Филологические науки / 7. Язык, речь, речевая коммуникация
К.п.н. Дульянинов А.Г.
Иркутский
государственный лингвистический университет, Россия
Сакральный
символ в туристическом нарративе
«Символ» и «символизация» являются одними из
самых сложных и многомерных явлений, рассматриваемых в системе научного знания.
Изучение их проходит на перекрёстке таких наук, как история, психология,
филология, социология, а также теория маркетинга и рекламных коммуникаций.
Символ имеет знаковую
природу и ему присущи все свойства знака; символ – самостоятельное,
обладающие собственной ценностью обнаружение реальности; символ, создавая
собственную многослойную структуру, основывается на культурных доминантах
общества, на его картине мира, последняя же объясняется во многом благодаря
несущей конструкции пространства и времени. Символ – универсальный феномен, который в чувственно-воспринимаемой форме выражает,
сохраняет и транслирует идеи и ценности, основополагающие для развития и
функционирования культуры. Символ, диалектически соединяя в себе идеальное и
материальное, единичное и всеобщее, рациональное и иррациональное, представляет
универсальную форму выражения социокультурного существования человека.
Трактовка сущности
символического имеет много точек соприкосновения с символической сущности
туристического нарратива, а именно:
архаичные корни символа; его вневременное бытование, функцию
конструирования, способность сочетать
символизируемое и символизирующее, способность сочетать видимое и значимое, его
многозначность и т.д.. Процесс символизации в туристическом
нарративе протекает в условиях
ментальных (коллективно-психологических), территориальных (исторических,
географических), языковых (лингвистических) и социальных плоскостях. При этом существует две
реальности символизации туристического
пространства. Первая – сугубо мифологическая, включающая в себя комплекс
трансцендентальных смыслов для внешнего по отношению к этой реальности
человека. Вторая – историческая, естественная, привычная для человека.
Условия, которые делает туризм возможным и
необходимым, включают побуждения, влекущие современного человека в туристическую поездку/путешествие с целью
обретения опыта погружения в сакральное. К ним можно отнести стремление
развеять повседневную скуку, желание воспользоваться любой возможностью, чтобы
испытать необычные ощущения, стремление к ощущению собственной исключительности,
желание получить пользу (здоровье, новые знания и т.п.), стремление
успокоиться и преодолеть смятение и хаос, стремление изолировать себя от
привычных контактов, чтобы разобраться в себе, стремление постичь смысл и
направленность своей собственной судьбы, желание очиститься, освободиться от
омраченности, от навязанных извне стереотипов и от болезненных реакций,
предчувствие иного бытия, полного нового смысла и возможностей, предчувствие
что где-то есть «мое место», то есть место, где можно вновь обрести себя и т.д.
Главное
условие – это принципиальная неудовлетворенность человека своим
наличным состоянием. Прежде чем устремиться куда-то и чего-то искать, нужно
ощутить недостачу в своем бытии, испытать состояние неполноты и ущербности,
почувствовать потребность в восстановлении утерянной целостности. В том месте,
где пребывает человек первоначально, он не может воплотить те жизненные смыслы,
которые он надеется реализовать в другом, каком-то особом месте [Гурин, 2000].
С этой точки зрения
объекты культурного ландшафта представляются
в туристическом нарративе как сакральные символы. Ландшафт как социальная
конструкция содержит имидж и рассказ, вызывающие множество ассоциаций и
историй, он вписывается в нашу идентичность, отношения и жизненный сценарий и
предполагает активную позицию в последовательности жизненных событий Социальное
конструирование ландшафта основывается на идеях связи окружающей среды, образа,
действия и нарратива. Культура как контекст социальных событий, поведения,
институтов или процессов задает базовые социокультурные измерения места. Место
– неисчерпаемый источник метафор в конструировании социальной реальности,
сгусток эмоций, воспоминаний и ассоциаций [Черняева, 2007].
Средоточием духовных смыслов являются святые и сакральные места. Поэтому
монастыри, церкви, горы, рощи играют роль узловых точек в природно-культурном
каркасе ландшафта.
Говоря об объектах культурного ландшафта
туристического нарратива как о сакральных символах, следует отметить, что существует несколько классификационных признаков культурных ландшафтов,
которые релевантны и для туристического нарратива:
- по степени культурных
преобразований и по жизнеспособности ландшафта (целенаправленно созданные,
естественно сформировавшиеся и ассоциативные ландшафты); по исторической функции ландшафта (ландшафты сельскохозяйственные,
промысловые, сакральные, заповедные, мемориальные и т.д.). В данном случае
исторические функции ландшафта определяют его специфические особенности;
- по природным
характеристикам. В системе типологий культурного ландшафта наряду с
культурологическими основаниями обязательно должны присутствовать и природные,
поскольку культурный ландшафт - это результат сотворчества человека и природы.
Эти основания должны быть существенны с позиций отношения человека и природы.
Среди таких оснований чаще всего называют: гипсометрический уровень и рельеф
(ландшафты низменные, равнинные, холмистые, грядовые, горные, нагорные и т.д.),
характер растительности (лесной, луговой, болотный, степной и пр.), отношение к
водотокам и акваториям (приморский, приозёрный, приречный), генезис и
морфология (водно-ледниковые, дюнные, террасовые, долинные ландшафты и т.д.);
- по типу культуры
(ландшафты усадебные, дворцово-парковые, монастырские, горно-заводские,
военно-исторические, сельские и городские). В данном случае типы культуры
обладают или обладали собственным «почерком» освоения ландшафта. В соответствии
с этими типами культур образуются чётко выраженные типы ландшафта: усадебный,
дворцово-парковый, монастырский, горно-заводской, военно-исторический
(ландшафты полей сражений), архаичный или традиционный сельский (крестьянская
культура), городской (исторические кварталы);
Здания, сооружения и их ансамбли представляют
собой одну из важнейших культурных и ментальных пространственных констант,
они вбирают в себя комплекс этнических,
мифологических, религиозных, социокультурных, философских, образных элементов в
их исторической динамике. В туристическом нарративе здания и их ансамбли
символически представлены признаками внешнего облика, признаками эстетической
оценки архитектуры и художественного вкуса, эстетических ценностей времени, то
есть влияния модных течений конкретного периода развития общества, исторических
особенностей, признаками колористических решений, признаками сакральности и
многими другими .
В туристическом нарративе культовые сооружения репрезентируются
как целостные
архитектурно-функционально-территориальные объектами со сложными
церковно-богослужебными функциями, а также развитым социально-культурным
назначением и символически представлены
географическими признаками, чувственно-эмоциональными признаками (сакральность,
красота, гармония, привлекательность, возбуждающие положительные эмоции),
признаками самоидентификации этноса.
Литература:
1. Гурин, С.П. Маргинальная
антропология. 2000. – URL: www.philosophy.ru/library/margin/index.html
2. Черняева Т. И. Конструирование
ландшафта в туризме: размышления об
имидже // Модернизация экономики и
государство. - М., 2007. - С. 469-477