Талайло Е.А.

Давыденко Э.Н.

Донецкий национальный университет экономики и торговли имени Михаила Туган-Барановского

 

ПРОБЛЕМА МОРАЛЬНОСТИ В УКРАИНЕ

 

Нравственность — одна из тех проб­лем, к которым психологическая наука обращается нечасто и неохотно. Причи­ны разнообразны. Они состоят и в том, что психологи часто воспринимают эту проблему как  «закрепленную» за фило­софией, в первую очередь за таким ее разделом, как этика; и в том, что эта про­блема плохо поддается эмпирическому изучению и «препарированию» в психо­логических лабораториях; и в том, что ес­тественнонаучная психология, в соответ­ствии с традициями естественной науки, трактует объективность научного исследо­вания как предполагающую абстрагирова­ние от ценностей, а это едва ли возможно при изучении проблемы нравственности.

Проблему развития личности и морального воспитания рассматривает в своем труде "Этика и педагогика творческой личности" К.М. Вентцел. По его мнению, нравственность - это сознательное и деятельное отношение к жизни, направленность на рост его уровня и концентрации.

Так или иначе, хотя многие традици­онные объекты психологического изуче­ния — ценности, установки и др. — имеют непосредственное отношение к проблеме морали и нравственности, сама она оказалась вынесенной за пределы основно­го русла психологической проблематики. Вместе с тем значительная часть психо­логических исследований, в том числе и ведущихся в современной отечественной психологии, так или иначе затрагивает эту проблему, в частности, в таком ее, возможно, наиболее актуальном для со­временной Украины аспекте, как нравст­венное состояние современного украинского общества.

Особо тревожную картину высвечивают исследования «нашего будущего» — современной украинской молодежи. Широкое распространение приобрел такой феномен, как эйджизм, охватывающий негативные стереотипы в отношении старости и старения, а также соответствующие дискриминационные практики. Психологи отмечают, что «в настоящее время в нашем обществе сложилось устойчивое мнение об обострении взаимоотношений между возрастными поколениями, в частности между молодежью и пожилыми и старыми людьми», что подтверждается данными многочисленных исследований. В современном  обществе «интолерантность в отношении старости проявляется в нетерпимости к лицам пожилого возраста со стороны молодого поколения и общества в целом».

Психологические исследования, которые дополняют удручающую статистику разводов, социального сиротства, числа детей, рождающихся в неполных семьях, свидетельствуют о кризисе социального института семьи,  выражающем нравственное состояние нашего общества. Отмечается, что «проблемы семьи и семейного воспитания в последние годы стоят как никогда остро: демографы, социологи, культурологи, психологи, педагоги подтверждают наличие глубокого системного кризиса этого социального института».

 Близкую картину высвечивают социологические исследования, выполненные «на грани» с социальной психологией. Они демонстрируют, например, разительный контраст между украинскими и западными нормами поведения в общественных местах. Наши студенты и молодые специалисты, проходящие обучение в западных странах, отмечают, что там принято улыбаться незнакомым людям, «однако когда эту улыбку привозишь на родину, то чаще всего она не находит ответа, оказывается неуместной и постепенно исчезает».

     Канадские социологи в 2008 г. провели исследование, продемонстрировавшее, что  по частоте случаев готовности помочь ближнему Украина занимает 48-ое место. Другие сравнительные исследования бытовой культуры также демонстрируют, что по уровню хамства, агрессивности и ненависти к себе подобным мы явно лидируем, причем наблюдается тенденция к «брутализации», т.е. к еще большему ужесточению нашей общественной жизни.

Социологи констатируют также антагонистическое противостояние двух видов морали: морали богатого меньшинства и морали бедного большинства, хотя, конечно, видов морали и их «антагонистических противостояний» в нашем социуме можно обнаружить намного больше.

 Нравственность оказывает существен­ное влияние и на социально-политическое устройство общества. В частности, труд­но не согласиться с тем, что «этика и есть сердце демократии», поскольку последняя предполагает доверие граждан к ее институтам, которое невозможно без подчинения этих институтов основополагающим этическим принципам.

Несмотря на позитивные сдвиги по­следних лет, наше общество все еще «травмировано хаосом», а одной из его главных проблем является не дефицит сво­боды, в котором нас постоянно обвиняют с Запада, а прямо противопо­ложное дефицит контроля, в первую очередь, контроля внутреннего — нрав­ственного. Данная — ключевая — потреб­ность современного украинского общества преломляется в массовом сознании: как демонстрируют опросы, подавляющее большинство наших сограждан выступают за ужесточение законов, нравственную цензуру СМИ (которую ее противники выдают за идеологическую, совершая умышленную подмену понятий) и другие формы нравственного контроля.

Ученые выделяют такие ключевые направления возрождения нравственности:

Во-первых, это пересмотр понимания свободы, оставшегося нам в наследство от первых лет реформ и носящего в совре­менной Украине крайне искаженный ха­рактер.

Во-вторых, это возрождение инсти­тутов морального контроля, которые в современном украинском обществе прак­тически отсутствуют.

В-третьих, это широкое привлечение ученых — социологов, психологов и др. — к разработке законов, которая у нас считается сферой компетентности лишь профессиональных юристов и вездесущих политиков.