Кулейменова Л.М.

Карагандинский государственный университет им. Е.А.Букетова

Образование общество: современные тенденции взаимодействия

Первое десятилетие истории независимого Казахстана отмечено проведением больших социально-экономических реформ. Своеобразие этих реформ заключается в том, что они сопровождаются сложными процессами перемен в сознании людей, отказом от моноидеологии  в пользу плюрализма и свободы. Время требует переосмысления и значительного приращения фундаментальных и универсальных знаний, реализации социокультурной сути человека через систему образования. После десятилетий, связанных с экспериментом в области внедрения социалистического образа жизни, казахстанское общество берет ориентир в русло общечеловеческих, общецивилизационных  тенденций развития.

Одной из главных целей современной системы образования Казахстана является  всемерное содействие гуманизации общества посредством собственной гуманизации. «Очеловечивание» образования связано с усилением тех положений отечественной и зарубежной педагогики, которые ставят во главу угла уважение к личности учащегося, формирование у него самостоятельности, установление гуманных, доверительных отношении между педагогом и воспитанником. Для гуманизации образования характерно построение отношений на основе замены стиля педагогического общения – авторитарного на личностно-ориентированный.

Немаловажной проблемой для современного образования является задача гуманизации  преподавания негуманитарных предметов. Ее решают путем выделения в каждом предмете одних и тех же частей общечеловеческой культуры. Рассказ педагога о возможностях применения современных научных достижений в области естественных наук как в гуманных, так и в антигуманных целях должен быть частью учебно-воспитательного процесса. Результат такой направленности образования – становление человека, способного к свободному выбору и индивидуальному интеллектуальному усилию, уважающего себя и способного уважать других, независимого в суждениях и открытого для иного мнения и неожиданной мысли. В условиях смены парадигмы в образовании и перехода к личностно-ориентированным методологиям в соответствии с современными целями и перспективами,  становится очевидным необходимость концептуальных изменений.

Основой стратегических изменений в образовательном пространстве Республики Казахстан является утвержденная 7 июля 1994 года Национальным советом по государственной политике при Президенте Республики Казахстан «Концепция гуманитарного образования в Республике Казахстан». В Концепции отмечается: «Гуманизация общества – требование цивилизационного развития на пороге ХХІ века, связанное с обретением эффективных форм организаций социальных отношений, в фокусе которых гуманизации является гуманитаризация – многранный процесс, предполагающий формирование интеллекта, воспитание культуры чувств, эмоций, выработку определенной системы жизненных ценностей и ориентиров… главная задача гуманизации образования заключается в мобилизации всего комплекса воспитания, образования, просвещения и культуры на формирование гуманистически ориентированной личности». «Концепция гуманитарного образования в Республики Казахстан» дала стратегию государственной политики в области гуманитарного образования в переходный период с учетом общечеловеческих и национальных особенностей Республики Казахстан, определила роль государства в создании условий динамичного развития и функционирования системы образования. Личностно-ориентированное  образование, упор на которое делается в Концепции, направлено на освобождение творческой энергии каждого человека, находящегося в системе педагогических отношений, предполагает отказ от жестких авторитарных схем связанных с манипулированием учащимися, ориентацию на всесторонне развитие, проблемное обучение, внимание к философскому, методологическому и теоретическому осмыслению педагогической науки и практики.

Современная концепция образования должна, по мнению ученых, базироваться на глобальных ценностях, вытекающих из сознания единства природы, человека и общества, взятых в их культурном многообразий. Общечеловеческие культурные ценности и идеалы не появляются на пустом месте. Они представляют  собой синтезированные и отобранные ценности и идеалы всех народов мира и в этом отношении культурные традиции отдельных народов – важный фактор в образовательной парадигме каждого государства. Учет и внедрение в содержание образования гуманистических национальных традиций является важным подспорьем в воспитании полноценной для данного социума личности.

«Концепцией гуманитарного образования в Республике Казахстан» ставится этот вопрос в число определяющих: «…Поскольку прежняя система образования в республике не способствовала этнокультурной самоидентификации народов Казахстана, то необходимо  критически пересмотреть  данную ориентацию педагогики и, сохранив все ценное, реформировать ее в соответствии с этническими потребностями  обучаемой аудитории. Национальная культурно-образовательная традиция нуждается во всестороннем методологическом развитии и организационно-методическом обеспечении, для чего необходимо создание специальной концепции этнокультурного образования в Республике Казахстан».

Выделяя значимость этнокультурного образования, Ж.Ж.Наурызбай пишет: «…этнокультурная и государственная идентичность могут быть достигнуты наиболее эффективно через систему образования». Образование как средство формирования национального самосознания, реализации культурно-языковых интересов, должны выполнять четыре главные функции:

- транслирующую (обеспечение целостности и воспроизводимости этнонациональных сообществ);

- развивающую (формирование и развитие национального самосознания);

- дифференцирующую (выявление национально-культурных потребностей человека, этнических групп и этносов);

- интегрирующую (обеспечение взаимодействия, взаимопроникновения и взаимного обогащения культур, интеграция личности в систему мировой и национальной  культуры).

Необходимо отметить еще один важный аспект взаимодействия образования и социальной жизни. Образование как фактор социализации личности заканчивает свое влияние на человека после окончания определенной ступени обучения. Образование взрослых носит скорее узкопрофессиональной характер, а не социализирующий. Как мы видим, именно взрослое население более подвержено различным формам асоциального поведения, вплоть до преступных. Республика Казахстан занимает ІІІ место после США и России по количеству преступников на 1000 человек населения. Эта цифра говорит о тревожных тенденциях в общественной жизни страны. Решение этой проблемы видится как через всемерное развитие образования, так и через расширение социальной функции образования.

 

Литература:

1.Бромлей Ю.В. Очерки теории этноса. М., 1983.

2. Изучение преемственности этнокультурных явлений. М., 1980.
Рождественская С. Б.

3. Этническое самосознание и современный быт // Дизайн - социалистическому обществу; Материалы Международного симпозиума. М., 2006, с. 70-72. 

4. Концепция развития образования Республики Казахстан до 2015г; Астана.