Знакомство младших школьников с бытом CIC в. при изучении произведений Л. Н. Толстого для детей
Матвеева О. В., Иванченко О. Н.
ГОУ ВПО Тульский государственный педагогический
университет
им. Л. Н. Толстого, факультет искусств, социальных и
гуманитарных наук
Слово «быт» вошло в русский литературный язык из живой народной речи.
Этимологический состав этого слова ясен: бы-т
(ср. бы-ть, бы-тье, бы-тие и т. п.) и суффикс -т.
Ф. И. Буслаев в «Исторической грамматике русского языка» писал:
«Существительное бы-тъ есть не
что иное, как причастие прош. вр. страдательного залога от глагола бы-ть, напр., в пословице «не дорого
пито, да дорого быто»; в средн.
роде быто употреблялось в
древнерусском языке как существительное, в значении «имущество»; напр.:
«Изборяне грабиша быто
Московское и Псковское». (Карамзин Н. М. История Гос. Российского).
Со временем слово «быт» обслаивалось отвлеченными
значениями и оттенками, исходившими от родственных слов с основами бы-, быт-, от таких, как книжно-славянские – бытие, бытность;
составные – бытописание, бытописатель (в значении «история»,
«историк»), широко употребительных в языке XVIII и первой трети XIX в.
В русском литературном языке
первой четверти XIX в. отвлеченное, обобщенное значение слова быт вытеснило собою народные конкретные
осмысления его. Например, в письмах П. А. Вяземского к
И. С. Тургеневу (от марта 1823 г.): «В нашем быту и себе и другим добро делать
трудно» (Архив братьев Тургеневых, 1921, с. 14); «... в нашем православном
русском быту обстоятельства
могут довести до того, что поступишь против совести» (там же, с. 15).
В период расцвета натуральной
школы в 30–40-е годы XIX в. слово быт
и производное от него бытовой
становятся словами реализма. Значение слова быт – «уклад жизни, свойственный той или иной среде, той или
иной социальной группе, нравы и обычаи повседневной жизни, характерные для того
или иного класса, сословия, профессии» – все более расширяется и углубляется.
Все другие употребления слова быт
вымирают.
Слово быт, перенесенное в круг душевной жизни, иногда обозначало
также: «душевный строй», «образ мыслей», «интеллектуальная жизнь». Например, у
Н. И. Пирогова в «Дневнике старого врача»: «Итак, я, как и другие, не
могу, при всем желании, выворотить свой внутренний быт наружу пред собою, сделать это начисто...».
Черты русского быта
XIX в. для современных детей являются во многом неизвестными и не всегда
понятными. Знакомство с русским бытом предков будет способствовать формированию
интереса к родной культуре, истории; позволит учащимся лучше понимать содержание
художественных произведений, расширит и обогатит их жизненный опыт.
В к.19 в. резко
возросла численность жителей страны. По переписи 1897 г. она составила 71,7
млн. чел, а с вновь присоединенными территориями 126 млн. чел. Около 87%
населения жило в деревне. В 14 городах число жителей превысило 100 000 чел, а в
Москве и Петербурге – 1 млн.
В городах быстро
строились новые здания: вокзалы, рынки, театры, банки и др. Большинство из них
были многоэтажными в 5-6 этажей.
В центральной
части появлялись административные и деловые центры. Вокруг возводились новые
усадьбы и бульвары.
На окраинах
возводились рабочие кварталы по соседству с заводами.
Быстро
изменялось коммунальное хозяйство. Улицы мостились булыжником и брусчаткой, а
кое-где и асфальтом. На смену газовым фонарям стали приходить электрические.
Электричество стало применяться для освещения домов знати.
Развитие
капитализма способствовало развитию средств связи. В н. 70-х в стране была
создана телеграфная сеть, охватившая все губернские и уездные города.
Знакомясь с произведениями Л.
Н. Толстого, написанными для детей, читатели узнают в основном о сельском быте
и быте городских окраин.
Жизнь в деревне
менялась медленно. Крестьяне по-прежнему жили в деревянных избах и носили
традиционную одежду. Но контакты с городом меняли жизнь крестьян. Появилась
керосиновая лампа, глиняная посуда, шелковая и ситцевая одежда, улучшилось
питание. В домах стали появляться часы, книги, гармонь, комоды, шкафы.
Жизнь
здесь начиналась очень рано, что объяснялось видом деятельности жителей.
В селе, как и в
городах, царили патриархальные нравы. Глава семьи был всеми уважаем и почитаем.
Развлечения жителей были традиционными, сложившимися на протяжении многих лет –
посиделки: гадания, хороводы. Отпевание, свадьбу, крещение отмечали, как
правило, всей деревней.
Л. Н. Толстой много пишет о русском быте в
произведениях для детей. При выборе источника и создании собственных рассказов Толстой неизменно
исходил из того, чтобы сюжет был прост, но и занимателен и представляли поучительный
или познавательный интерес. В основу некоторых произведений («Солдаткино
счастье», «Как мальчик рассказывал про то, как его в лесу застала гроза»)
положены сочинения учеников Яснополянской школы, о которых с таким восхищением отзывался Толстой раньше в статье «Кому у
кого учиться писать, крестьянским ребятам у нас, или нам у крестьянских
ребят?»
В народных рассказах даёт о себе знать
великое искусство Толстого-реалиста. Чувство правды требовало от художника
показа реальных сторон действительности. И потому Толстой писал П. И. Бирюкову
в 1885 году, имея виду предложение В. Г. Черткова сглаживать изображение тёмных
сторон жизни: «Нельзя и не должно скрывать лжи, неверности и дурное».
В портретных характеристиках, пейзажах,
диалогах – множество тех мелких реалистичных деталей, которые являют умения
Толстого – скупыми средствами, часто одним словом, создавать неповторимый
художественный образ.
Во многих рассказах Толстого изображены
правдивые картины сурового крестьянского быта («Пожар», «Корова»): погибла
корова, и семья голодает («Корова»); отец – солдат, и нет работника в семье:
нужда, голод одолевают («Солдаткино житье»). Но писатель вводит в рассказы и
оптимистичные нотки:
* возвратился солдат домой и восстановит
хозяйство;
* заработала бабка двадцать рублей, служа
у господ няней, и купили корову.
Правдивое, реалистичное
изображение действительности, знакомство с чертами русской жизни вводилось Л.
Н. Толстым в произведения не только с образовательной, но и с воспитательной
целью. Здесь писатель выступает не только как писатель-реалист, но и как чуткий
педагог, добрый, мудрый наставник. Читая произведения Л. Н. Толстого для детей,
современные школьники в описаниях быта позапрошлого века до сих пор находят
черты жизни, близкие им, учатся этой жизни посредством осмысления ситуаций,
которые повторяются и сегодня, но в несколько других условиях.