к.соц.н., доцент Абдрашева Б.Ж.
Карагандинский государственный университет им.
Е.А.Букетова
Национальная традиция как социальный институт
Традиции – это
исторически сложившихся устойчивые и
наиболее обобщённые нормы и принципы общественных отношений людей, передаваемые из поколения
в поколение и охраняемые силой общественного мнения.
Своеобразие кочевого мира заключалось в том, что вся организация общества
носила в
значительной степени военный характер. Каждый кочевник - прирожденный воин, что
обусловило массовость и хорошую организованность армии, большую подвижность
крупных конных масс и своеобразную тактику. Этому способствовали
мобильность кочевого общества, возможность высвобождения из сферы хозяйственной
деятельности большого количества взрослого мужского населения. Отсутствие
возможности гарантировать постоянное существование общества только за
счет ведения скотоводческого хозяйства детерминировало цели войны. Кочевники воевали
преимущественно ради захвата военной добычи.
Кочевничество, номадизм - особая форма
хозяйственной деятельности и связанного с ней образа жизни. Территория современного
Казахстана входит в евразийский регион, в котором возникновение кочевого скотоводства относится к началу 1
-го тысячелетия до н. э. В середине 1 -го тысячелетия до н. э. произошло
становление трех типов скотоводческого хозяйства: кочевого (Западный и Центральный Казахстан), полукочевого (Семиречье и Восточный
Казахстан) и оседлого (Южный
Казахстан). У каждого сложились свои формы и радиус кочевания (до 3 тыс. км),
получили развитие те или иные отрасли животноводства.
Термин «номадизм», означает перемещение
человеческих групп в пространстве. Номадизм связан с практикой
разведения травоядных животых в районах, где засушливость в разной степени является
правилом: возникает
необходимость в поисках воды и сезонных пастбищ, в перемещениях животных,
объединенных в стада. Следствием такого способа адаптации
пространства к производственной деятельности в специфических, экологических условиях
является множественность видов номадизма. Между номадизмом, который предполагает отсутствие постоянного места
жительства и деревенской оседлостью
существует, в зависимости от среды и видов скота, много промежуточных форм. Это - полуномадизм, полуоседлость, вертикальный номадизм, непериодичный
номадизм. Номадизм присущ обществам,
в которых распространение людей между группами регулируется принципом однолинейной родственной связи с браками из боковых родственных линий.
Первопредком казахов считается Коркут, который
прилетел на землю на белой верблюдице (или птице). Он приземлился возле берегов Сыра и вонзил в его середину свой кобыз.
«Коркут» есть объединение двух начал: добра
и зла. Разделение добра и зла, осознание этих понятий дало возможность выявить
отношение к окружающему миру, и из этого осознания выросли страх и радость: страх перед неизведанным и радость от осознанного существования на земле.
По представлениям казахов космос девятислойный. Представители всех девяти слоев являются предками, отсюда берет начало культ почитания девяти предков, сохранившийся у отдельных родов казахского народа. С этими представлениями связано у казахов и почитание старших, и поклонение духу предков. В большинстве стран в том числе и Казахстане обычаем является уважение к старшим. Это добра традиция народа передаётся с другими прекрасными привычками и качествами народов. Так по этому обычаю детей с ранних приучают быть приветливыми, сдержанными и добропорядочными в отношении состаршими, а также грубо сними говорить, прислушиваясь при этом к их мудрым советам.
Юрта внутри также делилась на три части: околодверную, серединную и тор,
центральную. Юрта была символом космоса и триединства Вселенной, символом освоенного
пространства. Шанырак
(навершие юрты) был семейной
реликвией, символом продолжения рода. Он передавался из поколения в поколение. Старшие дети, отделяясь от родителей,
получали emui (свою долю), в юрте оставался самый младший сын. Хозяйство у него было
общее с отцом, он был наследником всего его богатства и назывался шанырак иесы.
Когда умирал последний представитель рода, на его могиле оставляли шанырак. Символ
шанырака - крест в круге - знак вечного движения в природе солнца,
символ эволюции, развития жизни.
Древняя
символика вкладывалась в значение некоторых орнаментов. Знаки кошкар муиз (бараний рог) и ашатуяк
(раздвоенное копыто) обозначают
материальное благополучие скотовода; если одежда украшалась узором туетабан (верблюжий след), то это
означало, что одежда сшита для
дальней дороги; если человек желал кому-то счастья, свободы и независимости, то дарил вещь со знаками кусмурьш
(птичий клюв), кусканат (птичье
крыло). Девушки и теперь носят "кусмурын
жузик" или "шын-жырлы блезик" - браслеты на цепочке, где
одно кольцо - это "птичий клюв", другое - "птичье крыло".
Орнаментальное искусство веками определяет
быт народа, духовное достижение казахов.
Первоочередная социальная проблема современности – это систематизация духовного
наследия казахского народа как ведущей социальной силы независимого Казахстана,
определение функциональной роли в общественном взаимодействии национальной
традиции, культурно-этических и нормативно-этнических явлений через
научно-теоретическое исследование национальной традиции как социального
института:
- в период мировой интеграции
гуманистические национальные традиции и сознание казахского народа представляют
важную предпосылку современного культурного развития казахского народа наравне
с другими народами и сохранению его как социальной общности с великим национальным
духом.
- признание благотворительных, нравственных
функции национальной традиции и сознания казахского народа как социальной
закономерности и социальной нормы, идентификация возрождения в соответствии с
современными требованиями, познание национальной традиции как культурного
наследия и духовного богатства этноса и внедрение их в социальное
взаимодействие требуют в этом направлении
социологических исследований;
- гуманистические национальные традиции и
совесть составляет основу гражданского общества, и являются его основной
ценностью;
- социологическое изучение национальной
традиции дает возможность систематизаций прогрессивной гуманистической
идеологии великих казахских мыслителей, народной мудрости, передаче их
современным поколениям как наследия и использование как мощного фактора
социализации.
Также широкое использование и всемерное
поощрение общественно полезных национальных социальных институтов способствует
стабильности общества. Президент Казахстана Н.А. Назарбаев в своем Послании к
народу Казахстана отмечал, что сохранению политической стабильности и
общественного единства, объединению идеологических, религиозных, этнических или
групповых интересов будет оказывать
содействие пропаганда прогрессивных национальных традиций казахского и
других народов.
Литература:
1. Энциклопедический словарь по культурологии. - М.: Центр, 1997.
2. Флиер А.Я. Культура как фактор национальной безопасности //
Общественные науки и современность. 1998. № 3.
3. Бегалиев Н.К. Информация в диалоге культур. - Алматы, 1997. - 144 с.
4. Алимбай Н., Муканов М.С., Аргынбаев Х. Традиционная культура
жизнесобеспечения казахов. - Алматы: Гылым, 1998. - С 49.