Философия/ 2. Социальная философия
К. ф. н. Карпова Н. П.
Московский государственный областной университет
Динамика ценностей студенческой молодежи
в контексте социальных трансформаций
Раскрывая
социальный облик студенчества, следует учитывать глубокие изменения,
происходящие в самом обществе: трансформацию его основных институтов,
стратификационных характеристик, основных смыслообразующих ценностей.
С начала
1990-х годов усилилось социальное
неравенство в студенческой среде. Часто оно обусловлено социально-территориальными
причинами. Сократился приток в вузы выпускников общеобразовательных школ
(исключение – педвузы) и возрос – выпускников специализированных классов,
гимназий. Возросло неравенство в получении высшего образования в зависимости от
места жительства. Сократилась доля студентов –
жителей села. Их шансы поступить в институт оценивались в 10–12 раз ниже: сказывался реальный разрыв в
качестве довузовской подготовки и формирующийся на этой основе своеобразный
«комплекс провинциальности». Более доступными для абитуриентов – жителей других городов и районов областей
стали технические и гуманитарные специальности, наименее доступны – социально-экономические. Особенно эта
проблема ощущалась абитуриентами-девушками [1, с. 57].
С начала 1990-х годов
стал усиливаться разрыв в шансах получить высшее образование для молодежи из
разных типов поселения, что стало угрозой воспроизводству кадров молодых
специалистов. И хотя студенты из малых и средних городов после окончания вуза
чаще стали возвращаться в родные места, все-таки просматривается опасная
перспектива: катастрофическая нехватка в городах и районах области
высококвалифицированных кадров по многим специальностям. Это во многом
обусловлено хроническим недофинансированием местных органов, которые по причине кризисного состояния многих градообразующих
предприятий не обеспечивают молодых специалистов жильем. Наибольшие изменения в
социальном статусе студенчества в последние два десятилетия связаны с семейным
положением. Сократилось число студентов, состоящих в браке и имеющих детей. На
эти перемены существенно повлияли изменения в половой морали молодежи и
студенчества, что изменило отношение к добрачным, брачным и внебрачным
сексуальным контактам.
Все новые черты проявились в образе жизни
студентов, системе ценностей, социальном происхождении студенчества. Изменились
взаимоотношения студентов с государством (невостребованность многих
специальностей, отсутствие обязательного распределения и «отработок» после
окончания вуза и т. д.), с преподавателями, с родителями. На статус студента в
силу расширения платных образовательных услуг, введения платного обучения
существенно стал влиять уровень обеспеченности семей родителей студентов. Стало
меняться отношение молодежи к богатству и бедности, возросло ощущение
социальной несправедливости и неприятие резкого социального расслоения
общества. В то же время стала сказываться и тенденция к обособлению элитных
групп молодежи из высокообеспеченных семей, демонстрирующих свой достаток,
богатство и бравирующих ими [1,
с. 58].
Наряду с экономическим
положением родительских семей, с начала 90-х годов начал «работать» еще один
фактор стабилизации уровня жизни студентов: дополнительные заработки. Они
приобрели настолько массовый характер, что по сути можно говорить об изменении
образа жизни студентов, так как наряду с учебой они становятся второй основной
деятельностью студенчества. Дополнительные заработки становятся новым
стандартом поведения, символизируя деловитость, предприимчивость студентов. Для
14% эти заработки позволяют обеспечить элементарные условия жизни, для 40% – иметь «карманные» деньги. И лишь 5%
благодаря этому имеют высокий уровень благосостояния. Эти студенты фактически
превращаются в «заочников», поскольку работа у них превалирует над учебой [3, с. 50].
Возросла обеспокоенность
студентов будущей безработицей (по крайней мере, по осваиваемой профессии).
Сказался кризис традиционной системы распределения выпускников, которая
выполняла важные социально-защитные функции. Резко усилилась обеспокоенность распространенностью
наркомании, культа силы, насилия в молодежной среде [2].
К концу ХХ века
зафиксирована переориентация студентов от антиинституциональных настроений к
осознанию негативных последствий «институционального вакуума». Все чаще стала
подчеркиваться заинтересованность в молодежных общественных организациях,
которые «могли бы выразить их интересы» (20–25%
респондентов), «защитить эти интересы» (20–25%),
«помогли бы организовать студенческий быт и досуг» (25–30 %), то есть к концу 1990-х годов все больше ощущалась
значимость социально-защитной функции вуза и студенческого профсоюза [1, с. 61].
С конца ХХ века
наблюдается явное противоречие в жизненных установках студентов. Близость двух
позиций (жизненный комфорт, успех возможны, прежде всего, благодаря собственным
усилиям, предприимчивости; но одновременно подчеркивается важность знакомств с
нужными людьми, помощи влиятельных лиц) является отражением в сознании
студенчества противоречивой ситуации в экономике. В ней дух предприимчивости
уживается с бюрократическим «рынком связей», от которого в значительной степени
зависит достижение материальных, статусных, профессиональных благ и ценностей.
Зафиксирована преемственность «старых» ценностей и параллельная новая,
устойчивая и активно реализующаяся тенденция. Предприимчивость,
инновационность, образованность нередко уступает место «умению устанавливать
связи с нужными людьми». Таким образом, на рубеже веков происходит ценностная
переориентация: на смену патерналистским и в какой-то мере инфантилистским
настроениям («Я могу чего-то добиться в жизни только благодаря помощи извне»)
происходит осознание необходимости прежде всего личностных усилий («Мой успех
зависит от меня, от моей предприимчивости»
[1, с. 62].
В установках
респондентов все более серьезная роль стала отводиться образованию, которое
оценивалось как фундамент для будущей успешной жизни. Отношение к знаниям,
умениям и навыкам приобрело несколько иную ценностную окраску: они теперь рассматриваются
не как цели образования, а как необходимые средства. Если прежде для
большинства из студентов в начале 1990-х годов
речь шла о выживании, то уже к концу 90-х они уже стали задумываться об
использовании возможностей для карьерного продвижения на современном рынке
труда.
Рост престижности
высшего образования (падение его произошло в начале 90-х годов, подъем – с 1995 г.) привел к его «омассовлению»,
более 70% родителей считают необходимым дать свои детям высшее образование, а
более 60% были уверены в том, что уровень образования определяет начальную
ступень карьеры. В то же время «массовизация» образования привела к нарастанию
на рынке труда доли невостребованных выпускников: предложение не находило
спроса. В стремлении получить прибыль вузы увеличивали набор на престижные
специальности и выбрасывали на рынок некачественный продукт. Практически стала исчезать
терминальная функция образования, связанная с получением знаний. Молодежь стала
более прагматичной в своем стремлении использовать профессиональное образование
как способ достижения жизненных целей. Возросла мотивация образования,
связанная с его инструментальными функциями: работа, успех, карьера. Увеличилось количество тех,
кто старается избежать службы в армии (38,8% молодежи). Выросла с 2% до 10%
доля молодежи, для которой период студенчества являлся беззаботным
времяпрепровождением [2, с.
42-44].
К концу 1990-х годов наиболее значимыми считались такие
качества, как энергичность, трудоспособность, решительность, предприимчивость,
организаторские способности. В то же время более низкую позицию, чем в прежние
десятилетия, занимали такие характеристики, как способность быть лидером, вести
за собой других людей. К концу ХХ века на последние ранговые места опустились
такие качества, как готовность жертвовать своим благополучием ради гражданского
долга, непритязательность, скромность, умеренность в потребностях и запросах, а
также готовность бороться с отрицательными явлениями в жизни нашего общества. С
середины 1990-х годов большая часть студентов стала считать, что их будущая
профессиональная деятельность не будет требовать от них ни гражданских
доблестей, ни проявления пуританских качеств.
Девальвация в
студенческом сознании гражданских качеств специалиста, чувства долга и ответственности, сопричастности
к социально-политическим процессам, происходящим в обществе является результатом
того, что формирование жизненных ориентиров будущего специалиста происходит уже
в условиях постсоветской России. Нынешнее поколение студентов в своей
значительной части восприняли многие негативные стороны жизни, порожденные
примитивной интерпретацией сути рыночных отношений, непоследовательностью в
проведении реформ, дегуманизацией процесса перехода к новой
социально-экономической системе, недооценкой роли духовно-нравственных основ
общественных преобразований общества.
Литература:
1.
Вишневский Ю. Р. Студент 90-х – социокультурная динамика / Ю. Р.
Вишневский, В. Т. Шапко // Социологические исследования. – 2000. – С. 56–63.
2.
Подольская Е. А.
Особенности
образовательных стратегий современных студентов // Научният потенциал на света
- 2009. Материалы за 5-я международна научна практична конференція. - Том 3.
Икономики. Державна администрация. Политика. Философия. - София: «Бял ГРАД-БГ»
ООД. - С. 76-82.
3. Эфендиев А. Г.
Московское студенчество в период реформирования российского общества /А. Г.
Эфендиев, О. М. Дудина // Социологические исследования. –1997. – № 9. – С.
41–56.