старший
преподаватель О.А. Коломейцева
Алматинский филиал Санкт-Петербургского гуманитарного университета
профсоюзов
Проблема определения семантики тамги
Среди современных исследований культурного
наследия казахов особый интерес вызывает изучение символики тюркских
народностей.
В прошлом вопросами изучения тамги
занимались историки Амонжолов С.А.,
Ерофеева И.В и другие исследователи.
Слово «тамга», тюрксого-монгольское по
происхождению, имеет несколько значений: «тавро», «клеймо», «печать». О тамгах
имеется упоминание в произведении «Дивану лугат ат-тюрк» («Словарь тюркских наречий») Махмуда Кашгарского: «Я
описал только племена, а родовые деления оставил без внимания. Однако, я
записал даже мелкие родовые деления огузов, а также тамги, которые они ставят
на свой скот, потому что в знании всего этого есть нужда у людей» [1.c. 30]. Таким образом, интерес к тамгам появился давно.
Предположительно тамга появилась как
родовой знак когда еще не было
письменности, и с того времени находит свое применение повсеместно, в том числе
в геральдике. Некоторые тамги явились прообразами отдельных букв рунического
алфавита тюрков и других народов. В зависимости от сфер применения, они
использовались в разных отраслях. Рунические буквы, обереги, государственные
символы, искусство ковров, каменные памятники и надгробия, а также определяющие
статус-кво документы – наглядное тому свидетельство.
Известно, что каждый из 24 огузских
родоплеменных союзов имел свою тамгу, которой также маркировали ареал
проживания и образцы производственно-социальной сферы того или иного рода. То
есть тамгой метились границы каганатов и родовых союзов. Научное изучение тамги
и тамгообразных знаков ведется уже более двух веков, и хотя достигнутые успехи
несомненны, данная тема и многие связанные с ней проблемы все еще далеки от разрешения.
Тюркские тамги, исторические корни которых
теряются в тысячелетиях, возникли как минимум в целях взаимной коммуникации, то
есть для передачи определенной информации, и являются историческими
документами, зафиксированными в графическом порядке, где эстетическое
восприятие достигает своей цели.
В силу указанных причин эти символические
знаки кроме таврирования имущества, родовой идентификации, удостоверения,
украшения и декоративно-прикладного искусства, больше всего доминируются
психологическими аспектами надсознания, сознания и подсознания.
Тамги, которые нередко использовались в
декоративном искусстве, в основе своей воспринимались как священные и
потусторонние праформы, или, выражаясь термином известного психоаналитика Карла
Густава Юнга, как архетипы. Даже в самом простом понимании считалось, что,
заключая в себе силы над природными стихиями, они могли защитить от неудач,
несчастий, сглаза и порчи. В этом контексте заключается одна из главных причин
прикладного характера тамгообразных знаков.
При всем своем символизме и
психологических ассоциациях тамги, в основном, выражались простыми
начертаниями, но при этом, как отмечалось выше, в своем символическом выражении
несли в себе сакральные слои надсознания человеческого мышления [2. c.52].
Почти во всех древнетюркских захоронениях
(да и в поздний период) можно зафиксировать тамгообразные символы, каждый из
которых ничем не повторяет предыдущий. При этом нетрудно заметить, что
тамгаобразный символ не фиксирует имя, год рождения и дату смерти усопшего. То
есть вместо информации, удостоверяющей личность усопшего, обращает на себя
внимание его принадлежность к определенному клану, роду или уруку. Таким
образом стирается понятие о личности, и на передний план выходит оджаг, род
(эль или улус). Можно с определенностью сказать, что древние тюркские народы
таким образом делали упор больше на коллективное, нежели на личностное. Иногда
встречаются могилы, на которых вместо одной высечены сразу две тамги, что
свидетельствует о родовых знаках супружеской четы из разных родоплеменных
объединений.
Термин «тамга» исследователями переводится
с древнетюркского как нанесение печати, штампа, что лишь частично отображает
его многофункциональный смысл. Очевидно, такой подход обусловлен клеймением
тамгой, или, иначе выражаясь, таврированием скота, имущества, оружия и даже
урожая.
Тамги, которые присутствуют на древних
коврах, изделиях искусства и надгробных камнях, скорее всего являются
историческими документами, определяющими запредельное мировосприятие, и если
назвать их творчеством народно-прикладного искусства, это будет только
частичным отражением действительности [2. c. 52]. То есть они являются производными абстрактными
моделями сознательных и поведенческих стереотипов, которые вылились в мотивы,
фигуры, символы и образы. Эти символические документы истории не очень-то
отражались в официальных учрежденческих институтах, и по этой причине являются
обнаженным отражением чувств, мыслей и воззрений того или иного улуса.
По имеющимся этнографическим данным, прототипами тамги могли выступать
простейшие геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник, угол и др.),
сакральные пиктограммы, птицы и животные, бытовые предметы, орудия труда,
оружие и конская сбруя, иногда буквы рунических алфавитов. Не исключено, что
прототипами многих знаков являлись тотемные животные или иные символы,
восходящие еще к древним религиозно-мифологическим воззрениям доисторического периода
[3. c. 44].
Каждое племя дробилось на множество
иерархически организованных этнических групп и более мелких подразделений и
ответвлений, взаимосвязанных сложной системой общественных отношений.
Завоевание русских земель
татаро-монгольскими
племенами привело к укоренению в русском языке слова «тамга»,
означавшее у тюркских
народов знак, клеймо, тавро,
которое проставлялось на
имуществе, принадлежавшем
определенному роду[4, c. 78].
Получение ханских ярлыков
сопровождалось сбором, который
стал называться у русских тамгой. От
слова «тамга» был
образован глагол
«таможить», т.е. облагать
товар пошлиной, а
место, где товар «тамжили» стало называться таможней.
Вот какое определение дает В. Даль в своем
словаре слову «тамга»: «Тамга - клеймо, знак,
штемпель; рукоприкладный знак и тавро татар, башкир, а местами и русских. Тамга
вилами, тамга рассохой, гребенкой, крест в кругу и пр. На топоре тамга мастера.
Царь пожаловал митрополита, со алою тамгою ярлык дал, стар. Таможенная тамга,
клеймо. | Тамга, стар. Таможная пошлина, мыт, или особый сбор за приложенье
клейма. Ни тамги, ни мыта, ни номеру (не давать). А похотят торговати в
Новегороде, и у них товар осмотрети и тамжити. тамож. устав. 1571 г. | Таможня,
городские весы и меры, на торговых площадях. Таможенный сбор, досмотрщик или
таможник, -женик; | таможник, сборщик пошлины. Таможеная грамота, встарь
дозволяла лицу, общине, монастырю, учреждать в своем имении торги, и брать с
привозу тамгу. - голова, стар. старший таможник. Кто лошадь продаст, или кто
купит, а таможником и пятенщиком не явит, и на том заповеди (пени) два рубля.
Акты. Таможенное ср. тамга, таможная пошлина, мыт».
Служилый человек, в
прошлом называвшийся мытником, стал
называться таможенником. В
обиход вошли
словосочетания «таможенная голова»
(старший таможенник), «таможенная грамота» (разрешение лицу, общине
или монастырю организовывать в своих владениях
торговлю и брать с провозимого товара пошлину) [6, 31.01.2012].
Таким образом, слово «тамга» пришло из
тюркского языка в русский язык, и сейчас является обозначением определенного
вида деятельности.
Литература:
1.
Махмуд Кашгарский.
Цит.по: Летопись трех тысячилетий. Алма-Ата, 1992. С. 45
2.
Леонтьев Г.А., Шорин
П.А., Кобрин В.Б. Вспомогательные исторические дисциплины. М., 2001
3.
Казахи.
Историко-этнографическое исследование. Алматы, 1995
4.
Байпаков К.М. Древние
города Казахстана. Алматы, 2005.
5.
Досымбаева А.М. Мерке –
сакральная земля тюрков Жетысу. Жамбыл, 2002
6.
(http://www.slovopedia.com/1/210/763439.html">ТАМГА</a>)