Спортивная педагогика

Джанбырбаев Б.О.

Центр олимпийской подготовки Республики Казахстан

 

УПРАВЛЕНИЕ ТРЕНИРОВОЧНЫМ ПРОЦЕССОМ КВАЛИФИЦИРОВАННЫХ ДЗЮДОИСТОВ С УЧЕТОМ ОСОБЕННОСТЕЙ ИХ ПСИХИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ

 

Актуальность проблемы. Известно, что на этапе спортивного совершенствования очень важно учитывать индивидуальные особенности спортсменов, включая технико-тактическую, физическую и психологическую подготовленность, а также типологические свойства личности [О.А. Сиротин, 1971 и др.]. В борцовском поединке побеждают те спортсмены, которые превосходят соперников по многим компонентам мастерства, хотя отдельные показатели могут отставать от модельных характеристик, но спортсмены могут компенсировать их посредством развития других характеристик или способностей. В связи с этим, особую значимость приобретает технология управления тренировочным процессом борцов на основе учета их особенностей, что и определяет актуальность темы исследования.

Цель работы – разработать технологию управления тренировочным процессом дзюдоистов с учетом их индивидуальных особенностей психического состояния.

Методы исследования: анализ научной и методической информации по проблеме, педагогический эксперимент, наблюдения, статистическая обработка результатов исследования.

Результаты исследования и их обсуждение

На отдельных этапах подготовки некоторые спортсмены теряют интерес к тренировочному процессу, снижается уровень мотивации к спортивным достижениям. На занятиях такие спортсмены пассивны, задания выполняют неохотно, активность резко снижается. Такие явления могут быть следствием физического и (или) психического переутомления. Возможно также появление  у спортсменов трудно разрешимых жизненных проблем, что негативно отражается на их психическом состоянии.

Для диагностики такого психического состояния дзюдоистов были проведены обследования спортсменов с использованием теста смысложизненных ситуаций [Д.А. Леонтьев, 1992]. Этот тест является русскоязычной версией теста, разработанного психологами Д. Крамбо и Л.Махоликом – «Цель в жизни» (Purpose-in-life Test, PIL), переработанного затем в школу поиска смысложизненных целей (Seeking of Noetic Goals Test SONG) [Н.И. Шевандрин, 2001].

Русскоязычная версия теста позволяет выявить несколько факторов осмысленности жизни:

1-й – 6 пунктов (утверждений) – «Цели в жизни», то есть наличие жизненных целей, призвания, намерения в жизни;

2-й – 2 пункта – обязательность выполнения возложенных обязанностей даже при наличии внутреннего протеста;

3-й – 6 пунктов – интерес и эмоциональная насыщенность жизни;

4-й – 5 пунктов – удовлетворенность самореализацией; выражает ощущение успешности осуществления себя в жизни и повседневной деятельности;

5-й – 4 пункта – отражает ощущение человеком его способности влиять на ход собственной жизни;

6-й – 5 пунктов – характеризует уверенность в принципиальной возможности самостоятельного осуществления жизненного выбора.

Пример утверждений из первого фактора (субшкалы):

В жизни я не имею определенных целей и намерений

3

2

1

0

1

2

3

В жизни я имею очень ясные цели и намерения

 

Пример утверждения из второго фактора (субшкалы):

Обычно мне очень скучно

 

3

2

1

0

1

2

3

Обычно я полон энергии

 

По такому же принципу составлены остальные утверждения. Испытуемый отмечает на такой шкале степень совпадения своего состояния (ощущения) с предъявляемым утверждением. Затем переводят помеченные испытуемым позиции в баллы на асимметричной шкале: 1234567. Окончательные оценки подсчитывают суммированием баллов по трем переменным, которые характеризуют смысложизненные ориентации, и по двум показателям локуса контроля:

- цели в жизни;

- процесс жизни или интерес и эмоциональная насыщенность жизни;

- результативность жизни или удовлетворенность самореализацией;

- локус контроля Я (Я – хозяин жизни);

- локус контроля – жизнь или управляемость жизнью.

Проверка психического состояний дзюдоистов летом 2007 года выявила большую вариативность показателей – от отличного до очень плохого. Выяснилось, что низкий уровень психического состояния спортсменов обусловлен различными трудностями материального и эмоционального характера.

Для улучшения психического состояния дзюдоистов было проведено их обучение навыкам саморегуляции эмоционального состояния и навыкам мобилизации перед ответственными мероприятиями (перед соревнованием, перед экзаменом и др.) по методикам, изложенным в работах А.В. Алексеева [1968, 1979], К.В. Динейка [1986] и др.  Кроме того, тренерским составом были приняты меры и действия для ликвидации или снижения воздействия неблагоприятных факторов, влияющих на психику конкретных спортсменов.

Для регуляции отрицательных состояний использовали следующие способы: общение с друзьями, родными, близкими; прогулки, чтение, самовнушение, музыка, баня, душ, сон. Тренерам рекомендовали проявлять гуманное отношение к спортсменам, имеющим проблемы в психической сфере, концентрируя внимание на спортсмене, а не на себе самом.

Проверку эффективности управления тренировочным процессом дзюдоистов осуществляли в течение шести месяцев в процессе естественного педагогического эксперимента (квазиэксперимента – по Д. Кэмпбеллу [1980]). Повторные обследования выявили у большинства спортсменов улучшение психического состояния и положительную динамику общей и специальной физической подготовленности, а также существенное повышение спортивных результатов. Из 18 дзюдоистов пятеро впервые выполнили норматив мастера спорта и двое – мастеров спорта международного класса.

Заключение. Эффективность управления тренировочным процессом существенно повышается, если использовать результаты обследования психической сферы спортсменов, обучить их методам саморегуляции психического состояния, методам мобилизации и вносить коррекцию в процесс подготовки с учетом их особенностей, проявляя гуманное, внимательное отношение к ним на занятиях.