Педагогические науки/6.
Социальная педагогика.
Д.п.н. Куприянов Б. В.
Костромской государственный университет,
Россия
Образ восточной деспотии как фактора социализации
Информационное общество ярче обозначило
этнокультурные особенности, нюансы общественного и педагогического сознания
различных эпох, народов, общностей. Смотрясь в эти социокультурные зеркала, интерпретируя
отражения, педагогическое сообщество может точнее определять собственное
отношение к этим или иным обстоятельствам социального бытия, самоопределяться в
различных социально-педагогических ситуациях, формировать ответственную
личностно-профессиональную позицию. Вследствие того, что современные исследователи
все определенней признают метафоричность нашего теоретического знания и
профессионального сознания, можно более решительно согласиться на привлечение в
сферу научного рассмотрения гуманитарных явлений различного толка, в том числе литературных произведений,
позволяющих осмысливать целые обоймы
социально-педагогических явлений.
В качестве своего рода социокультурного зеркала, которое может быть взято
для лучшего понимания социально-педагогических проблем сегодняшнего дня, мы рискнули
использовать легенды о Хадже Насреддине, которые стали основой для ряда
произведений Леонида Соловьева. В своей работе, опираясь на концептуальные
положения о социализации и воспитании А.В. Мудрика[1], попытаемся осветить восточную
деспотию как специфический фактор социализации.
Основываясь на тексте можно нарисовать такую
схему социального устройства традиционного Восточного государства: двор
деспота, ремесленный люд и крестьяне, обслуга власть предержащих, местные богатеи
(ростовщики, владельцы крупной недвижимости), маргиналы (дервиши). Для начала в
прицел нашего изучения поместим описания двора деспота и обслуги (стражники,
слуги, сборщики податей и проч.), попытаемся охарактеризовать образ восточной
деспотии и сформулируем несколько специфических черт.
Деспотизм здесь не просто правление одного
человека, а тотальный произвол одного человека, полностью свободного от любых
ограничений над бесправными людьми. В
тексте книги достаточно часто упоминаются монархи, которых по полному праву
можно назвать восточными деспотами (эмир бухарский, калиф багдадский, султан
турецкий, шах иранский, хан ко-кандский, эмир афганский). Если верить
Аристотелю, то особенностями деспотии является её «восточность», устойчивость -
стабильность и легальность, то есть безнадежная непреодолимость, вследствие
согласия людей, не знающих иной формы правления. Мыслители просвещения подчеркивали
беззаконие деспотии[2]. Яркую характеристику деспоту дает Л.Соловьев «эмиры
устроены совсем иначе, чем остальные люди: у них совсем нет сердца, и бесполезно
их умолять»[3, C.121].
Бюрократия является непременным
условием восточной деспотии, чиновники, обслуживающие власть составляют
многоуровневую иерархическую пирамиду, они фактически распоряжаются в малых и
больших делах, зачастую затягивая решения, таким образом, подчеркивая
собственную значимость. Получается, что каждый, кто служит деспоту, фактически
является микро-деспотом на своем месте. В качестве бюрократов выступал целый
сонм визирей, писцов, сборщиков податей.
Присвоение государственных средств и коррупция (статусная рента). Как показано в тексте каждый или почти каждый служащий
деспоту благодаря своему положению (правом распоряжаться теми или иными
вопросами) пытался извлечь выгоду: «…дорогу преградили стражники. Их было
великое множество - обутых и босых, одетых и полуголых, еще не успевших
разбогатеть на эмирской службе…»[3, С.15]. Каждый чиновник восточного деспота
нещадно грабит любого, кто к нему обращается, присваивая государственные
деньги, идя на обман, пренебрегая интересами той власти, которая создала его
положение: «Воры! - сказал эмир убежденно.- Все воры! Все до единого! … они обкрадывают нас денно и нощно!». Неправедность
суда в условиях восточной деспотии Л.Соловьев показывает многократно: «Великий
визирь быстро закончил еще несколько дел, причем из каждого дела неукоснительно
извлекал пользу для эмирской казны»[3, С.71].
Низкопоклонство перед деспотом и презрение
народа. Автор
не жалеет красок для изображения рабского льстивого преклонения обитателей двора
перед деспотом или его фаворитом: «По стародавнему обычаю все визири, вельможи,
мудрецы и поэты ежемесячно соревновались перед лицом эмира в наилучшем
восхвалении его. Победителю выдавалась награда»[3, С.153]. В тексте с завидной
регулярностью повторяются цветистые словосочетания, которыми обращались к
деспоту окружающие: «О справедливый, затмевающий своей справедливостью самую
справедливость, о милосердный и мудрый, о великодушный эмир, о, украшение земли
и слава неба, наш пресветлый эмир! … На этот раз льстецы превзошли самих себя и
славословили столь громко, что даже разбудили эмира, который, недовольно
поморщившись, приказал им замолчать». В повести много примеров презрительного
отношения к народу со стороны властьпредержащих: «когда и кто слышал, чтобы
звезды,.. располагались бы в ущерб знатным и благородным людям, благоприятствуя
в то же время каким-то презренным ремесленникам, которые - я уверен - бесстыдно
прожирают сейчас свои заработки, вместо того чтобы отдать их нам!» [3].
Репрессии и слежка выступали основными
способами подчинения населения в восточных деспотиях. Под репрессиями в данном
случае понимается принуждение деспотической власти по отношению к народу
(казни, аресты, ссылки, продажа в рабство), а слежка выражается в содержании
значительного числа шпионов (в терминах автора), которые не только докладывают
репрессивным органам, но и сами провоцируют ремесленный люд на некорректные
оценки и высказывания. В глаза бросается одна деталь – некоторые симпатии
писателя к пресечению воровства в городе благодаря жестоким репрессиям начальника городской стражи кокандского хана
(отдадим должное 1940 году, когда был окончен текст книги).
Основным занятием двора деспота являлись
интриги – это происки царедворцев во вред
конкурентам, козни («придворный мудрец, сам, конечно, погубивший многих и
многих своим коварством»). Сущность интриги состоит в скрытой организации
обстоятельств, которые бы запутали конкурента, привели его в замешательство,
затем к потерям, вплоть до утраты своего положения при деспоте: «Великий визирь
Бахтияр, больше всех опасавшийся нового мудреца, был занят мыслями о
привлечении придворных на свою сторону, чтобы сокрушить с их помощью соперника;
придворные же, заранее угадывая по многим признакам исход борьбы, рассчитывали,
как бы повыгоднее отречься в решительную минуту от Бахтияра, предать его и тем
самым войти в доверие и милость к новому мудрецу…»[3, С.143]. Интриги не
предполагают для интригана разборчивости в средствах (прямой и заведомый обман,
лесть, угрозы, провокация, стравливание и т.д.). В тексте повести есть один
занимательный пассаж, Л.Соловьев после достаточно пространного описания красоты
эмирского сада пишет: «Но визири, сановники, мудрецы и поэты равнодушно
проходили мимо, не пленяясь волшебной красотой, ничего не видя и не слыша, ибо
все мысли их были заняты заботами о собственном возвышении, о предохранении
себя от ударов со стороны врагов и о нанесении в свою очередь таких же ударов,
и в их жестких, высохших сердцах не оставалось уже места ни для чего другого, и
если бы вдруг все цветы во всем мире завяли и все птицы на свете перестали петь
- они бы не заметили этого, поглощенные своими честолюбивыми и алчными
помыслами» [3].
Еще одним элементом восточной деспотии является пропаганда,
это не только массовое устрашение во время казни, но и поддержка культа
чуда, являющегося фактическим массовым обманом подвластного народа: «Старший
мулла рассказывал: ... И каждый год в
этот день святой Богаэддин дает нам, смиренным служителям бога, силу творить
чудеса. Все эти слепые, хромые, бесноватые в параличные ждут исцеления, и мы
надеемся с помощью святого Богаэддина сегодня избавить их от страданий. … » [3].
Для целостного понимания восточной деспотии
можно обратиться к ряду отечественных исследований, так в схеме Л.С.Васильева «государство
(в лице его главы) воспринимается как носитель социально-политической и
экономической власти одновременно. Поэтому государство представляется
средоточием власти, тотальной и всесильной по отношению к человеку как
самоутверждающемуся субъекту в бытии»[4, С. 12].
Совершено закономерно, что результатом названных
особенностей власти стало в общественном сознании субъективное преувеличение
роли государства, абсолютизация деспотической формы правления как единственно
возможной, правовой нигилизм, по отношению ко всем гражданским действиям,
привычка к несправедливости, принятие в качестве нормы ничтожности человека и призрачности благополучия перед властью
деспота.
Литература:
1. Мудрик, А. В. Социализация человека [Текст] :
учебное пособие / А. В. Мудрик. - 3-е изд., испр. и доп. – М.: Изд-во
Московского психолого-социального ин-та ; Воронеж : Изд-во НПО "МОДЭК",
2011. - 623 с.
2. Словарь по политологии [Текст] / отв. ред.
В.Н. Коновалов. - Ростов-на-Дону: РГУ, 2001. - 285 с.
3. Соловьев, Л.В. Повесть о Ходже Насреддине
[Текст] / Л. Соловьев. – М.: Эксмо, 2009. - 621с.
4. Феномен восточного деспотизма: Структура упр. и власти [Текст] [Отв. ред. Н.А. Иванов]. - М.: Наука: Вост. лит., 1993. - 390с.