Яковенко А. В.,
Севастопольский городской гуманитарный университет
Использование технологии Web-quest в языковом образовании
Веб-квест (webquest) в педагогике – проблемное задание c элементами ролевой игры, для
выполнения которого используются информационные ресурсы Интернета.
Веб-квест является наиболее сложным как
для учащихся, так и для преподавателя. Веб-квест направлен на развитие у
обучаемых навыков аналитического и творческого мышления; преподаватель,
создающий веб-квест, должен обладать высоким уровнем предметной, методической и
инфокоммуникационной компетенции.
Особенностью
веб-квестов является то, что часть информации или вся информация,
представленная на сайте для самостоятельной или групповой работы учащихся,
находится на самом деле на различных веб-сайтах. Благодаря же действующим
гиперссылкам, учащиеся этого не ощущают, а работают в едином информационном
пространстве, для которого не является существенным фактором точное
местонахождение той или иной порции учебной информации. Учащемуся дается задание собрать материалы в Интернете
по той или иной теме, решить какую-либо проблему, используя
эти материалы. Ссылки на часть источников даются преподавателем, а часть они могут найти сами, пользуясь обычными
поисковыми системами. По завершении квеста ученики либо представляют
собственные веб-страницы по данной теме, либо какие-то другие творческие работы в электронной, печатной или устной форме.
По
сути, основой веб-квестов является проектная методика, которая возникла еще в
начале прошлого столетия в США. Её называли также методом проблем, и
связывалась она с идеями гуманистического направления в философии и
образовании, разработанными американским философом и педагогом Дж. Дьюи.
Впервые
термин "веб-квест" (WebQuest) был предложен летом 1995 года Берни
Доджем (Bernie Dodge), профессором образовательных технологий Университета
Сан-Диего (США). Автор разрабатывал инновационные приложения Интернета для
интеграции в учебный процесс при преподавании различных учебных предметов на
разных уровнях обучения. Веб-квесты могут охватывать как отдельную проблему,
учебный предмет, тему, так и быть межпредметными, Б. Додж выделяет три принципа
классификации веб-квестов:
1. По длительности
выполнения: краткосрочные и долгосрочные.
2. По предметному
содержанию: монопроекты и межпредметные веб-квесты.
3. По типу заданий,
выполняемых учащимися: пересказ (retelling tasks), компиляционные (compilation
tasks), загадки (mystery tasks), журналистские (journalistic tasks),
конструкторские (design tasks), творческие (creative product tasks), решение
спорных проблем (consensus building tasks), убеждающие (persuasion tasks),
самопознание (self-knowledge tasks), аналитические (analytical tasks),
оценочные (judgment tasks), научные (scientific tasks).
Задания
на пересказ (retelling tasks) являются самыми примитивными и представляют собой
самый простой пример использования Интернета как источника информации.
Существует даже мнение о том, что веб-квесты, основанные только на пересказе,
нельзя считать веб-квестом. Однако в большинстве случаев пересказ допускается
как задание для веб-квеста при условии, что:
·
формат и форма докладов учащихся заметно отличается от
оригинальных материалов, то есть не является простым копированием текста из
Интернета в текстовый редактор;
·
учащиеся свободны в выборе того, о чем рассказывать и как
организовывать найденную информацию;
·
учащиеся используют навыки суммирования, отбора и обработки
информации.
Суть
компиляционного задания (compilation task) заключается в том, что учащиеся
должны взять информацию из различных источников и привести ее к единому
формату. Финальная работа может быть опубликована в Интернете или представлена
в форме какого-либо осязаемого или нецифрового продукта.
Веб-квест,
созданный на основе задания-загадки, требует синтеза информации из набора источников
и создания головоломки, которую невозможно решить простым поиском ответа на
какой-либо конкретной странице Интернета. Напротив, необходимо придумать
загадку, решение которой требует:
·
усвоения информация из множества источников;
·
составления информации в единое целое посредством выводов и
обобщений из разных источников информации;
·
исключения сложных следов, которые могут вначале показаться
правильными ответами на вопросы, но при ближайшем рассмотрении таковыми не
оказываются.
В
журналистских веб-квестах (journalistic tasks) учащиеся должны собрать факты и
организовать их в жанре новостного репортажа, интервью или другого
журналистского жанра.
Конструкторский
веб-квест (design task) требует от учащихся создания продукта или плана
действий по выполнению заранее определенной цели в определенных рамках.
Например, спланировать кухню, удовлетворяющую нуждам определенной семьи или
найти работу и распланировать карьеру вымышленным выпускникам университета и
так далее.
Творческие
веб-квесты (creative products task) требуют от учащихся создания какого-либо
продукта в заданном формате (картина, пьеса, постер, игра, песня, веб-сайт,
мультимедийная презентация и так далее). Творческие проекты похожи на
конструкторские, но являются более свободными и непредсказуемыми в своих
результатах. При оценке таких проектов следует больше внимания уделять творчеству
и самовыражению учащихся.
Веб-квесты
по решению спорных проблем (consensus building tasks) предполагают поиск и
представление различных, порой противоположных, мнений на одну и ту же проблему
и попытку привести их к консенсусу.
Убеждающий
веб-квест (persuasion task) имеет своей целью создание продукта, способного
убедить кого-то в чем-то. Такое задание выходит за рамки обычного пересказа и
требует от учащихся разработки аргументов в пользу какого-либо утверждения,
мнения, варианта решения проблемы на основе материалов, полученных при работе с
квестом. Конечным продуктом такого проекта может быть выступление в суде,
письмо, статья или пресс-релиз, постер, видеозапись, мультимедийная
презентация, веб-страница и так далее.
Веб-квесты,
ориентированные на самопознание (self-knowledge tasks), имеют своей целью
лучшее понимание учащимися себя самих, которое может развиваться через
исследование он-лайн и офф-лайн ресурсов. Такие проекты встречаются редко, но
примеры все же существуют, например, веб-квест "What will I be when
I graduate from the university?", направленный
на изучение ресурсов Интернет,
связанных с будущей карьерой.
Аналитический
веб-квест (analytical task) исследует взаимозависимость вещей реального мира в
рамках заданной темы. Такие задания дают почву для получения учащимися знаний в
условиях, при которых они должны внимательно изучить одну или несколько вещей и
найти в них сходства и различия, а также вычислить скрытый смысл этих сходств и
различий, понять связь причины и следствия и обсудить их значение. Например,
при сравнении культур двух стран или народов необходимо не просто выявить их
сходства и различия, а поразмышлять и порассуждать о том, что они означают,
каковы их причины и следствия.
Оценочные
веб-квесты (judgment tasks) представляют учащимся ряд предметов и просят их
оценить или классифицировать, или выбрать решение из ограниченного списка.
Зачастую, но необязательно, учащимся предлагается исполнять какую-либо роль в
таких квестах, например, судьи в вымышленном судебном процессе.
Научные
веб-квесты
(scientific tasks) служат для знакомства и приобщения учащихся к научным
исследованиям в различных областях знаний. Интернет богат как исторической, так
и свежей информацией, которая может быть полезной в любой науке.
Литература:
1. Зубов
А. В. Информационные технологи в лингвистике: Учеб.пособие для
студ.лингв.фак-тов высш.учеб.заведений / А. В.Зубов, И. И. Зубова –
М.: Издательский центр „Академия” 2004. – 208с.
2. Николаева
В. Д. Применение информационных технологий в обучении иностранному языку / В. Д.
Николаева, В. В. Ушницкая , А. С. Несторова // Информатика и
образование. – 2003. - №7. – С.112-113.
3. Степанченко
Т. Г. Застосування інформаційно-комунікаційних технологій у викладанні
англійської мови / Т. Г. Степенченко, Н. Ю. Фоміних // Горизонти навчання. –
2011. – № 1. – С. 69–73.
4. Фоминых
Н. Ю. Работа с личностными тестами на уроках английского языка как прием
повышения познавательного интереса учащихся / Н. Ю. Фоминых // [Електронний
ресурс]. – Режим доступу: http://shvidko172.narod2.ru/
5. Dudeney G. How to teach English with technology /
Gavin Dudeney, Nicky Hockly / – Pearson Longman, 2008. – 192 p.
6. Fominykh N. WEB-2.0 Ideas for Language Education /
N. Fominykh // Materiảly VII Mezinảrodni Vẻdecko-prakticka
Konference „Zprảvy Vẻdeckẻ –2011”, 27.10.2011–05.11.2011. –
Praha Publishing House „Education and Science s.r.o”, 2011. – P.3–6 .
7. Internet in Education. Specialized Training Course. –
UNESCO Institute for Information Technologies in Education (IITE). – 2006. – 95
p.