Зайцева М.Л.
Государственная классическая академия им.
Маймонида, г. Москва
синергетическая методология
исследования синестезии
Основные успехи синергетического подхода к моделированию
феноменов сознания связаны с динамической теорией информации, нейрокомпьютинга,
теории катастроф. Синергетические модели применяют к описанию таких явлений как
социальное поведение, экономические процессы, политические прогнозы, творческие
состояния, художественные произведения, смысловые ряды и рождение новых понятий
– все, что объединено понятиями структуры, структурного описания, языка,
оперирующего паттернами поведения, гештальтами.
Не
возникает сомнения в том, что синестезия существенно увеличивает познавательные
способности человека. Она как концентрированная и симультанная актуализация
чувственного в широком спектре его проявлений способствует лучшему восприятию целостности
мира, познанию смысла бытия.
Актуальным является рассматрение
моделей, которые могут быть использованы в рамках этого подхода относительно
целого ряда когнитивных функций. В аспекте проблемы соотношения сознания и
бессознательного представляют особый интерес модели творческих актов – к
примеру, так называемая модель сборки.
Целый ряд понятий психологии
высвечивается с особого ракурса, если рассмотреть модель иерархических уровней
и их перестройки в точке бифуркации применительно к уровням сознания в ситуации
принятия решения. Известная модель «сборки» Рене Тома позволяет описать процесс
становления «творческой личности». Теория катастроф Рене Тома и целый ряд
сценариев выхода системы на аттрактор также могут быть весьма продуктивными для
описания отдельных проявлений бессознательной компоненты в познавательных способностях.
Синергетический подход к проблеме функционирования мозга развит в работах основателя
этого направления Г. Хакена. Концепция динамической информации Д.С. Чернавского
была использована автором для описания механизмов творчества и интуитивного
мышления. Модель «сборки» в рамках теории катастроф Р. Тома, В.И. Арнольда
рассматривается как модель творческой личности. Синергетическая методология
нашла применение в исследованиях художественных произведений и феноменов
творчества в монографиях И.А. Евина. В синергетическом ключе построена модель
музыкального творчества А.А. Кобляковым.
Синергетическое
моделирование художественного творчества и произведений искусства позволяет
обнаружить и описать особенности восприятия, распознавания образов, работу
интуиции. Синергетика делает акцент на моделировании процессов порождения
эмерджентных свойств – особых структур как на уровне групп клеток мозга, так и
на уровне индивидуального сознания индивида и социума в целом. Описывая схемы
процессов порождения тех или иных структур, синергетика оставляет за кадром
детальное объяснение смыслопорождающих механизмов, сводя их к феноменам
самоорганизации.
Решение проблемы
синестезии в контексте познавательных способностей невозможно без учета фокуса
творчества. Идеи и попытки практического воплощения новой, синергетической
целостности художественного произведения как результата симфонического,
свободного, но целесообразного синтеза различных элементов – характерная черта
отечественного искусства рубежа XIX – XX веков. В искусстве этого периода поиск
межчувственных взаимосвязей в процессе создания и восприятия художественного
произведения чаще всего строится не по принципу взаимозаменяемости элементов
различных художественных языков, а по принципу их взаимодополняемости. Такой
синтез художественных языков позволяет достичь нового уровня органической
целостности, в понимании которой огромную роль играет синестезия.
Поиски и теоретическое обоснование
общности различных художественных языков в отечественном символизме и авангарде
позволяют сделать вывод о невозможности буквального перевода знаков одного
языка в другой на основе близости ощущений от элементов различных языков. Александр
Скрябин в результате изучения связи в
ощущениях между различными художественными языками выдвигает понятие «слухозрительной полифонии»
как принципа творческого, немеханического объединения различных видов искусств
в процессе создания художественных объектов; Василий Кандинский формулирует принцип
«внутреннего контрапункта», позволяющий достичь гармонии цвета и формы, при
котором картина начинает производить эффект симфонического звучания.
Данная модель восприятия
должна способствовать, по мнению теоретиков и практиков авангардного искусства,
расширению мировосприятия и миропонимания. Философским обоснованием многих
символистских и авангардных поисков является «духовный ренессанс», произошедший в русской
культуре на рубеже XIX-XX веков. Актуализация проблемы целостности элементов
мира в русском духовном ренессансе способствовала разработке и оригинальной интерпретации
принципов объединения элементов мира. Согласно принципам соборности,
разработанным русской философской мыслью этого периода, соотношение целого и
составляющих его частей обретает качество гармоничности и синергии: благодаря
сохранению индивидуального в соборной общности целое становится
внутренне-обусловленным и органичным; благодаря богодухновенности человеческое
сознание приобретает новое, умноженное, синергетическое качество, преображающее
человеческое сознание в соборное. Свободное сотворчество объединенной общности
людей понимается теперь как теургия, как активная деятельность, направленная на
преобразование как самих людей, так и мира в целом.
Таким образом, модели, предлагаемые синергетическим подходом,
наиболее эффективны для описания структурной динамики творчества. Бессознательная
компонента познавательных способностей в рамках синергетики присутствует и
описывается через понятия динамического хаоса, «перемешивающего слоя». Модели
синергетики, ее принципы и центральные понятия успешно применяются к описанию
механизмов организации восприятия неоднозначных образов и ассоциативной памяти,
актов принятия решений и творчества.