Психологические проблемы воспитания современной молодежи

Ж.И. Намазбаева -

д. психол.наук., профессор, академик,

директор НИИ Психологии Каз НПУ имени Абая

 В настоящее время мы видим, что почти во всех странах мира оживляется процесс национального самосознания, воспроизводство своей культурной идентичности. Использование в воспитательном процессе студентов коммуникативного потенциала различных культур даст успешные плоды формирования цивилизованной личности.

Важным аспектом воспитания является также формирование активности студентов. Активность человека связана с его внутренней свободой, что позволит действовать ему в соответствии со своими собственными целями, мечтами, убеждениями, мировоззрением. Как мы видим – это сознательный выбор действий и поступков. Что должно, в этой связи, учитываться преподавателями, наставниками в развитии активности студентов, а значит свободной творческой личности?

Нам импонируют идеи Л.И. Божович /1/, которая так характеризует активность поведения. Она указывает, что это такой личностный уровень психического развития, когда у человека сформирована целостная структура личности. Целостная структура личности определяется, прежде всего, ее направленностью. В основе направленности личности лежит возникающая в процессе жизни и воспитании человека устойчиво доминирующая система мотивов, в которой основные, ведущие мотивы, подчиняя себе все остальные, характеризуют строение мотивационной сферы человека. Возникновение такого рода системы мотивом обеспечивает наивысшую устойчивость личности, и, как нам представляется,  внутреннюю свободу человека.

Из зарубежных ученых Г. Олпорт /2/ также считал, что именно направленность придает устойчивость поведению человека и делает его относительно независимым от ситуационных влияний, которым в XXI  веке молодежь подвержена в большей степени, чем когда–либо. 

Таким образом, воспитательный процесс сам по себе должен носить системный, целостный характер, в котором должны учитываться все стороны личности каждого студента, особенности студенческой группы. В настоящее время, к сожалению, несмотря на то, что проводится большое количество всевозможных мероприятий, результативность воспитания оставляет желать лучшего.

Ясно, что воспитательный процесс должен строиться на научной основе, с систематическим мониторингом этого процесса, что собственно и, говоря, и составляет основу СМК современного вуза. Источником функционирования общечеловеческих ценностей должны быть национальные и культурные ценности народа, куда входят национальная история, традиции, обычаи и.т.д. /3/. Остановимся на содержательном аспекте современного воспитания подрастающего поколения страны.

Нам видится, что именно обращение к трудам Л.С. Выготского /4/, а особенно к его культурно – исторической теории, позволит увидеть неограниченные возможности развития идей национального воспитания. В различные теоретические концепции о сущности человека, закономерности развития его психики вкладывались основные соотношения «человек-природа», «человек - общество», «человек- божество», «человек-культура». Традиционно на протяжении многих десятилетий чаще рассматривались первые два соотношения, реже третье, и, наконец, четвертое почти не принималось во внимание. Тогда как мир человека – есть способ организации и развития его жизнедеятельности в определенной культурной форме, в имеющемся культурном пространстве. И только Л.С. Выготский /4/ подчеркивал, что в отношении личности с миром выявляется культурно-ценностный потенциал человеческой общности и поэтому особую значимость приобретает культура и культурное наследие любого народа.

Казахстан – многонациональное государство, здесь огромные возможности развития культурно-исторической психологии, разнообразие мироощущения, интеллекта, эмоций и поведения личности в целом.

Мы считаем, что многообразие и богатство культурного наследия Казахстана является основополагающим содержанием, интеграционной основой воспитания молодежи страны. Тем более что Казахстан занимает одно из лидирующих мест в мире по сохранению и использованию национального наследия. В настоящее время комплексно разрабатываются фундаментальные проблемы сохранения, реставрации и обобщения многовекового культурного наследия, многое из которых внесены во Всемирный Культурный список ЮНЕСКО.

Личное пристальное внимание Президента Казахстана Н.А. Назарбаева способствовало принятию беспрецедентных мер по сохранению и воссозданию богатейшего культурного наследия, преумножению современной национальной культуры, традиций, обычаев, реконструкции значительных историко-культурных памятников, посвященные юбилеем великих сыновей казахского народа и памятным датам –  Аль-Фараби, Коркыта - Ата, М.Х. Дулати, Абая,  М. Ауэзова, Жамбыла, Райымбека батыра, городов Тараза, Туркестана и др. 1996 год был объявлен «Годом Отечественной истории». Это и многое другое легло в основу динамического и успешного развития нашего государства, возрождение национальной культуры и духовности, национального самосознания казахского народа.

Таким образом, бесспорно именно культурное наследие, его популяризации и пристальное изучение, широкое использование фундаментальных социально-гуманитарных наук Казахстана в образовательном пространстве и, что самое главное, в воспитании современной молодежи станет гарантом формирования такого поколения специалистов, которое будет иметь высокий уровень национального самосознания, личностно-профессиональных качеств, обладающими общечеловеческими ценностями.

Можно говорить о том, что стабильность развития общества, его уровень цивилизации напрямую зависит от создания и успешной реализации новой парадигмы воспитания. Это парадигма культурно – исторического и личностно-смыслового формирования личности.

Процесс вхождения человека в культуру, его социализации и адаптации должны рассматриваться с разных точек зрения /5/. Вместо отвлеченных феноменов сознания необходимо сосредоточить научные интересы на феномене  исторического и культурного сознания, которые всегда взаимосвязаны с этническими переживаниями человеческой личности. Формирование культурного самосознания необходимо рассматривать через призму формирования научного сознания и самопознания. Социально-психологическое взаимодействие молодежи должно строиться на уважительном отношении к нациям и народностям. В связи с этим необходимо специально готовить молодежь к положительному либо нейтральному восприятию национально специфических своеобразий поведения лиц различной национальности.

Толерантный человек – это личность с национальным достоинством, уважительно относящийся к своей и другим культурам. М.Ганди писал: «Я хочу, чтобы над моим домом веяли ветры всех культур, но я не хотел бы, чтобы они разрушили крышу моего дома» /6/.

Психологический взгляд на культуру во многом завит от того, как ее понимать. Как известно, психологи связывают культуру с творческой деятельностью /5/. Когнитивная чувствительность человеческой психики в познании культуры очень велика. Психические свойства личности проявляются во всех видах культуротворчества. Идеи Л.С. Выготского /4/ в культурно-исторической психологии можно рассматривать в связи с обсуждаемой проблемой в новой интерпретации. Речь идет о взаимообусловленности психологических и культурных механизмов жизнедеятельности человека.

Человеческая психика порождает культуру, а  культура оказывает определяющее влияние на формирование и развитие личности в целом. Вот это и является теоретико-методологической основой национального воспитания, которое впервые в Казахстане организационно, содержательно и методически руководством и учеными КазНПУ имени Абая поставлено во главу угла основной задачей вузов по  формированию нового человека  XXI века.

В XXI  веке новое представление о студенте как уникальной, целостной личности, развивающейся и самореализующейся в процессе личностно-профессионального формирования, ставит глобальные задачи в системе пересмотра мировоззрения, ценностной ориентации, духовности подрастающего поколения  /7/.

Все большее значение как общечеловеческие ценности приобретают информация, образование и самовоспитание. Вузы нашей страны активно ищут пути воспитания будущего профессионала через взаимосвязь единства его социализации и индивидуально-типологических свойств личности, что, безусловно, позволит успешно принимать молодежи  самостоятельные активные жизненные решения  в современных сложных социальных условиях.

Таким образом, воспитание становится приоритетом современного образования.

Для суверенного Казахстана обновление процесса воспитания нового поколения граждан носит судьбоносный характер. Молодежь – будущее страны, она должна уметь решать личные и социально-общественные проблемы через развитие собственных потенциальных возможностей, сосуществуя в коллективе, с коллективом и общаясь с другими лицами. Сейчас студенчество живет в условиях рыночной экономики, свободного пользования Интернетом, впитывая огромный поток массовой Западной культуры. Несмотря на то, что современные студенты ориентированы на новые ценности информационного общества, они значительно продвинуты.

Однако, общество, семьи, образовательная сфера обеспокоены их пассивностью, эгоизмом, равнодушием, социальной безынициативностью. 

Успешность воспитания зависит от обновления, как содержания, так и от переориентации самой идеи и сущности воспитания. Историческая реальность возрождения казахстанского культурного наследия позволяет, требует активного освоения духовного наследия ушедших поколений. Это и есть содержательный аспект воспитания современной молодежи.

Итак, культура, культурное наследие, освоение этих истоков нации в настоящее время оценивается как определяющее в системе национального воспитания. К сожалению, в Государственных образовательных стандартах, в содержании и даже в методах подготовки будущих учителей не в полной мере присутствует ее культурологическая ориентация.

В развитии этих аспектов современного образования особая роль принадлежит вузам страны. Первая и главная задача ППС вузов – успешное освоение собственного культурного наследия, повышение собственной мотивации и потребности к его осмысленному активному познанию. Только бережное отношение к собственному культурному наследие и активное восприятие самых ценных золотников других культур, приведет каждого из нас к самому высокому уровню цивилизованного человека.

Таким образом, современный учебно-воспитательный процесс должен строиться на основе интеграций истоков историко-культурного наследия на базе научных результатов по приоритетным направлениям психолого-педагогической науки по проблемам современной высшей школы. 

В настоящее время в НИИ Психологии Каз НПУ имени Абая, который является первым и единственным учреждением в Казахстане нацеленный на научно – исследовательскую деятельность, активно разрабатываются психологические проблемы личности субъектов образовательного процесса. Изучаются ценностно-смысловая ориентация, направленность, психическое здоровье, личностно-профессиональные качества, самооценка и уровень притязаний, индивидуальные стили поведения и деятельности, психологические условия и климат в студенческих группах, особенности общения, этнопсихологические аспекты влияния национальной культуры на личностный рост и др. Полученные к этому времени результаты позволяют утверждать, что научное обеспечение сопровождения учебно-воспитательного процесса  в вузе значительно повышает уровень формирования личности будущих специалистов, не только через обучение, но и через активную реализацию психологических аспектов национального воспитания.

         Выявлено, что самыми активными способами реализации своих потенциальных возможностей, как для студента, так и для педагога является создание психологических условий, повышение психологической компетентности и личностный рост, так как человек реализует свою субъектную сущность в исторически новом социокультурном контексте. 

Литература

1.     Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М., 1968

2.     Allport G.W& Oldbert. Trait names: A psycho – lexical study. Psychological monographs 47. Изд - во. Питер, 2004

3.     Пралиев С.Ж. Актуальные проблемы формирования личности будущих специалистов. Журнал «Педагогика и психология», 2009, №1

4.     Выготский. Л.С. Собр. соч: в 6т.  М., 1982

5.     Дэвид Мацумото. Психология и культура. – С.-П., 2002

6.     Ганди М. Идея толерантности и современности. Материалы Международной конференции. - Бишкек, 1996

7.     Намазбаева Ж.И. Cultural – historical psychology as the basis of education humanization. Материалы Меужданародной конференции 19 октября, 2005г. Алматы, 2005