Пирова Р.Н.
К.и.н.
Ст.преп. Московский институт
предпринимательства и права.
Роль шариата в
Имамате Шамиля
Сложившийся в мусульманских государствах строй
отношений собственности тщательно регламентировался и охранялся нормами
шариата. Праву частной собственности приписывалось божественное происхождение,
оно рассматривалось как постоянное и неограниченное, а собственник имел
абсолютную свободу распоряжения своим имуществом.
Своеобразным
институтом шариата, связанным с вещными правами, был вакуф, представлявший собой имущество (обычно недвижимое),
переданное собственником на какие-либо религиозные или благотворительные цели
(мечетям, медресе и т.д.). Лицо, установившее вакуф, теряло право собственности
на данное имущество, но сохраняло за собой право выступать в качестве
управляющего вакуфом и резервировать определенный доход с вакуфа для себя и
своих наследников. Имущества, составляющие вакуф, не могли быть предметом
купли-продажи, залога и т.д. Вакуфные земли, однако, могли сдаваться в аренду
или обмениваться на равноценное земельное имущество. Данный институт широко
использовался богатой верхушкой с целью уклонения от уплаты высоких налогов,
поскольку имущество, составляющее вакуф, освобождалось от государственного
обложения.
В шариате в отличие от римского права не
формулировалась общая концепция обязательства, но практические вопросы
договорного права, опосредовавшего торгово-денежный оборот, получили
всестороннюю разработку. Обязательства делились на воз-мездные и безвозмездные,
двусторонние и односторонние, срочные и бессрочные. Характерным для
мусульманского общества было распространение специфических односторонних
обязательств — обетов.
Договор по шариату рассматривался как связь,
возникающая из взаимного соглашения сторон, которое, однако, в условиях
имущественного неравенства имело чисто формальный характер. Условия договора
могли быть выражены в любом виде: в документе, в неофициальном письме, устно.
Заключенные договоры рассматривались как незыблемые.
Мусульманские правоведы не ставили жестких условий,
касающихся формы выражения воли сторон в договоре. Согласие сторон на
вступление в договор, условия договора могли быть выражены в документе, устно и
в виде неофициального письма. В шариате подробно регламентировались различные
виды договоров: купля-продажа, заем, дарение, наем, ссуда, хранение,
товарищество, союз и т.д. В связи с широким развитием торговли одним из
наиболее разработанных договоров была купля-продажа. О правомерности торговли
"по взаимному согласию" говорилось еще в Коране (4,33).
Договор купли-продажи допускался лишь в отношении
реально существующих вещей, и только в ханифитском мазхабе признавалась продажа
вещей, которые должны быть произведены в будущем. В случае обнаружения скрытых
недостатков в купленных вещах (болезнь у раба, животного и т.п.) покупатель мог
расторгнуть договор.
В шариате содержались положения, которые формально
осуждали ростовщичество.
В мусульманском праве подробно определялись поводы к
разводу и его процедура. Любой из четырех браков мог быть расторгнут, число
последующих браков и разводов не регламентировалось. Шариат знал несколько
видов разводов, различавшихся как по самому порядку, так и по его юридическим
последствиям. Например, был возможен временный развод, предусматривающий
своеобразный испытательный срок. Хотя поводы для развода были точно определены
(отступничество от ислама и т.д.), муж мог развестись с женой и без объяснения
причин в упрощенной форме (талак), произнеся одну из установленных фраз:
"ты отлучена" или "соединись с родом". В случае развода муж
должен был выделить жене необходимое имущество "согласно обычаю".
Разведенная женщина в течение трех месяцев оставалась в доме бывшего мужа,
чтобы определить, не является ли она беременной. В случае рождения ребенка он
должен был быть оставлен в доме отца. Жена могла требовать развода только через
суд, ссылаясь лишь на строго очерченные основания: муж имел физические
недостатки, не выполнял супружеских обязанностей, жестоко обращался с женой или
не выделял средств на ее содержание.
Правовые
нововведения Шамиля повлияли на правовое положение личности в Имамате.
Во-первых, он значительно уравнял в правовом отношении привилегированные слои и
крестьян-горцев.
Во-вторых,
как уже говорилось выше, в ходе освободительной борьбы он старался переложить
все экономические тяготы на плечи более состоятельных членов горского общества,
взимая с них дифференцированный, в зависимости от уровня состояния, налог, а
беднейшим слоям населения оказывал помощь из фондов байтулмал.
В-третьих,
при издании своих низамов Шамиль в полной мере учитывал волю и чаяния народа,
стремился к прогрессу в правовом положении личности и улучшению бытовых условий
горцев, «вникая во все нужды горцев и делая все, чтобы облегчить их положение»[1].
Заботясь
о материальном обеспечении не способных к самостоятельному проживанию горцев и
претворяя в практику демократический принцип ответственности личности только за
свои поступки, Шамиль запретил конфискацию имущества казненных преступников,
если после них остались сироты. Имам лично особую помощь оказывал «…
беспомощным сиротам…»1.
Идеями
социального равенства всех членов общества пронизан и низам «О наследстве». До
образования Имамата в этом вопросе было много неясной из-за социального
неравенства граждан и практиковавшего среди горцев многоженства. Законодатель
уравнял права на наследство абсолютно всех детей мужского пола. Те, кто получал
наследство, должны были обеспечивать детей женского пола до совершеннолетия,
затем выдать их замуж, а если они оставались на их иждивении – заботиться об их
благополучии. Завещания, составленные в противоречии с этими положениями,
признавались недействительными.
Много
внимания Шамиль уделял и вопросам улучшения положения женщин в обществе.
Особенно тяжелым было положение пленницы, которая становилась рабыней владельца
в предшествовавший Имамату период. Даже если владелец вступал с ней в брак, она
не получала прав, равных с другими женами; для нее вообще не существовало
развода. Муж–владелец мог продать, подарить и даже убить свою жену, если от нее
не было детей, дети же пленницы были лишены тех прав, которые имели наследники.
После смерти мужа–владельца тяжесть положение пленницы еще более усугублялась.
Если
муж перед смертью не дал ей свободу или не оставил завещание на этот счет,
пленница поступала в полное распоряжение его родственников, которые могли
продать ее как рабыню. Видя это социальное неравенство, Шамиль внес некоторые
коррективы в этой области. Учитывая, что женщины по своему общественному
положению не имели собственности, Шамиль запретил взимать с них какие бы то ни
было денежные штрафы. Но более детальному регулированию он подверг брачные и
бракоразводные отношения, издав «…правила, защищающие имущественные права
разведенной женщины»2, имевшие
большое значение для улучшения правового положения женщины в обществе. Эта
проблема привлекла столь пристальное внимание Шамиля, потому что женщина в
горском обществе играла весьма заметную роль, как в общественной жизни, так и в
освободительной борьбе, вместе с мужчинами принимая участие в защите родного края.
Беспокойство Шамиля вызывали также и социальные вопросы в Имамате: обеспечение
крепкой семьи – основы духовного здоровья общества, регулирование нормального
прироста народонаселения Имамата и т.д.
В
Имамате, особенно в чеченских наибствах, остро стояла проблема бракосочетания
из-за высокого выкупа за женщин – калыма. Люди до старости лет не могли создать
семью, молодые убегали из дома, порождая кровную вражду между родами. Поэтому
Шамиль ввел твердый размер калыма в пределах 10-20 рублей, а по соглашению
сторон эту сумму можно было сокращать бесконечно[2]. При
нарушении низама сумма выкупа сверх установленной нормы изымалась в доход
казны. Запрещались также побеги из дома молодых, а муллам заключать браки между
беглыми под страхом строгих наказаний. В лучшем случае эти муллы могли
рассчитывать на тюремное заключение[3].
Заботясь
о нравственном здоровье общества, Шамиль предписывал поскорее выдавать замуж
веселых девиц «во избежание блудства», а также обязывал родителей выдавать
замуж своих дочерей по указанию наибов, в случае отказа они подлежали аресту и
заключению в тюрьму.
Судя
по официальным источникам, Шамиль был «ожесточен против женщины»[4] и именно
в ней видел причину частых разводов в Дагестане. По мнению Шамиля, характер
горской женщины вследствие «фактических и моральных ее несовершенств сложился
так дурно, что очень часто делает ее неспособной угодить своему мужу»[5].
Объясняя причины того, почему в Дагестане женщин не учили писать, Шамиль
подчеркивал, что умение писать способствовало бы росту женского распутства.
Запретив им учиться письму, Шамиль, по его мнению, «отнял у женщин возможности
нарушать целомудрие»[6].
В
делах, которые могли бы пойти на пользу обществу, Шамиль проявлял решительность
и пренебрежение к догмам и стереотипам общественного мнения. Так, когда в
Имамате из-за больших потерь мужчин в боях увеличилось число вдов, Шамиль,
усматривая вредные последствия в социальном плане, ввел в практику собирать
время от времени в одно помещение мужчин, которых можно было женить. Имам и его
сторонники вынуждены были немного отступить от исламских догм в брачно-семейных
отношениях. Низам допускал браки между лицами разной национальности и вероисповедания
при формальном принятии ислама. Поощрялось многоженство, запрещалось умыкание
девушек, муллам запрещалось оформлять брак похитителям похищенной. Низамы
закрепляли положение горянки в Имамате. Вдов обязывали выбирать себе мужей,
причем выбранные мужчины обязательно должны были жениться на вдовах, которые их
выбрали. Более того, в этих случаях были и моменты, когда по приказу Шамиля в
качестве поощрения «… мужу… в момент заключения брака (выплачивали. – Автор)…
двадцать туманов»[7].
Так
же детально имам отрегулировал и бракоразводные дела, для того чтобы укрепить
положение женщины в обществе и семейные устои. Инициатива при заключении брака
и разводе в горах принадлежала в основном мужчинам, которые зачастую обращались
с этим правом очень легкомысленно. В противовес этому Шамиль обязал горцев при
разводе возвращать женам их калым и все то, что они принесли с собой из отчего
дома. Положение Шамиля гласило, что муж, пробывший наедине с женой несколько
минут, обязан выдать ей при разводе весь калым сполна. А если в браке были
рождены дети или жена была в положении, то муж обязан был давать содержание
детям до их совершеннолетия, а жене – до выхода замуж или до окончания
беременности.
При
отсутствии наследников, а также в тех случаях, когда к имеющимся родственникам
переходила лишь часть наследства, имущество становилось выморочным.
Чрезвычайно сложным и запутанным было наследственное
право, которое к тому же имело существенные различия в разных правовых школах.
Признавались два порядка наследования: по завещанию и по закону. Завещание не
могло составляться в пользу законных наследников, затрагивать более трети
имущества завещателя, его составление требовало присутствия двух свидетелей.
Особенно разработанным был порядок наследования по закону. Из имущества
умершего прежде всего покрывались расходы, связанные с его погребением, затем
выплачивались все его долги. Особенностью шариата было то, что наследованию
подлежали только имущественные права умершего, а не обязанности, которые не
могли переходить наследникам.
Оставшееся имущество переходило к законным наследникам
умершего; они делились на несколько категорий, внутри которых устанавливалась
своя очередность призвания к наследству. Так, в первую очередь наследство
получали дети умершего, затем его братья, дяди и т.д. Наследственная доля
женщин была вдвое меньше доли мужчин.
На получение наследства не имели права вероотступники,
разведенные супруги, лица, которые, хотя бы и неумышленными действиями, вызвали
смерть наследодателя. Лишь маликиты признавали право на наследство за убийцей,
если он руководствовался справедливыми мотивами.
Нормы уголовного
права представляли собой наименее разработанную часть шариата. Они отличались
архаичностью, отражали сравнительно низкий уровень юридической техники.
Отсутствовало общее понятие преступления, слабо были разработаны такие
институты, как покушение, соучастие, смягчающие и отягчающие вину
обстоятельства и т.п.
Еще средневековые мусульманские правоведы разделили все
преступления на три группы. Первую из них составляли преступления, которые восходили,
согласно мусульманской доктрине, к указаниям самого Мухаммеда. Они трактовались
как посягательства на "права Аллаха" и не допускали прощения. Сюда
относилось прежде всего отступничество от ислама, каравшееся смертной казнью.
Столь же сурово карались наиболее дерзкие преступления против порядка
управления — бунт и сопротивление государственным властям. К этой же группе
преступлений, объявленных тяжким религиозным грехом, относились кражи,
употребление спиртных напитков, прелюбодеяние, а также ложное обвинение в
прелюбодеянии.[8]
Вторую группу преступлений составляли противоправные
действия, которые рассматривались как посягательства не на права всей
мусульманской общины, а на права отдельных лиц. Нормы, регулирующие их, восходили
к обычаям родоплеменного строя, сохраняли следы непосредственной расправы
потерпевшего с обидчиком. Так, умышленное убийство или смертельное ранение
влекли за собой кровную месть со стороны родственников убитого.[9]
В шариате, правда, уже предусматривалась возможность замены
кровной мести денежным выкупом, если родственники убитого прощали убийцу. За
неумышленное убийство устанавливался выкуп, который сопровождался двухмесячным
постом и отпуском на волю раба-мусульманина. Для других преступлений данной
группы, в частности за телесные повреждения, ответственность также возникала по
принципу возмездия, т.е. талиона. Этот принцип отчетливо закрепляется в Коране,
где предписано: "душа — за душу, и око — за око, и нос — за нос, и ухо —
за ухо, и зуб — за зуб, и раны — отмщение" (5, 49).
Наконец, третью группу преступлений составляли действия,
которые не рассматривались как наказуемые в период становления халифата, а
поэтому не упоминались в основных источниках шариата. С развитием правовой
доктрины и стремлением имущей верхушки укрепить сложившийся общественный
порядок начинают рассматриваться как уголовные преступления и наказываться в
судебном порядке такие действия, как неуплата закята, несоблюдение поста,
легкие телесные повреждения, оскорбления, хулиганство, обвешивание и
мошенничество, взяточничество, растрата государственных средств, азартные игры
и т.п. Мера наказания по таким делам зависела от мнения, высказываемого
муджтахидами, и от усмотрения отдельных судей.[10]
В шариате предусматривались типичные для средневековья
жестокие и устрашающие наказания.
Так, смертная казнь, назначавшаяся по целому ряду
преступлений, обычно совершалась публично (путем повешения или четвертования),
а затем тело казненного выставлялось на всеобщее поругание. Применялись и такие
виды казни, как утопление и закапывание заживо. Широко использовались также
членовредительские и телесные наказания — отсечение пальцев, рук и ног,
бичевание, битье камнями и т.п.
Интересны
в законотворческой деятельности Шамиля положения низамов, в которых вводятся
всякого рода запреты и предписываются правила здорового образа жизни и
поведения в быту. Запреты вводились на продажу винограда производителям вина,
на употребление алкоголя и курение. Запрещались танцы и другие увеселительные
мероприятия. Наказания за нарушение запретов низама были установлены весьма
внушительные, вплоть до применения смертной казни.
Наказания по мусульманскому праву отразили как архаичные и
догосударственные способы возмездия, так и достаточно разработанные меры целенаправленной
уголовно-правовой репрессии.
Преступления первой и второй группы влекли за собой строго
фиксированные и суровые наказания (хадд и кисас). Наказания за преступления, относящиеся
к третьей группе (тазир), отличались большим разнообразием и гибкостью (от 4 до
II видов таких наказаний), но также имели ярко выраженный карательный характер.
[1] См.: Магомедов Р.М. Указ. работа. - С.105.
1
См.: 100 писем Шамиля.- С.124.
2
Халилов А.М. Восстанавливая правду истории: Круглый стол // Дагестанская
правда.-1988.-6 ноября.-С.3.
[2] Халилов А.М. Национально-освободительное движение
горцев Северо-Восточного Кавказа под предводительством Шамиля.- Махачкала,
1991.-С.101-102.
[3] См.: 100 писем Шамиля. - С.78.
[4] АКАК.-Т.XII.-С.1456.
[5] Там же. - С.1455.
[6] Там же. - С.1416.
[7] См.: 100 писем Шамиля.-С.86.
[8] Еремеев Д.Е. Ислам: образ жизни и стиль мышления. -
М., 1990.
[9] Сюкияйнен Л.Р. Мусульманское право: вопросы теории и
практики.- М., 1986
[10] Сюкияйнен Л.Р. Мусульманское право: вопросы теории и
практики. - М., 1986