ЕНУ им. Л.Н.Гумилева
Астана, Казахстан
Прошло свыше полутора веков со дня смерти
великого английского поэта - Байрона, чье творчество вошло в историю мировой
литературы как выдающееся художественное явление, связанное с эпохой
романтизма, но интерес к его личности и
к его творчеству по-прежнему велик, и вокруг его имени до сих пор бушуют
страсти и ведутся споры.
Возникшее в Западной Европе в конце XVIII - начале XIX века новое
направление в искусстве было реакцией на Французскую революцию и связанное с
нею просветительство и, как культурное явление Европы и Америки, в
разных странах имела свои особенности.
Термин романтицизм происходит от слова “роман” – (фр. romantisme, от средневекового фр. romant –
роман) – направление в искусстве, сформировавшееся в рамках общелитературного
течения на рубеже 18–19 вв. в Германии. Получил распространение во всех странах
Европы и Америки. Французское слово romantisme восходит к испанскому romance (в
средние века так называли испанские романсы, а затем и рыцарский роман),
английскому romantic, превратившемуся в 18 в. в romantique и означавшему тогда
«странное», «фантастическое», «живописное». В начале 19 в. романтизм становится
обозначением нового направления, противоположного классицизму, предыдущей эпохи и нормами академического искусства.(9)
Для романтизма характерно
обострённое внимание к душевному миру человека, но, в отличие от
сентиментализма, романтиков интересует не обычный человек, а исключительные
характеры в исключительных обстоятельствах. Романтический герой испытывает
бурные чувства, “мировую скорбь”, стремление к совершенству, мечтает об идеале
– не случайно символом романтизма стал “голубой цветок”, поискам которого
посвящает жизнь один из героев Новалиса.
В литературе понятие романтизма
связано с творчеством авторов: Гёте, Шлегель, Новалиса, Тика, Гельдерлина,
Гофмана, Скотта, Вудвортса, Байрона, Шелли, Кольриджа, Ламартина, Мюссе, Гюго,
Купера и По. Яркими представителями романтизма в русской литературе были – В.
Жуковский, ранний А. Пушкин, ранний Н. Гоголь, М. Лермонтов и др.
Английский романтизм
сосредоточен на проблемах развития общества и человечества в целом. Английские
романтики, которым присуще ощущение катастрофичности исторического процесса, разбились на несколько групп:
1) консервативные,
или пассивные романтики - призывали
общество вернуться к прежнему патриархальному быту, к средневековью и,
отказываясь от решения насущных проблем современности, уходили в мир
религиозной мистики; поэты «озерной
школы» (У.Вордсворт, С.Т.Колридж, Р.Саути) идеализировали старину, воспевали
патриархальные отношения, природу, простые, естественные чувства. Романтические
поэмы на средневековые сюжеты и исторические романы В.Скотта отличали интерес к
родной старине, к устной народной поэзии.
Основная тема творчества Дж. Китса, члена группы «лондонских романтиков»,
куда помимо него входили Ч.Лэм, У.Хэзлитт, Ли Хант, – красота мира и
человеческой природы.
2) революционные,
или прогрессивные романтики - выражали интересы демократических и революционных
масс, призывая продолжить дело Французской революции и воплотить в жизнь идеи
свободы, равенства и братства. Крупнейшие
поэты английского романтизма – Байрон и Шелли, поэты «бури», увлеченные идеями
борьбы. Их стихия – политический пафос, сочувствие к угнетенным и обездоленным,
защита свободы личности.
Пламенный защитник
национально-освободительного движения народов, обличитель тирании и политики
захватнических войн, неутомимый,
страстный поэт-борец, защитник свободы и справедливости Байрон стал
одним из ведущих зачинателей прогрессивного направления в романтизме. (4)
Джордж Гордон
Байрон - один
из величайших английских поэтов-романтиков. Родился 22 января 1788 в Лондоне.
Его мать, Кэтрин Гордон, родом шотландка, была второй женой капитана Д.Байрона,
первая жена которого умерла, оставив ему дочь Августу. Капитан скончался в
1791, успев растратить большую часть состояния жены. Джордж Гордон появился на
свет с изуродованной стопой, из-за чего у него с раннего детства развилась
болезненная впечатлительность, усугубленная истерическим нравом матери,
растившей его в Абердине на скромные средства. В 1798 мальчик унаследовал от
двоюродного деда титул барона и родовое поместье Ньюстед Эбби под Ноттингемом,
куда он переехал с матерью. Мальчик занимался с домашним учителем, затем его
отдали в частную школу в Далвиче, а в 1801 – в Харроу.
Его жизнь, как и творческий путь, условно можно
разделить на три этапа. Первый – до появления поэмы «Паломничество
Чайльд-Гарольда» (1788 – 1812) – характеризуется целой вереницей разочарований:
главным из них было осознание врожденной хромоты; другие принесли школа, первая
любовь, вступление на литературное поприще, сложности в отношениях с
окружающими. В этот период создаются первые стихи, издаются 3 сборника,
последний из которых – «Часы досуга» вызвал резкую критику со стороны
«Эдинбургского обозрения». Знаменателен этот этап также появлением первых
сатиричеких стихов и поэм на полетичиские темы.
Второй этап отмечен блеском головокружительной
славы, пришедшей после публикации «Паломничества Чайльд – Гарольда», и
последовавшими вскоре гонениями после разрыва с женой и обществом (1812 –
1816). Байрон издает цикл восточных
романтических поэм, отразив в них свои впечатления от двухгодичного путешествия
по странам Европы.
Покинув Англию и оправившись от пережитых
невзгод, Байрон принимает участие сначала в итальянской революции, а потом в
восстании в Греции – именно там, в
самый разгар событий, его и настигла смерть. Это период величия Байрона – поэта
и человека (1816 – 1824). Публикуются третья и четвертая песни поэмы
«Чайльд-Гарольд», поэма «Дон-Жуан»; осуществляется работа над сатирическими
поэмами и политическими стихами: «Песня
греческих повстанцев», «Прощанье с Мальтой», к которым примыкала и сатира
«Проклятие Минервы»;
издаются исторические драмы: «Марино Фальеро», «Двое Фоскари» и «Сарданапал». В
драматургии особого внимания заслуживают также пьесы «Манфред» и «Каин».
Сложная и глубокая мысль поэта, его
многогранность, несовместимые, казалось бы, в одном характере черты
эгоистического индивидуализма и жертвенного человеколюбия изумляли и покоряли
его современников. Гете и Гейне, Вальтер Скотт и Шелли, Ламартин и Гюго, Пушкин
и Лермонтов, Кюхельбеккер и Рылеев и
многие, многие другие сходились в восторженном преклонении перед именем и
стихами Байрона. Ему подражали, о нем говорили, изучали английский язык, чтобы
читать его в подлиннике. Он дал имя целому направлению европейской мысли и
истории. Между тем лет через 20 после смерти поэт стал терять власть над умами.
О нем вспоминают все реже и реже. Только в последние десятилетия ХIХ в. имя его
снова приобрело значение.
Быстро умножались и совершенствовались переводы
произведений Байрона, начатые еще в 20-е годы. Переводов и переводчиков было
столько, что к началу ХХ в. уже стало возможно полное (точнее, почти полное)
комментированное собрание поэтических произведений Байрона. Оно появилось
одновременно с первым научным изданием сочинений поэта па английском языке. В
России издания быстро сменяют друг друга; особенно многочисленными они
становятся в советское время.
За последние пятьдесят лет создана огромная
советская байрониана — новые блестящие переводы (Т. Гнедич, В.Левика),
монографические исследования (А. К. Елистратовой, М. С. Кургинян, А. С. Ромм),
десятки, нет, сотни статей к рецензий. В связи со 150-летнем со дня смерти
поэта вышло новое собрание его сочинений
Свободолюбие поэта, его
гражданственность, бесстрашие, равно проявляющиеся и в обличении угнетателей
народа, и в анализе диалектики чувств, сохраняют обаяние для читателей,
отделенных от него не только расстоянием во времени, но и принципиальным
отличием породившего общественного строя.
Новаторский дух поэзии Байрона, его
художественный метод романтики нового типа был подхвачен и развит последующими
поколениями поэтов и писателей разных национальных литератур.
Список использованной литературы:
1. Н.Я.Дьяконова. Лирическая поэзия Байрона. М, 1975
2.Бочкало И.Б. «Джордж Гордон Байрон. Избранное». – М., 1997– 257 с.
3.Михальская Н.П. История зарубежной литературы XIX века. – М., 2002 – 366с
4.Р.Ф. Усманова «Джордж Гордон Байрон». Собрание сочинений в четырёх томах. Т. 1. – М., 1981
5.История зарубежной литературы XIX века: Учеб. для вузов/ А.С. Дмитриев, Н.А. Соловьева, Е.А. Петрова и др.; Под ред. Н.А. Соловьевой. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Высшая школа; Издательский центр «Академия», 2006
6.
Байрон Д.Г. Собр. соч.: в 4 т – М.: Правда, 1991.
7.Жирмунский В.М. Пушкин и Байрон. – СПб.: Наука, 2006. – 144 с.
8.Михальская Н.П. История зарубежной литературы XIX века. –
М., 200-366 с.
9. Онлайн энциклопедия. Культура и
образование: литература. Н.Яровикова.