Педагогические науки/5.Современные методы преподавания.
Аспирант
Александрова Е.Н.
Новгородский
Государственный Университет им. Я.Мудрого, Россия
К вопросу о развитии творческих способностей дошкольников средствами
дополнительного музыкального образования.
Роль и место музыки в жизни человека
определено ее историей. Особенно чувствительны к музыке дети. С первых минут
жизни ребенок существует в заданном для него природой и обществом пространстве,
называемом звуковой средой. Со звуками материнского голоса начинается для него
радость познания мира. Музыка в жизни ребенка является не только и не столько
искусством, сколько областью, организующей функционирование социального,
эстетического, этического и других каналов связи его микросферы с окружающим
макромиром.
Занятие музыкой выступает в качестве
универсального средства воспитания воли, артистизма формирующейся личности,
психотренинга, как вид арт-терапии, активизирующий и корректирующий процесс
совершенствования чувствительности, наиболее общей способности человека любой
эпохи. Учить детей музыке естественно. В спонтанных музыкальных проявлениях дошкольника
(напел мелодию, мимоходом воспроизвел танцевальное движение) кроется его
естественная способность к релаксации организма. Релаксирующим средством
является звук определенной высоты, длительности и тембра. Дети напевают то, что
фиксирует их эмоциональная память, многократно проигрывают в себе, переживают
заново запомнившийся образ.
Музыкальное обучение в учреждении
дополнительного образования – это часть специфически организованного
пространства, окружающего ребенка. Музыкальная среда как
воспитательно-образовательное пространство выступает в значении развивающей,
формируя мотивацию ребенка к новым видам деятельности (сочинение, исполнение,
переживание, анализ, общение и т.д.), отношениям, складывающимся в ходе новой
деятельности (с наставниками, сверстниками). На практике для большинства
обучающихся музыке детей музыкально-развивающая среда является фактором так
называемого общего, эмоционально-познавательного развития. Однако воздействие
музыки на личность ребенка весьма очевидно, а развивающие особенности
музыкальной среды столь универсальны, что возникает необходимость серьезного
обоснования музыкального обучения как механизма взаимодействия музыкально-развивающей
среды и ее субъекта.
Организация музыкального обучения в аспекте
развивающей среды наиболее актуальна для дошкольного возраста. Через мотивацию
к музыкальному обучению реализуют сензитивные качества детей дошкольного
возраста – поисковую активность, желание подражать выбранному образцу. Функции
мотивации, формирующейся в учебной деятельности (потребностно-побуждающая, смыслообразующая, направляющая,
организационная, ориентировочная, энергетическая, регулятивная), реализуют
коммуникативную сензитивность ребенка в многообразных интегративных связях,
образуемых музыкальной областью.
Успешное обучение дошкольника подразумевает умение
совершать умственные действия по классификации, обобщению явлений, образованию
аналогий и ассоциаций. В данном случае сензитивность к творческому развитию
совпадает с содержанием понятия «высокая обучаемость». Попытаемся проследить,
как специфические музыкальные средства позволяют активизировать подобные
процессы возрастного развития детей дошкольного возраста.
Ценность результата обучения музыке детей
заключается в следующем:
—
в расширении сферы
познания и мышления: восприятия, видов внимания, памяти и т.д.;
—
в развитии устной речи,
как способа выражения мыслей, эмоционального мира ребенка через постижение
смысла музыкального текста;
—
в сформированности
практических навыков и умений использования музыкальной литературы (игра по
нотам, исполнение наизусть, ансамблевое музицирование и т.д.) как способа
творческой деятельности, направленной на расширение областей познания, на удовлетворение
и развитие эстетических чувств и запросов, на возникновение релаксирующих
потребностей организма дошкольника;
—
в овладении личным
опытом эмоционального и рационального постижения музыки в единстве;
—
в поддержке и развитии
возрастных креативных качеств дошкольника (эмоциональность, артистизм и т.д.).
В.Д.Глезер
прослеживает особенности процессов психического развития у детей на основе
взаимосвязи зрения и мышления. Развитие когнитивной сферы в музыкальной среде
осуществляется путем перевода зрительной информации на уровень
ассоциативно–логических связей, через общение, анализ музыкальных символов – к
двигательно-координационным ощущениям, и от них – к непосредственному
результату – исполнению произведения, его осмыслению, эстетическому
удовлетворению. Восприятие пространства посредством задач на глазомер является
специфической чертой изучения нотной абстракции. Дошкольнику проще сравнить
предметы в случае их больших различий. Нотная запись способствует развитию
произвольного внимания, памяти, наглядно-схематического мышления, координации
движений рук с глазами при выполнении письменных работ [2,97-101].
Перевод музыкальной
абстракции обратно, на язык звуков, представляет собой сложнейшую
координационно-структурированную систему воспроизведения сочиненного. Он влечет
за собой активизацию всех познавательных процессов в их многообразии и
совокупности. Так, запоминание нот требует распределения, переключения
внимания, перевода непроизвольного в произвольное, работы кинестетической,
эмоциональной, логической, тактильной и других видов памяти и т.д.
Ребенку 6-7-ми лет
доступен анализ нотного текста по нескольким основополагающим признакам: буквальное
повторение, варьированное, секвенционное (на другой высоте звука),
комбинированное и т.д. Рефлексия, внутренний план действия, произвольность –
новообразования ребенка дошкольного возраста, которые возникают не сами по
себе, а как результат обучения и развития под руководством наставника.
Мыслительные
операции детей дошкольного возраста облечены в наглядно-образную,
наглядно-действенную, наглядно-схематическую и словесно-логическую форму.
Наиболее важна для них наглядно-образная форма мышления, позволяющая наметить
потенциально возможный способ действия, исходя из особенностей конкретной
ситуации (через множество частных особенностей). Развивающая особенность музыки
в контексте сказанного заключается в способности наглядно комбинировать
существующие семь нот в бесконечное множество мелодий, передающих человеческие эмоции разной силы и оттенка.
Логический, абстрактный виды мышления
формируются только в обучении, и музыкальное развитие способствует выработке
данных элементов творческого мышления специфическими музыкальными средствами. Понятие, суждение, умозаключение являются
результатом развивающегося в ходе обучения мышления, в ходе проговаривания
обнаруженных связей и отношений между предметами и явлениями
музыкально-развивающей среды.
Г.Б.Вершинина,
обращая внимание на развитие музыкально-речевых связей ребенка, указывает на
необходимость стимулирования описательных речевых элементов, основы богатства
русского языка. Живая, образная речь ребенка отражает в немалой степени его
творческие задатки. Определения, выражающие эмоциональный отклик на музыку,
служат для него адекватной формой чувственного восприятия и формируют
ситуативную, контекстную, объяснительную речь[1].
Кругозор для
любознательного ребенка дошкольного возраста является источником аналогий.
А.Н.Лук утверждает, что творческая деятельность человека подразумевает наличие
широкого кругозора, что существенно раздвигает рамки познаваемых областей
знания и культуры. Широта кругозора стимулирует в детях выработку зрительных
образов, которые «просятся» быть изреченными, описанными. Речевая же активность
– одна из сторон в развитии волевых усилий ребенка. Речевое планирование
действий вслух формирует готовность к внутренним действиям и изменяет
познавательную сферу ученика в целом[3].
Музыка как вид
искусства ассоциативно связана не только со всеми другими его видами, но и
естественно включает в себя широкий круг жизненных явлений, переданных через
стилевые особенности композитора и эпохи. Таким образом, музыкальное общение безгранично
расширяет круг интересов ребенка.
Музыкальная грамота, как система
абстрактных знаков, может выступать не только в качестве средства овладения
музыкальным произведением, но и как средство развития различных типов
творческого мышления, необходимых как в специальном, так и в
общеобразовательном обучении.
Диалектика развития детского мышления в
музыкальном обучении отражает единство рационального и эмоционального в музыке:
от исследования функциональных возможностей музыкального инструмента ученик
переходит к творческому восприятию возможностей звукоизвлечения, сопровождая
собственную поисковую активность словами: «красиво звучит».Тем не менее, по
степени сложности в любом адаптированном варианте музыкальный материал
представляет собой задачу на восприятие, осмысление, переработку и запоминание
рациональными и эмоциональными способами с последующим воспроизведением музыки.
Рациональное постижение музыки заключается
в обнаружении и раскрытии смысла зашифрованного в знаках и терминах, что
противоречит сензитивным сторонам дошкольного возраста: стремлению к быстрому
результату; формальному запоминанию сложных понятий; непроизвольности
когнитивных процессов.
Сложность музыкального языка заключена в поэтапности его постижения по
отношению к ожидаемому результату в отличие от рисунка, лепнины, танцевального
движения, рождаемых спонтанными проявлениями творчества ребенка дошкольного
возраста. Возникают противоречия между особенностями постижения музыкальной
сферы в ее единстве рационального и эмоционального и отсутствием подобного
рационального начала в сензитивном развитии ребенка; между творческой
спонтанностью дошкольника и требованиями системности и систематичности в
овладении игрой на музыкальном инструменте.
Овладение музыкой в виде исполняемого и
одновременно переживаемого образа – две стороны, два процесса одного и того же
явления приобщения ребенка к музыке, требующие
от него определенных усилий с тем, чтобы один процесс плавно
трансформировался в другой.
В преодолении противоречий между
перечисленными требованиями к овладению игрой на музыкальном инструменте и
чертами сензитивного развития ребенка дошкольного возраста кроется механизм
формирования личности в ее сензитивности к творческому поиску.
Изучение музыкального обучения в аспекте
указанной проблемы открывает новые пути практического использования музыкального
воздействия на ребенка в целях его творческого развития, обучения и воспитания.
Литература:
1.
Вершинина Г.Б. Детское
слово о музыке: теория и практика обучения на уроке развития речи. Новокузнецк,
1995.-230с.
2.
Глезер В.Д. Зрение и
мышление. М.: Наука, 1972.- 246с.
3.
Лук А.Н. Психология
творчества. М.: Наука,1978.-126с.