Студент 3
курса специальности 050102 –
Педагогика и
методика начального обучения Шапран
А.В.,
к.п.н. Одинцова
С.А.
Карагандинский
государственный университет им Е.А.Букетова, Казахстан
История развития теории трудового воспитания
в педагогической литературе
В
прогрессивном наследии общественной и педагогической мысли огромное место
занимают мысли о труде как самом достойном занятии человека, о труде как цели и
средстве воспитания. Иными словами, мечты о совершенном обществе органически
переплетаться с мыслями о более совершенном трудовом воспитании.
На
первом этапе человеческой истории в
первобытном обществе, когда низкий уровень развития производительных сил
обуславливал объективную необходимость участия каждого трудоспособного члена
коллектива в процессе материального производства, подготовка к трудовой
деятельности была всеобщей и обязательной. Воспитание детей и подростков
включение их в жизнь общины и род были связаны с приобщением подрастающих
поколений к опыту производительной деятельности, с вооружением их трудовыми
знаниями, умениями и навыками. В эпоху разложения первобытнообщинного строя
производительный труд стал утрачивать всеобщий характер. Начиная, с этого
времени и на протяжении многих последующих веков подготовка подрастающих
поколений к производительному труду осуществлялось народными массами. Именно
народные массы бережно сохраняли и развивали те традиции трудового воспитания,
основы которых были заложены на заре человеческой истории [1].
С
возникновением рабовладельческого общества
окончательно завершился первый этап общественного разделения труда – умственный
труд отделился от физического. Развитие рабства сделало труд свободного
гражданина презренным. В условиях рабовладельческого общества отдельные
мыслители позитивно оценивали труд в жизни общества и воспитании человека.
Древнегреческий философ Демокрит
уделял большое внимание труду, он учил, что «Всякий труд – приятнее
бездеятельности, если люди получают или знают, что получают то, ради чего они
трудятся» [2]. Атисфен Афинкий
и Кратет Фиванский
подчеркивали, что труд есть благо и призывали трудиться, чтобы не испытывать
неудобств в жизни.
На Ближнем и Среднем
Востоке утверждение феодальных отношений сопровождалось возникновением нового
религиозного учения – ислама. Эта
религия, истоки которой во многом опирались на идейное наследие Сирии,
Палестины и Иудеи, давало высокую оценку труду, указывало на необходимость
трудового воспитания и профессиональной подготовки подрастающих поколений, что
находило свое обоснование и подкрепление в расцвете ремесел и общем
хозяйственном подъеме.
В трудах выдающихся
мыслителей средневекового Востока Ибн Сины, Аль-Бируни, Ибн-Хальдуна говорится
о важности трудового воспитания всех детей без относительно их
социального происхождения.
В
Западной Европе
идеи трудового воспитания пробивали себе дорогу значительно медленнее, чем на
Востоке. Согласно Христианской традиции, труд – это наказание божье, которое
господь ниспослал первому человеку – Адаму, за грехи его: «И будешь добывать
хлеб в поте лица своего...». Однако развитие производства, резкий хозяйственный
подъем, начавшийся в Западной Европе в XII-XIII
вв., и приведший в конечном итоге к зарождению капиталистических отношений,
обусловили начало пересмотра отношения к труду, к его месту в обществе [3].
На Западе в эпоху Возрождения в XIV-XVI
вв. отмечен необычайный взлет
прогрессивных идей о трудовом воспитании и профессиональной подготовке детей и
молодежи. Эпоха Возрождения сменилась
жесткими временами первоначального накопления капитала, связанного с
насильственным отделением производителей от средств производства, когда на
одном полюсе общества создавалась армия людей, вынужденных жить продажей своей
рабочей силы и влачить жалкое существование. В то время как на другом полюсе
общества создавались несметные богатства, владетели которых жили в праздности и
безделье.
Я.А.Коменский
выступил со своими идеями о трудовом воспитании в новых исторических условиях. Подготовка детей и молодежи к серьезному и
обязательному труду в будущем; формирование таких нравственных качеств, как
трудолюбие, добродетельность, выносливость; формирование физических и
умственных способностей – таковы лишь некоторые задачи, которые, по мнению
педагога, должны реализоваться в процессе трудового воспитания.
В
педагогической концепции Дж.Локка трудовое воспитание занимает существенное
место для всех без исключения детей, со строгим учетом социального
происхождения каждого ребенка.
В
числе мыслителей эпохи Просвещения, оставивших наиболее глубокой след в истории
трудового воспитания Ж.-Ж.Руссо,
который явился основоположником теории естественного воспитания
человека, оказавшего существенное влияние на всю последующую мировую
педагогику. Гуманное отношение к ребенку предполагало его всестороннее
физическое, нравственное, умственное развитие и в обязательном порядке –
трудовое воспитание и обучение.
Большую
ценность для истории трудового воспитания и профессиональной подготовки
представляют идеи Д.Дидро, изложенные в «Плане университета или школы
публичного преподавания наук для Российского правительства». Он написал этот
труд по просьбе Екатерины II. Речь в нем идет об органической взаимосвязи
общего и профессионального образования, о конкретной взаимосвязи знаний наук и
профессий, в которых эти знания применяются. Д.Дидро обосновал необходимую
связь общего и профессионального образования.
И.Г.Песталоцци теоретически и практически много сделал, чтобы, соединив
обучение с физическим
трудом, воспитать детей бедняков для жизни, свободной от нищеты и благотворительности имущих
классов. Организованное «Учреждение для бедных детей» основывалось на подготовке к самостоятельному труду при известном минимуме
общеобразовательных знаний. Педагогические
эксперименты И.Г.Песталоцци обобщены и
описаны им в произведении «Лингард и Гертруда», в котором труд высоко ценится, как средство, развивающее
умственные способности и творческую
активность [4].
Ф.Дистервег
разрабатывали проблему трудового воспитания исходя из необходимости улучшения
положения трудящихся масс в условиях капиталистического общества.
Большой вклад в теорию
трудового воспитания внесла русская прогрессивная
педагогическая мысль XVIII и XIX вв. М.В.Ломоносов считал, что труд –
высшее призвание человека. Труд на пользу отечеству и воспитание в труде
он рассматривал как центральное звено в формировании человека. Труд не только
подготавливает человека к жизни, он как ничто другое способствует развитию его
умственных сил и нравственности [5].
Н.Г.Чернышевский,
Н.А.Добролюбов, Д.И.Писарев, Н.П.Огарев – представители
революционно-демократического направления, отстаивая всестороннее развитие
личности как условие формирования нового человека, рассматривали труд и
трудовое воспитание как непременный элемент всестороннего развития, как
средство умственного и нравственного воспитания.
Подготовка
молодого человека к труду, по мысли К.Д.Ушинского, центральная задача трудового
воспитания – не только внушить уважение к труду, но и сформировать привычку
трудиться. Он был сторонником введения труда как учебного предмета.
В России во 2-ой
половине XIX в. прогрессивной буржуазной интеллигенцией создавалась
буржуазная концепция трудового образования. Она представляла собой систему
взглядов на место, роль и значение трудовой школы, методы и формы
общеобразовательной и специальной подготовки. Усилиями прогрессивных педагогов
и деятелей народного образования трудовые учебные заведения становились частью
общей системы народного образования.
С.Т.Шацкий
рассматривал труд, как важнейшее средство воспитания нового человека – коллективиста,
гражданина, мастера своего дела.
А.С.Макаренко в основу своих детских
коллективов поставил
производственные отношения и показал на практике, что в процессе трудовой
деятельности формируется социальный опыт воспитанников: их отношение к труду,
друг другу, долг
перед коллективом и Родиной.
В
последние десятилетия XX в. проведено немало исследований по различным вопросам трудового
воспитания. В своих работах ученые (П.Р.Атутов, И.Ф.Свадковская,
М.Н.Скаткин, С.М.Шабалов и др.) раскрыли содержание общественно-полезного труда, выделили, что особую роль в
трудовом воспитании играет изучение хозяйственных нужд и потребностей промышленных предприятий, что
сближает учебный
труд школьников с задачами широкого общественного значения. Отмечая, «что только через труд в
интересах общества и производственных коллективов учащиеся включаются в сферу
многообразных социальных отношений и непосредственное общение со старшим поколением, и
сознательно усваивают нормы морали, вырабатывают нравственные убеждения, формируют
своё диалектико-материалистическое
мировоззрение, развивают общественную активность и организаторские способности».
В Концепции воспитания в
системе непрерывного образования Республики Казахстан до 2015 года указано, что
«Труд – основа человеческого бытия, «вечное
естественное условие человеческой жизни». Одухотворенный, сознательный,
творческий труд наиболее естественно выражает природную сущность человека.
Трудовое и экономическое воспитание предполагает формирование у детей,
подростков и молодежи умений и навыков в осуществлении самообслуживания,
добросовестного, ответственного и творческого отношения к разным видам трудовой
деятельности, умение работать в коллективе, команде; умения человека
самостоятельно, активно и ответственно действовать, мобилизуя необходимые
ресурсы, правильно оценивая смысл и последствия своих действий, максимализируя
их подлинный эффект, т.е. созидать новое производство и общество; формирование
у молодежи потребности к труду как первой жизненной необходимости, высшей ценности и главному способу достижения
жизненного успеха» [6].
На каждом витке
исторической спирали, перед мыслителями и педагогами вставили одни и те же
вопросы, наполненные требованиями своего времени. Все более глубоко познавалась
роль труда в жизни общества, отношение к труду различных классов общества,
место трудового воспитания в системе глобальных социально-экономических
проблем, значение соединения обучения с производительным трудом.
Литература:
1.
Джуринский
А.Н. История педагогики: Учеб. пособие для студентов пед.вузов. – М.: Гуман.
изд. центр ВЛАДОС, 2000. – 432 с.
2.
Антология
педагогической мысли. Прогрессивная зарубежная педагогическая мысль о трудовом
воспитании и профессиональной подготовке. – М.: Высшая школа, 1988. – Т.1 – 342
с.
3.
Шабаева
М.Ф. История педагогики. – М.: Педагогика, 1981. – 357 с.
4.
Песталоцци
И.Г. Избранные педагогические сочинения: В 2-х т./ Под ред. В.А.Ротенберг, В.М.
Кларина. – М.: Педагогика, 1981. – Т.1. – 336 с.
5. Антология педагогической мысли.
Русские педагоги и деятели народного образования о трудовом воспитании и
профессиональном образовании. – Т.2. – М.: Высшая школа, 1989. – 426 с.
6.
Концепция
воспитания в системе непрерывного образования РК до 2015 года http://uvp.akmol.kz/home/mp6