Захарченко Е.В.

 

Восточно-Казахстанский государственный технический

университет им. Д. Серикбаева, Казахстан

НОВЫЕ СТРОИТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

В 70-80-е годы архитектура переживала кризис, связанный с потерей позиций современной архитектуры и возвратом классических мотивов и исторических стилей. Это было время пост модерна и эклектики в архитектуре, которое отчасти компенсировало негативные результаты однообразной современной архитектуры, но многие архитекторы предчувствовали, что архитектура находится на пороге нового открытия, но что это за открытие и кто первый перешагнет за этот порог, тогда никто и не подозревал. С тех пор прошло немало времени, во всем мире появились новые имена архитекторов, новые выдающиеся произведения архитектуры были построены во всем мире. В новых произведениях архитектуры явствовало стремление к уникальным художественным и техническим решениям. Уникальная архитектура стала выразителем новейших достижений науки и искусства. Ее создатели должны быть незаурядными универсальными, интеллектуальными личностями, которые были способны соединить в своих произведениях новейшие достижения инженерии, новых строительных технологий, новых строительных материалов и даже использовать в архитектуре достижения других отраслей.

Условия для появления новых изобретений, была создана атмосфера свободы творчества по освоению цифрового метода проектирования. Компьютер не только был способен заменить карандаш, он стал новым средством мышления и творчества. Стало уже не важным, что в ручной технике или в компьютерной ты можешь выражать свои мысли. Неизведанная компьютерная технология стремительно и в корне стало менять взгляды на методику проектирования и сам метод архитектурного творчества. В результате было усовершенствованно оборудование и электронная инфраструктура для научных исследований, обучения, презентаций, компьютерного дизайна и главным образом, программирования.

Команда по внедрению цифровой технологии поддержала растущее число «электронных театров» и цифровых классных пространств, которые соединены сетью и оборудованы персональными компьютерами и подвесными проекторами. Школа, в том числе и архитектурный факультет, который оборудован цифровой базой с множеством широкоформатных цветных плоттеров, цветных лазерных принтеров и продукций «3D» устройств.

Условия для открытия в архитектуре уже были подготовлены, но первым перешагнул порог новой цифровой архитектуры американский архитектор Френк Оуэн Гэри, построив здание с использованием компьютерного проектирования и цифрового моделирования. Это было здание концертного зала Уолта Диснея в Лос-Анжелесе (рисунок 1), а позже, здание музея Гуггенхейма в Бильбао (рисунок 2), последнее пока считается лучшим из всех его произведений.

Передовая школа архитектуры и архитектор практик Френк Гэри практически одновременно, еще в конце 80-х годов, использовали достижения в компьютерной технологии в проектировании и строительстве. Роль и значение первого практического использования цифрового метода архитектором Френко Гэри неоценима, потому что, созданные им концертный зал Уолта Диснея в Лос-Анжелесе и музей Гуггенхейма в Бильбао это не только новое и уникальное слово в архитектуре, а, созданные им объекты – высокохудожественные произведения. В проектировании и строительстве зданий была использована новая цифровая программа, которая сумела языком цифр, описать проектируемую модель для изготовления на заводе, в то время как традиционный язык чертежей был беспомощен. Цифровой метод проектирования сделал то, что было не под силу традиционной системе проектирования. Позже Френк Гэри даже использовал специальную компьютерную программу, разработанную во Франции для военной отрасли предназначенную для проектирования титановых оболочек сверхскоростных истребителей.

 

Рисунок 1

 

Рисунок 2

 

Эпоха цифровой архитектуры наступила, и ей стали обучать новый поколения архитекторов. Архитектурная элита США в лице Френко Гэри и Бернардо Тчуми первыми перешагнули в новую цифровую эру в архитектуре.