациями движений для правильного овладения менее
сложными, но сходными по структуре техническими действиями.
Тем не менее, традиционный подход к
обучению, как наиболее обоснованный и проверенный на практике на данный момент,
является наиболее актуальным в интересующем нас узком аспекте,
и, таким образом, чем удачнее подобраны подводящие упражнения, тем лучше
ученики усвоят изучаемые элементы.
ЛИТЕРАТУРА
1. Болобан В.Н., Бирюк
Е.В. Педагогические аспекты развития структуры
движений спортсмена // Комплексная оценка
эффективности спортивной
тренировки ( Тезы докладов научной конференции
).— Киев 1987.
2. Болобан В.Н. Юный
акробат.— Киев: Здоров’я, 1982.
3. Гавердовский Ю.К.
Техническая подготовка // Спортивная
гимнастика:
Учебник для институтов физической культуры
/ Под редакцией
Ю.К.Гавердовского и В.М.Смолевского.— М.: Физкультура и спорт,
1979.
4. Ильин В.П.
Психофизиология физического воспитания // Вопросы
психологии.— 1986.
5. Коренберг В.Б.
Надежность исполнения в гимнастике.— М.: Физкультура
и спорт, 1970.
6. Лях В.И. Взаимоотношения
координационных способностей и
двигательных навыков: теоретический аспект
// Теория и практика
физической культуры.— 1991.-№ 3.
7. Менхин Ю.В., Волков
А.В. Начала гимнастики.— Киев: Здоров’я, 1980.
8. Мельников В.М. В
кн.: Психология: Учебник для институтов физической
культуры / Под редакцией В.М.Мельникова.—
М.: Физкультура и спорт,
1987.
9. Платонов В.Н. Теория
и методика спортивной тренировки.—
Киев:
Выща школа, 1984.
10.Прилуцкий Б.Н., Райцин
Л.М., Полторапавлов Н.В. Биомеханические
аспекты автоматизации двигательного навыка
// Теория и практика
физической культуры.— 1991.-№ 3.
11.Спортивная
гимнастика: Учебник для институтов физической культуры
/ Под редакцией А.Т. Брыкина — М.: Просвещение, 1971.
12.Теория и методика
физической культуры: Учебник для институтов
физической культуры / Под редакцией
Л.П.Матвеева.— М.: Физкультура
и спорт, 1991.
СВЕДЕНИЯ
ОБ АВТОРЕ
Стражева Ольга
Владимировна — доцент,
Запорожье, Классический
приватный университет
Адрес: г. Запорожье –
69121,
ул. Товарищеская 37”Б”, кв. 97
тел. 590814
Стражева Ольга Владимировна