Философия /5. Философия религии
Шупова Н.И., Колюбаева А.Н., Гура А.В.,
Яблоновский Д.А., Россихин В.В.
Национальный технический университет
«ХПИ», г. Харьков, Украина
КАЛЬВИНИЗМ: ИСТОРИЯ И ДОСТИЖЕНИЯ ЗА 500
ЛЕТ
·
Распространенность
ЖАН КОВЕН (Кальвин) родился в городке Нуайон
(Франция) в 1509 году. Он основал религиозное течение, сыгравшее огромную роль
в жизни многих людей в Европе, обеих Америках, Южной Африке и других частях
мира. Его считают одним из крупнейших реформаторов Церкви в истории Западной
Европы.
Сегодня, спустя более 500 лет с рождения Кальвина,
идеи и учения этого реформатора в той или иной форме процветают в разных
протестантских конфессиях, например Реформатской, Пресвитерианской,
Конгрегационалистской церквях и других пуританских течениях. На сентябрь 2008
года Всемирный альянс реформатских церквей насчитывал 75 миллионов приверженцев
в 107 странах.
·
Конфликт с Католической
церковью
Отец Кальвина был секретарем и поверенным
Католической церкви в Нуайоне. Скорее всего, выполняя свои обязанности, он
видел недостойное поведение духовенства того времени. Вызвало ли это у него
протест, или подорвало уважение к церкви, сказать трудно, однако со временем и
отец, и брат Кальвина были отлучены от церкви. Когда отец умер, Жану стоило больших
усилий похоронить его по церковному обряду. Вполне возможно, что из-за этого
случая его неприязнь к католицизму усилилась.
В большинстве трудов о жизни Кальвина мало что
сообщается о его юношеских годах. Известно лишь, что он был замкнутым и
необщительным. Даже в студенческие годы, когда он учился в Париже, Орлеане и
Бурже, у него практически не было друзей. Кальвин обладал живым умом и поразительной
памятью. Благодаря своей одаренности и невероятной трудоспособности — каждый
день он занимался с пяти утра и до полуночи — к 23 годам он получил ученую
степень в юриспруденции. Кроме того, он изучал еврейский, греческий и латинский
языки, чтобы исследовать Библию. Однако, прежде всего, Кальвин был известен
железным прилежанием и добросовестным отношением к работе — качествами, с
которыми часто ассоциируют кальвинизм и сегодня.
В это же время по другую сторону границы, в Германии,
Мартин Лютер открыто обличал Католическую церковь за продажность и
небиблейские учения. Принято считать, что в 1517 году он прибил к дверям
церкви в Виттенберге 95 тезисов, призывая к религиозной реформе. Многие поддержали
Лютера, и Реформация стала распространяться по Европе. Это породило волну
противодействия во многих местах, и протестующие, или протестанты, подвергались
преследованиям за свои убеждения. В 1533 году в Париже Николай Коп, друг Жана
Кальвина, произнес речь в поддержку взглядов Лютера, и поскольку составить ее
помогал Кальвин, им обоим пришлось спасаться бегством. Кальвин покинул Францию
и больше там не жил.
В 1536 году Кальвин опубликовал сочинение
«Наставления в христианской вере», в котором он изложил основные учения
протестантской веры. В нем он обратился к королю Франциску I в защиту французских протестантов, позднее известных
как гугеноты. Кальвин подверг суровой критике католическое вероучение,
решительно выступая за Божье владычество — краеугольный камень своей теологии.
Его труд «Наставления» не только оказал влияние на религиозные учения, но и
сыграл ключевую роль в развитии французского языка и прозы. Кальвина считали
одним из самых выдающихся реформаторов. Позднее он поселился в Женеве
(Швейцария), и начиная с 1541 года этот город служил оплотом Реформации.
·
Реформы в Женеве
Кальвин оказал колоссальное влияние на жизнь в Женеве.
Как отмечалось в одной энциклопедии, движимый сильным стремлением к
благочестию и праведности, он превратил Женеву из «города с дурной славой в
город, в котором все было подчинено строгим правилам поведения» (Encyclopedia of Religion). Но это было не единственное
изменение. Доктор философии Забине Витт, куратор Немецкого исторического музея
в Берлине, поясняет: «Из-за религиозных войн во Франции всего за несколько лет
население [Женевы] удвоилось за счет притока тысяч беженцев-протестантов».
Гугеноты, которые, подобно Кальвину, были очень трудолюбивы, содействовали
экономическому процветанию Женевы, сделав ее центром печатного дела и
производства часов.
В Женеву стекались и беженцы из других стран, например
из Англии, где протестантам угрожала расправой королева Мария Тюдор.
Кальвинисты, состоявшие в основном из преследуемых религиозных меньшинств,
развили учение, которое один религиозный журнал назвал «теологией гонимых» (Christ in der Gegenwart). В 1560 году группа беженцев из Англии издала Женевскую
Библию — первую Библию на английском языке с нумерацией стихов. Благодаря
тому что она была небольшого размера, ею было удобно пользоваться для чтения и
изучения. Вероятно, именно эту Библию взяли с собой пуритане, когда в 1620 году
отправились в Северную Америку.
Однако не для всех Женева была безопасным убежищем.
Мигель Сервет родился в Испании в 1511 году. Он изучал греческий, латинский и
еврейский языки, а также медицину и, по всей видимости, познакомился с
Кальвином еще в Париже, когда они оба были студентами. Изучая Библию, Сервет
пришел к выводу, что учение о Троице небиблейское. Он пытался вступить в переписку
с Кальвином, чтобы обсудить это учение, однако последний считал его скорее
своим противником, чем сторонником. Гонимый католиками во Франции, Сервет
бежал в Женеву, где Кальвин занимал господствующее положение. Однако здесь
Сервету не оказали теплого приема, он был арестован, обвинен в ереси и в 1553
году сожжен на костре. «Казнь Сервета легла позорным пятном на жизнь и
деятельность великого реформатора [Кальвина]»,— говорит историк Фридрих
Энингер.
Кальвин, стремясь провести реформы, написал огромное
количество трудов. Ему принадлежат более 100 научных работ и 1000 писем, не
говоря уже о 4 000 проповедей, произнесенных им в Женеве. В них он не только
излагал свои взгляды на то, каким должно быть христианство, но и насаждал
образ жизни, которого, по его мнению, должны придерживаться христиане, особенно
в Женеве — подобии Божьего города, как он считал.
Что же было достигнуто в Женеве неимоверными усилиями
Кальвина? Согласно данным федеральной службы статистики Швейцарии, в 2000 году
только 16 процентов населения Женевы считали себя приверженцами Реформатской
церкви Кальвина. Получается, что в этом городе живет больше католиков, чем
кальвинистов.
·
Религиозные разногласия
На заре Реформации некоторые города и
государства заявили о своей приверженности католицизму, лютеранству или кальвинизму,
что сделало Европу очагом религиозных разногласий. Хотя реформаторы в один
голос критиковали Католическую церковь, среди них не было единства. Доктор
философии Витт, о которой говорилось выше, отмечает: «Богословские распри не
стихали даже в лагере протестантов». Несмотря на то, что они признавали Библию
основой христианской веры, у них не было согласия в вопросах вероучения.
Наиболее остро стояли вопросы о значении причащения, или Тайной Вечери, и присутствия
Христа во время этого ритуала. Со временем в кальвинизме развилось одно из
наиболее противоречивых учений — учение о предопределении.
Определение этого учения вызвало горячие споры. Одни
кальвинисты считали, что еще до того, как человек совершит грех, Бог уже решил,
принадлежит ли он к числу избранных, которые получат спасение через Христа,
или к числу осужденных на проклятие. Таким образом, они верили, что спасение
предопределено Богом и что не все люди равны. Другие кальвинисты придерживались
мнения, что спасение открыто для всех людей и каждый человек, обладая
свободой воли, решает, принять его или нет. Еще долго после смерти Кальвина
среди его последователей не стихали споры о таких вопросах, как Божественное
предопределение, свобода воли человека и равенство людей перед Богом.
·
Печальное наследие
кальвинизма
В XX веке
Голландская реформатская церковь в Южной Африке воспользовалась догматом о
предопределении, чтобы оправдать расовую дискриминацию. О государственной
политике превосходства белой расы Нельсон Мандела, первый темнокожий президент
ЮАР, сказал: «Данная политика пользовалась поддержкой Голландской реформатской
церкви, которая дала религиозное обоснование апартеиду, утверждая, что
африканеры [белое население] — избранные Богом люди, а темнокожие — низшая
раса. При африканерах апартеид и церковь шли рука об руку».
В 1990-е годы Голландская реформатская церковь
публично принесла извинения за то, что поддерживала апартеид. В официальном
заявлении, названном Рюстенбургской декларацией, священники признали:
«Некоторые из нас, искажая Библию, оправдывали апартеид, и в итоге многие
поверили, будто на то была Божья воля». Долгие годы позиция церкви не только
способствовала страданиям, которые повлекла за собой расовая дискриминация, но
даже подталкивала людей к мысли, что во всем этом виноват Бог.
Жан Кальвин умер в Женеве в 1564 году. На смертном
одре он благодарил своих сподвижников «за почести, оказанные тому, кто их не
заслуживал», и просил прощения за свои слабости — раздражительность и гнев. Все
же нельзя отрицать, что добросовестное отношение протестантов к труду — их
самодисциплина, трудолюбие и приверженность делу — очень сильно напоминает
качества и ценности, свойственные Жану Кальвину.