КОНЦЕПЦИЯ «ОТКРЫТИЕ Я»
Чемоданова Г.И., Власенко С.В.
СКГУ им. М.Козыбаева, г. Петропавловск, Республика Казахстан
Актуальность концепции. В условиях реформирования системы образования на
современном этапе развития Республики
Казахстан актуализируется идея формирования нового поколения людей с
творческим, инновационным типом мышления, способных, прежде всего, к
нравственно-духовному осмыслению общечеловеческих ценностей, к их приоритету в
любом виде деятельности.
Противоречие
заключается в следующем: глобализированный
мир требует интенсивного развития постиндустриального общества с его технологическими
подходами во всем, но человеческое общество нуждается в предельной открытости,
эмпатии, толерантности, которые реализуются в условиях непрерывного нравственно-духовного
Я.
Проблема
заключается в преобладании у нас,
молодежи, сверхпрагматичного над духовным началом «Я», ввиду чего считаем актуальной
данную концепцию.
В подтверждение приведем:
а) значимый для нас призыв Н.Назарбаева
из книги для нас «Казахстанский путь»: «Вам нужно работать и работать и, в первую
очередь, над самими собой. Ведь нет предела знаниям и совершенству»;
б) обращение Н.Назарбаева к студенчеству Казахстана: «У вас должны быть большие амбиции. Вы должны желать стать лучшими в своей профессии и быть готовы к соперничеству. Это значит, что необходимо постоянно овладевать новыми знаниями, работать над собой. Только так можно стать успешным человеком» .
Итак, открытие Я – условие успешности и
состоятельности казахстанца.
Ведущая
идея концепции – необходим интерес
к себе, основанный на любви к другим:
Поверь мне, друг мой, лишь на слово:
Способен ты познать себя,-
Но при условии – любя
Свой мир и то,
что родственно тебе в природе.
Ключевое
понятие - Я-Гармония.
Его
структуру представим на рисунке 1.
Рисунок 1 – Структура Я-Гармония
Результат:
самоактуализирующаяся личность.
Следовательно, Конкурентоспособная личность, которую
характеризуют:
- «сосредоточение жизненных навыков,
позволяющих быть готовым к меняющемуся настоящему и неопределенному
будущему»;
- обладание «такими навыками и знаниями,
которые не только помогут… достойно жить в глобальном мире, но и активно
влиять на существующую действительность, изменяя ее к лучшему»;
- сохранение «культурных истоков
родного языка и духовных традиций, впитанных через систему образования»,
чтобы «выработать иммунитет от всепоглощающих, унифицирующих и
ассимилирующих процессов глобализации»;
- чувство собственного достоинства
и ответственность за свои поступки и свою жизнь.
Как видим, в основе атрибутивных
характеристик конкурентоспособной личности лежит Я-Гармония.
Обоснование реальности и перспективности
концепции мы связываем с мыслями Н.Назарбаева, обращенными, в первую очередь, к
нам: «Вы живете поистине в счастливые времена. Сейчас столько возможностей для
самореализации, о чем мы, старшее поколение, не могли и мечтать в годы своей
молодости. Сегодня - время талантливых, энергичных, людей, которые верят в
себя, людей, у которых есть мечта и есть воля осуществить эту мечту.
Государство создает для вас все условия. «Молодость – это замечательная вещь;
преступно растранжиривать ее…», - говорил Бернард Шоу. Нужно только учиться, не
жалея сил трудиться, работать над собой, и вы достигнете всего задуманного».
Разрабатывая концепцию, мы еще раз
убедились в следующем: молодость дана молодому человеку для каждодневной
непрекращающейся работы над открытием Я и направленностью этого «Я» на мы –
народ, страну, государство.
У каждого свой Путь к Вершине.
Поставь же точку на кручине.
И продолжай идти вперед… .
Научная новизна концепции заключается в разработке и обосновании «Я-Гармонии»,
интегрирующей самоактуализацию, конкурентоспособность и успешность личности на
духовно-нравственной основе.
Практическая значимость концепции заключается в возможности использования в теории и
практике организации воспитательной работы в организациях образования.