Ершова Э.Б.
В последние десятилетия множество
отечественных историков обратилось к изучению роли и судеб как российской
интеллигенции в целом, так и ее различных регионов на многих этапах развития
страны в ХХ веке. Тема стала настолько актуальной, что в ряде городов страны
были созданы центры по проблемам интеллигентоведения. Основу таким центрам
положила инициатива профессора Ивановского госуниверситета Валерия Сергеевича
Меметова, возглавившего в начале Межвузовский Центр РФ "Политическая культура
интеллигенции, её место и роль в истории Отечества", который был реорганизован
в НИИ интеллигентоведения. Насколько данная тема актуальна, говорит за себя
постоянное увеличение её участников год от года. Центр изучения истории
интеллигенции был создан в Екатеринбурге, Омске, ряд ведущих историков по этой
тематике работают в Новосибирске и других городах России. Автору известно, что
подобными исследованиями занимаются и в странах, составлявших когда-то единое
пространство в рамках СССР, в том числе и в Белоруссии. Тематика исследований
очень обширна и в небольшой по объему статье её невозможно охватить. Поэтому
хотелось бы остановиться на историографии такого отряда интеллигенции как
художественная, тем более, что она по своей тематике очень сложна и
неоднозначна.
Специального комплексного исследования
по истории художественной интеллигенции и её судьбах в целом по стране пока не
существует. Основная же масса вышедших почти за столетие публикаций посвящена
либо общим проблемам формирования интеллигенции в России, её духовным поискам
и практической роли в строительстве нового общества, либо отдельным отраслям
культуры и искусства, где имена актеров, режиссеров, писателей, композиторов,
художников назывались в качестве прилагаемой характеристики к созданным ими
произведениям, каталогам выставок и т.д.
И только в последние несколько десятилетий
появился ряд ученых, поставивших себе задачу разобраться во всей сложности
поисков, формирования, деятельности и судьбах российской и национальной
интеллигенции. Об этих работах несколько ниже.
В историографии по проблемам
интеллигенции вообще можно выделить несколько периодов: публикации 20-30-х г.,
исследования 50-80-х и историко-публицистические изыскания второй половины 80-х
- 90-е годы и первые десятилетия XXI века. С этой периодизацией в целом согласны многие
ученые.
Среди публикаций дореволюционного
периода, посвященных интеллигенции, несомненно можно отнести сборники
"Вехи" и "Из глубины", работы И.Ильина и других видных
философов начала века.
Публикации 20-30-х г. включали в себя,
как правило, выступления видных деятелей партии большевиков и Советского
правительства (1),работы партийных публицистов(2), историков, философов,
правоведов, искусствоведов того периода (3). Выходившие в эти годы публикации
формировали общественное мнение о том, что созданием социалистического искусства
может руководить только партия, без влияния которой творческая интеллигенции не
сможет создавать подлинные шедевры. Навязчивой идеей руководящей роли партии в
развитии искусства и культуры в целом проинизаны все её документы и решения
съездов (4).
Все выше сказанное относится и к
историографии национальных регионов, и в том числе - Белоруссии. В те годы
основную массу печатных изданий составляли материалы различных партийных
форумов, на которых рассматривались вопросы культуры (5). Лишь во второй
половине 20-х г. начали появляться статьи белорусских литературоведов и
искусствоведов, таких как Н.Некрашевич, Н.Щекочихин (6) и др. О деятелях
культуры в них говорилось лишь с позиции анализа их произведений и выводы о
соответствии их содержания идеям пролетарского государства.В конце 30-х г.
основная масса тех и других была репрессирована и к изучению состояния
белорусской литературы и искусства, взглядов художественной интеллигенции на
проблемы общества ученые вернулись лишь в 50-е г.
Со второй половины 30-х г. и до середины 50-х г. проблема носила описательный
характер. Авторы занимались, главным образом, комментированием партийных
документов по вопросу формирования
художественной интеллигенции
и разработкой сталинской теории о
двухполюсном разделении творческой интеллигенции: "за" и "против" советской власти. Третьего было не дано(7).Это был курс на
уничтожение старой интеллигенции и той молодой талантливой поросли, которая в большей степени пассивно, но сопротивлялась стремлению
партийного аппарата втиснуть её
в прокрустово ложе идеологии большевиков.
Во время хрущевской "оттепели"
появилась возможность приоткрыть завесу секретности над судьбами многих
деятелей культуры, узнать, за что, почему и куда исчезали люди и их
произведения. Поэтому в работах Г.Г.Карпова, М.П.Кима, А.Г.Слонимского,
появившихся во второй половине 50-х г. проблема формирования художественной
интеллигенции, хотя и не без коммунистических идеологем, рассматривалась с
привлечением новых архивных материалов (8). В работы авторов того периода стал
привлекаться архивный материал, использование которого ограничивалось партийными
рамками.
В Белоруссии в эти годы стали также
появляться обобщающие публикации о развитии национальной культуры, где
назывались имена, произведения которых не соответствовало установкам партии.
Имена репрессированных из публикаций исключались, заменялись общими фразами о
борьбе с национал-демократизмом и извращениями партийной линии в лтературе и искусстве
(9).
В 60-80-е г. появились новые темы,
свидетельствовавшие об интересе историков к проблемам культуры и судьбам
творческой интеллигенции. Особую значимость в эти годы приобрели работы С.А.Федюкина
и ряда других исследователей (10).
Белорусские историки в унисон с общесоюзными
учеными стремились раскрыть понятие художественной интеллигенции, сферу её
деятельности. Однако при этом они не имели возможности в полном объеме показать
роль той части деятелей культуры, которая была репрессирована. Эту сторону им
приходилось освещать завуалированно, не называя имен (11). Так, в своей
монографии В.Нефед обошел молчанием судьбы режиссеров В.Голубка В Кавязина,
отстранение других режиссеров от работы над спектаклями, запрещение различных
постановок и т.д. В то же время работа представляет большой интерес, ибо это
была первая работа такого плана и в ней публиковались впервые новые факты становления
и развития белорусского театра в довоенный период (12).
Несмотря на конъюктурность этих
исследований, необходимо отметить, что все авторы 60-80-х г. готовили почву к
значительному повороту в исторической науке конца 80-х-90-е годы.
Большим подспорьем в переосмыслении
исторического пути советской интеллигенции стала в последний период зарубежная
историография (13).
Западные исследователи уже в прошлые
десятилетия располагали таким большим фактическим материалом, свидетельствами
многих очевидцев трагических событий в нашей стране, что историкам 80-90-х г.
пришлось многое переосмысливать пройденный нашим обществом путь. Свидетельством тому многие публикации, появившиеся в последнее десятилетие ХХ
века (14). И теперь мы с полным правом можем сказать, что знаем о своей
интеллигенции, в том числе и творческой, гораздо больше и понимаем
происходившие процессы глубже западных ученых.
Именно о многомерности подходов
к изучению места, роли художественной интеллигенции в истории
страны - её прошлом и будущем - свидетельствуют материалы, публикуемые в сборниках тезисов и статей
конференций, проходящих в Иваново, Екатеринбурге, Костроме, Новосибирске и
других регионах России (15). В числе наиболее значимых я бы назвала работы
А.В.Квакина, В.Л.Соскина, И.В.Купцовой, и
ряда других (16).
В монографии И.В.Купцовой с новых
позиций рассматривается судьба дореволюционной российской художественной интеллигенции и
процесс размежевания её в первое
десятилетие после Октября 1917 г. Проблему идейной-политической дифференциации
интеллигенции на новых материалах
и со свежим подходом
исследовал А.В.Квакин. Очень интересный анализ российской интеллигенции дал в
своих публикациях А.В.Севастьянов (17).Его подход в некоторых случаях отличается
определенной категоричностью, но в то
же время и пониманием растущего влияния интеллигенции на выбор дальнейших
путей развития российского государства.
Много времени уделила исследованию
проблемы взаимоотношения власти и творческой интеллигенции России Е.М.
Раскатова (18). В своих монографиях и статьях
она глубоко и основательно раскрыла механизмы взаимоотношений не только
центральной власти, но и региональной с художественной интеллигенцией. Ее
исследование – это важнейшие и необходимое свидетельство актуальности темы.
Не все выходившие публикации
равнозначны, но они показывают, во-первых, выросший интерес к данной тематике,
а, во-вторых, острую необходимость в познании всего того, что с нами было, и,
в-третьих, её актуальность для осознания ХХI века для культуры и в целом всей жизни России.
В белорусской историографии
художественной интеллигенции также появились новые работы, раскрывающие
неизвестные ранее страницы жизни многих популярных в свое время деятелей
культуры (19). Общую концепцию проблем и судеб писателей и поэтов, актеров,
режиссеров, художников, композиторов и музыкантов в Белоруссии в 1917-1941 гг.
на фоне всесоюзной ситуации становления административно-командной системы
предложила в своей монографии автор данной статьи (20). В историю культуры
Белоруссии вернулись имена тех, о ком не положено было говорить не только
вслух, но и шопотом: Д.Жилуновича (Тишки Гартного), Алеся Гаруна, В.Голубка и
многих других.
В декабре 2011 г. в Институте истории
Республики Беларусь прошла научно-теоретическая конференция, посвященная
90-летию Института белорусской культуры (ИНБЕЛКУЛЬТа). Ученые – историки,
философы, культурологи – говорили о значимости в истории культуры республики
этой организации, и в том числе неоднократно вспоминали творческую
интеллигенцию, участвовавшую в 20-30-е годы прошлого столетия в создании и работе
этого научного заведения, ставшего затем основой Академии наук Белоруссии.
Историография российской, советской и
национальной художественной интеллигенции постоянно пополняется новыми и новыми
исследованиями, что существенно способствует расширению наших знаний и
понимания специфики этой группы интеллигенции, всё большей ликвидации
"белых пятен" в её истории.
-------------------
ПРИМЕЧАНИЯ:
1.Луначарский А.В.Об интеллигенции
/Сб.статей.-М.,1923; Его же.Интеллигенция в её прошлом, настоящем и будущем.-
М.1924; Бубнов А.С.Всеобщее начальное
обучение и культурная революция.-М.-Л.,1931; Калинин М.И. О задачах советской
интеллигенции.-М.1939; Фрунзе М.В. Речь на на заседании литературной комиссии
при цк ВКП(б) 3 марта 1925 г.Соч.-М.,1927,т.3;Ярославский Е.М.О старой и новой
интеллигенции.- Ростов н/Д.,1939; и др.
2.Ангарский Н.А.Старые писатели и новый
быт./Творчество.-1919,N 8-9;
Вороннский А.К.Искусство видеть мир.О новом реализме.-М.1928;Полонский
В.П.Очерки литературного движения революционной эпохи.-М.,1928; и др.
3.Сидоров А.А.Два года советского
искусства и художественной деятельности./Творчество.-1919.N 10-11;Быстрицкий В.А.Революция и литература./Книга и
революция.-1920,N 6;Рейснер М.Интеллигенция как
предмет изучения в плане научной работы./Печать и революция.-1922.Кн.1;
Брюсова Н.Я.Вопросы профессионального музыкального образования.-М.,
1929;Лобанов В.М.Художественные группировки за последние 25 лет.-М.,1930; и др.
4.КПСС о культуре,
науке,просвещении.-М.,1963.
5.Кнорин В.Г.Белорусская
литература."Босыя на вогн1шчы"./Звезда.1921.
11 ноября;Его же.За культурную
революцию./Збор артыкулау.- Минск., 1928; Игнатовский В.Мотивы лирики белорусского поэта М.Чарота.-
Минск.,1922; и др.
6.Некрашевич А.Беларускi Дзяржауны тэатр.-Мн.,1930;Шчакацiхiн М. На шляхах
новага беларускага мастацтва./Полымя.-1927.N 2.; Его же. Сучаснае беларускае мастацтва.-Мн.,1929;
и др.
7.Лебедев П.И.Советское искусство в
период иностранной военной интервенции и гражданской войны.-М.,1949;Кошан
М.С.Политика Коммунистической партии в области искусства в период перехода от
капитализма к социализму./Ученые записки ЛГУ.-1955.,N 193,- Серия история.- Вып.
22;Ким М.П.Коммунистическая партия -
организатор культурной революции в СССР.- М.,1955;
8.Слонимский А.Г.А.М.Горький в борьбе за
создание советской интеллигенции в годы военной интервенции и гражданской
войны.-Сталинабад,1956;Карпов Г.Г. Партия и культурная революция.-М.1957;Ким
М.П. 40 лет советской культуры.- М.1957; и др.
9.Белорусское искусство.Сб.статей и
материалов.- Мн.,1957;Развицце беларускай сацыялiстычнай культуры.- Мн.,1960;Кованцева Г.М.,Мазурова
Я.С. БССР-республика высокой культуры.- Мн.,1961; и др.
10.Федюкин С.А.Советская власть и
буржуазные специалисты.- М.,1965;Его же.Великий Октябрь и интеллигенция.-
М.,1972;Его же.Партия и интеллигенция.- М.,1983;Ермаков В.Т.Формирование
творческих организаций художественной интеллигенции (1917-конец 30-х
годов)./Великий Октябрь и опыт культурного строительства в
СССР.-М.,1987;Афанасьева
А.И.Великий Октябрь и становление
советской культуры в Карелии.- Петрозаводск.1983; и др.
11.Структура советской интеллигенции /по
материалам БССР.- Мн.1970;Калинина Г.А.Некоторые вопросы истории интеллигенции
Белоруссии /Советская интеллигенция и её роль в коммунистическом строительстве
в СССР.Всесоюзн.конф.- Новосибирск,1979.Тезисы.
12.Нефёд В.Становление белорусского
советского театра.1917-1941 гг.- Мн.,1965;История белорусского кино.- Мн.,1969;Фирсова
Е.И.Подготовка специалистов для народного хозяйства и культуры БССР.-Мн.,1976;
Филюкова Л.Ф.Художественная интеллигенция; Круталевич В.А. Интеллигенция
культуно-просветительных учреждений./Структура советской интеллигенции.-Мн.,1970;
и др.
13.Pipes
R.The historical evolution of the Russian intelligentsif /Daedalus.Summer.1960;
The russian intelligentsif.N.Y.,1961; Fitzpatrick S.The commissariat of
Enlightmen: Soviet organisation of education of edication and arts under
Lunacharsky. Cambridge,1970;и др.
14.Знаменский О.Н. Интеллигенция
накануне Великого Октября /февраль-октябрь 1917 г./.-Л.,1988; Зезина
М.Р.Октябрь и интеллигенция в буржуазной литературе /Вопросы методологии и
истории ист.науки.-1987.-Вып.5; Белова Т.Культура и власть.-М.1991;Барбакова К.Г.,
Мансуров В.А.Интеллигенция и власть.-М.,1991; и др.
15.Интеллигенция в политической истории
ХХ века. Иваново.1992;Интеллигенция России:уроки истории и
современность.Иваново,1994;Интеллигенция:проблемы гуманизма,народа,власти.Улан-Удэ.1994;
Интеллигенция и власть на пороге ХХ1 века.Екатеринбург.1996;Нравственный императив
интеллигенции: прошлое, настоящее и будущее. - Иваново.1998; и др.
16.Соскин В.Л.Власть и интеллигенция в
20-е годы:политика партнерства или дискриминация /Российская интеллигенция.ХХ
век.Екатеринбург,1994; Ильина Г.И. Художественная интеллигенция в социальной
структуре революционной России /Петроградская интеллигенция в 1917 г.-Л.,1990;и
др.
17.Купцова И.В.Художественная
интеллигенция России (размежевание и исход). СПб.1996; Квакин
А.В.Идейно-политическая дифференциация российской интеллигенции в период
НЭПа.-Саратов,1991; и др.
18.Раскатова Е. М. Советская власть и художественная
интеллигенция: логика конфликта (конец 1960-х – начало 1980-х гг.):
Монография. Иваново: Иван. гос. ун-т., 2009. Ее же. Власть и художественная
культура российской провинции в эпоху позднего социализма (на материалах
Владимирской, Ивановской, Костромской и Ярославской областей): Монография.
Иваново: Иван. гос. хим.-технол. ун-т, 2010.
19. Элентух И.Цвета времени и краски
"Изофронта".Витебская художественная школа.1918-1923./Неман.-1987. №
11; Сачанка Б."Сняцца сны аб Беларусi...".-Мн.,1990; Калубовiч А. Крокi гiсторыi. Беласток-Вiльня.-Мн.,1993; и др.
20. Ершова Э.Б. Исторические судьбы художественной
интеллигенции Белоруссии.1917-1941.-М.,1994.