История / 4. Этнография
Фадеева М. М.
Государственное казенное учреждение Республики Мордовия «Научно-исследовательский
институт гуманитарных наук при Правительстве Республики Мордовия», Саранск,
Россия
Традиционное жилище мордвы
Курганской области
(по результатам этнографической
экспедиции 2010 г.)
Для Курганского округа в 60–70-е гг. XIX в. заметным источником пополнения населения была
ссылка, а вспомогательным – переселения и уже в 80–90-е гг. XIX в. ведущим остался естественный прирост, усилились
переселения, а влияние ссылки ослабло. Стоит отметить, что на рост численности
населения Южного Зауралья в последней трети XIX в. повлияли такие причины, как улучшение медицинского
обслуживания населения, отмена рекрутской повинности, развитие товарно-денежных
отношений и т. д. [1, с. 12 – 13].
По данным переписей населения в Курганской области в
1970 г. мордвы проживало 1 881 чел., в 1979 г. – 1 600 чел., в 1989 г. – 1 569
чел., в 2002 г. – 1 089 чел. [3, с. 58 – 94]. В связи с этим с 25 августа по 4
сентября 2010 г. профессором, доктором исторических наук, главным научным
сотрудником, заведующим отделом археологии и этнографии государственного
учреждения «Научно-исследовательский институт гуманитарных наук при
Правительстве Республики Мордовия» Л. И. Никоновой, старшим научным сотрудником
Т. Н. Охотиной, младшим научным сотрудником М. М. Фадеевой была совершена
этнографическая экспедиция на Урал – в Свердловскую, Челябинскую и Курганскую
области с целью изучения мордовской диаспоры и определения особенностей ее
традиционной культуры. Мордовские переселенцы Курганской области явились
выходцами из с. Парамоново Альменевского района Нижегородской области, с.
Чукалы и с. Пиксяси Ардатовского района РМ, Березовского района Нижегородской
области, с. Турдаки Кочкуровского района РМ, г. Ковылкино и с. Шингарино
Ковылкинского района РМ, с. Линевка Белинского района Пензенской области, с.
Польское Ардашево и д. Каляево
Темниковского района РМ, с. Мордовская Козловка Атюрьевского района РМ.
Материальная культура мордовского
населения в новых местах
складывалась по-разному. Мордовское жилище прошло
сложный путь развития – от землянок и полуземлянок столбовой конструкции до
наземных срубных построек различных конструктивных систем [2, с. 166].
В отдельных районах были распространены
саманные и глинобитные дома, преобладающие чаще
в безлесных районах, некоторые из которых сохранились до сих пор. В с. Горохово Юргамышского района
Курганской области при переселении еще в XX в., из-за недостатка средств, многие строили саманные дома. Для такого дома делали «кирпичи»: на воде густо
замешивали глину и нарезанную солому, раскладывали смесь в формы и просушили на
солнце. Затем формы убирались, получая, таким образом, крупные кирпичи для
строительства жилища. Однако, информатор из этого же села – Зинаида Трофимовна
Носова рассказала, что саманные
дома были недолговечными – со временем, в стенах образовывались трещины, так
как саманные кирпичи не обладали достаточной твердостью. В связи с этим, их
стали чаще употреблять для постройки сеней и других подсобных помещений [8]. Переселенцы, приехавшие уже в более позднее время, после 60-х
годов XX
в., чаще всего размещались уже в готовых домах, общежитиях и др. По словам Виктора Николаевича Агейкина в с. Садовое Кетовского района
Курганской области переселенцы вначале жили в бараках, оставшихся от
заключенных и лишь потом совхоз выдавал жилье [4].
Возведение дома всегда
сопровождалось совершением различных обрядов,
причём среди мордовского населения Урала они сохранились и соблюдаются до сих пор.
Например, в с. Садовое
Кетовского района Курганской области перед строительством дома принято
получать материнское благословление. Виктор Николаевич Агейкин помнит, что
перед возведением сруба, его мама положила что-то под фундамент, но что – не
заметил, т. к. был совсем ребёнком, но этот момент почему-то отложился в его
памяти [4]. По воспоминаниям Натальи Федоровны Сидорчук, в с. Гагарье
Юргамышского района Курганской области, при строительстве домов в углы сруба
клали монетки жёлтого цвета. Видимо, олицетворяли их с цветом солнца [9].
Строительство дома обычно
начиналось с обряда, который принято называть как «помочь», он был прост:
приглашали родственников, соседей, друзей (не обязательно только сельчан), в основном
только тех, кто будет строить сруб, накрывали стол и угощали их. Причём у мордвы Курганской области считалось, что «помочь» нужно отхаживать – крестьянин обязан был явиться
на «помочь» к тем, кто в
свое время работал на «помочи» у него [1, с. 142].
В целом мордва Урала проводила серьёзную
трудоёмкую подготовительную работу, связанную со строительством дома, также с
соблюдением разнообразных поверий, примет и т. п. Заготовку строительного
материала (бревен) производили зимой, считалось, что срубленный зимой лес
оказывался более прочным и долго не подвергался гниению. Повсеместно одним из
условий для успешного строительства считался правильный выбор времени. По
представлениям мордовского крестьянина дом будет счастливым, если начать рубить
сруб в новолуние, в тихую погоду. Вывоз их откладывался обычно до весны или
лета, т. к. зимой из-за обилия снега невозможно было подъехать к местам
заготовок. Обычно строительный лес заготовляли силами семьи или это делали
специальные заготовители совхоза, у которых сельчане закупали готовый лес или
сруб. Если закупали брёвна, то вывозили сами хозяева на быках или на машинах,
тракторах. Раньше сваленный лес свозили на лошадях, для чего использовали
сани-дровни. В летних условиях для транспортировки бревен использовали специальные
длинные телеги. Для своза бревен в деревню тоже устраивали помочи. В это же
время одновременно с вывозкой леса заготавливали и мох, необходимый для
проконопачивания сруба. В районах, удаленных от хвойных лесов, не располагающих
запасами мха, сруб конопатили паклей [6].
Размеры сруба определялись длиной
заготовительного леса, а количество венцов в срубе зависело от диаметра бревен.
С заготовленного зимой строительного материала весной обрубали сучки и снимали
кору. Из обработанных бревен рубили временные срубы. У мордвы Урала были
известны несколько способов рубки сруба: «в чашу» и «в лапу». Наиболее
распространенным считается способ рубки «в чашу» с остатком (уже мархта, м.), когда врубка отступала
на 1,0–1,5 диаметра от концов бревен. В прошлом выемку в бревнах делали сверху,
поэтому влага попадала в пазы, и сруб быстрее загнивал. Уже в конце XIX – начале XX вв.,
выемку стали делать в нижней части бревна. Способ рубки «в лапу» не получил
широкого распространения, но все же был зафиксирован в Курганской области.
По мере возведения сруба, на некоторых
венцах на определенной высоте прорубали пазы для переводин и матицы, оставляли
отверстия для окон и дверей. При возведении сруба бревна в нем нумеровали, при
помощи топора на них делались специальные зарубки, обозначавшие порядковый
номер бревна в срубе. Собранные таким образом срубы оставляли просыхать, после
чего их разбирали и уже на выбранном для строения месте возводили постоянные
сруб [6].
Повсеместно, при переходе семьи в новый
дом, мордва Урала вперед пускала кошку, которой приписывались очистительные и
охранительные функции. После чего Нина Григорьевна Гаранина из с. Горохово
Юргамышского района Курганской области вносила икону и латку (глиняная посудина
в виде ведра), при этом произносила благословление: «Во имя Отца и Сына, и Святого
Духа» [5]. Александра Николаевна Морозова из с. Садовое Кетовского района
Курганской области при переезде в новый дом произносила следующие слова: «Чтобы
ужиться в одном месте» [7].
Таким образом, обобщив материал, собранный
в этнографической экспедиции, можно сделать вывод, что внешний вид жилья мордвы
Курганской области со временем улучшается и расширяется жилая площадь. В
строительстве жилища мордва, попавшая в иноэтническую среду, стала использовать
современные материалы, такие как кирпич, железобетон, керамзит, бетонные панели,
железо, шифер и др. Изменилась техника исполнения, например, подводка под жилье
каменных фундаментов, обшивка наружных стен тесом и т. д. В ходе изучения
современных жилищ мордвы проживающей на Урале и в Зауралье была выявлена
зависимость их типа и вида от социально-профессионального статуса их
владельцев.
Литература:
1.
История земли Курганской. Часть II (1861-1917): Учебное пособие по истории родного края. – Курган,
1998. – 160 с.
2.
Мордва: Историко-культур.
очерки / Ред. кол.: В. А. Балашов (отв. ред.), В. С. Брыжинский, И. А. Ефимов;
Рук. авт. коллектива академик Н. П. Макаркин. – Саранск: Мордов. кн. изд-во,
1995 – 624 с.
3.
Национальный состав
населения Республики Мордовия // Итоги Всероссийской переписи населения 2002
года. – Саранск, 2005. – С. 58 – 94.
4.
ПМА: Агейкин Виктор
Николаевич 1951 года рождения, с. Садовое Кетовского района Курганской области,
записи 2010 г.
5.
ПМА: Гаранина Нина
Григорьевна 1956 года рождения, с. Горохово Юргамышского района Курганской
области, записи 2010 г.
6.
ПМА: Матвеев Семен
Иванович, 1966 года рождения, с. Башкирское Половинского района Курганской
области, записи 2010 г.
7.
ПМА: Морозова Александра
Николаевна 1941 года рождения, с. Садовое Кетовского района Курганской области,
записи 2010 г.
8.
ПМА: Носова Зинаида
Трофимовна 1934 года рождения, с. Горохово Юргамышского района Курганской
области, записи 2010 г.
9.
ПМА: Сидорчук Наталья
Федоровна 1957 года рождения, с. Гагарье Юргамышского района Курганской
области, записи 2010 г.