Абубакарова
М.М.
соискатель г.Грозный
Чеченская Республика
Истрико-правовой экскурс в
историю формирования земельно-правовых отношений в Чечне
Территория, т.е. исторической областью проживания
чеченцев является Чечня – Чеченская Республика. [1]
Она расположена в северо-восточной части Северного Кавказа и заселена с древнейших времен, о чем
свидетельствуют находки, восходящих к началу среднего палеолита (свыше 40 тысяч
лет назад). При этом следы пребывания человека каменного века обнаружены как на
плоскости, так и в нагорной части.
На территории Чечни
в конце II и в первой половине I тысячелетий до н.э. проживали две группы местных
кавказских племен, которые ученые условно именуют племенами кобанской и
каякентско-харочоевской культур.
Анчабадзе
замечает, что сравнительно небольшая по площади страна вайнахов отличается
разнообразием природных условий. Если совершить путешествие и пересечь ее с
севера на юг, то можно наблюдать, как полупустыня сменяется степью, которая при
приближении к горам переходит в лесостепь. Южнее лежит пояс горных лесов, выше
них раскинулись цветущие субальпийские и альпийские луга, а еще выше, в
заоблачную высь поднимаются вершины Бокового хребта, покрытые вечными снегами и
ледниками…»[2]
По его мнению, основной причиной, обусловившей большое
разнообразие природных условий страны вайнахов, являются различные типы ее
поверхности.
Около половины Чечни и Ингушетии занято низменностью и
равнинами, а остальная площадь приходится на горы и возвышенности.
От северной границы Чечни до реки Терек раскинулась
чеченская часть обширной Терско-Кумской
низменности. Ее ровная поверхность постепенно понижается в сторону Каспийского
моря, опускаясь ниже уровня Мирового океана в северо-восточном углу республики.
К югу от Терека, протянулась Терско-Сунженская возвышенность. Она состоит из тянущихся в
широтном направлении двух невысоких хребтов с мягкими и округлыми очертаниями -
Терского и Сунженского, разделеных Алханчуртской
долиной. От передовых хребтов Большого Кавказа Терско-Сунженскую возвышенность
отделяет широкая и плодородная Чеченская
равнина – наиболее густонаселенная
часть страны.[3]
Таким образом, по характеру рельефа территория Чечни
разделяется на четыре части: Терско-Кумскую низменность, Терско-Сунженскую
возвышенность, Чеченскую равнину и горную часть. Каждая из них отличается не
только строением поверхностей, но и особенностями климата, вод, почв, растительности
и животного мира. А это, в свою очередь создает различные условия для жизни и
хозяйственной деятельности населения.[4]
К факторам, оказывающим влияние на формирование
климата, относятся как само ее географическое расположение на Северо-Восточном
Кавказе, в южной части умеренного климатического пояса, так и местные факторы:
близость Каспийского моря, сложный, сильно пересеченный рельеф, отсутствие
высоких преград с севера и горные хребты на юге, отгораживающие Чечню и
Ингушетию от субтропического климата Южного Кавказа.
Благодаря продолжительному
лету и большому количеству тепла, получаемого растениями, климатические условия
равнинных районов Чечни благоприятны
для земледелия .[5]
В «Картлис Цховреба»
рассказывается, как против царя Саурмага, сына Фарнаваза, восстали
эриставы и хотели убить его. Саурмаг
тайно бежал в страну дурдзуков, к братьям своей матери, заручился поддержкой
вайнахов и сарматов, а также оставшихся верными ему представителей иберийской
знати, и с их помощью решительно подавил мятеж (III в. до н.э.).
Леонтий Мровели, приводит сведения по древней истории
вайнахов, - автора XI века, использовавший для описания
событий, происходивших задолго до его времени, какие-то древние, не дошедшие до
нас источники, частично, возможно, относящиеся к раннеиберийскому периоду.
Однако некоторые сведения о предках чеченцев и ингушей можно найти и в
сочинениях авторов собственно античной эпохи.
Так, привлекает
внимание название народа гаргареев, упоминаемых в «Географии» Страбона,
а также у Плиния Старшего и Плутарха (I-II вв. н.э.). Гаргареи локализуются на Северо-Восточном
Кавказе, по соседству с дагестанскими племенами гелов и легов, а также с
сарматским племенем сираков. Полагают, что в гаргареях нужно видеть вайнахскую
этническую общность, так как этот термин по сей день бытует у них в значении –
«родня», «родственник» (по-ингушски гаргар, по-чеченски гергера). Некоторые
ученые считают даже, что в самоназвании современных ингушей – галгаи -
отразилось этническое имя гаргареев.
Далее в описании Страбона среди земледельческих
племен, проживающих на северных склонах Кавказа, встречаются этнонимы: исадики
и хамекиты, которых ученые сопоставляют с названиями родоплеменных
подразделений вайнахов – Садой (в Чечне) и Хамхи (в Ингушетии).
Еще один раннесредневековый письменный исторический
источник, в котором упоминаются вайнахские племена, – это «Армянская география»
VII века н.э. Этот замечательный памятник отличается
довольно хорошей осведомленностью о горских кавказских племенах и народах. При
перечислении племен Предкавказья и Большого Кавказа автор «Армянской географии»
упоминает этнонимы, явно относящиеся к вайнахам. В частности, это нахчматьяны,
кусты, дурцки. По исследованиям лингвистов, «нахчматьяны» это те, которые
говорят на чеченском языке (нахчи мотт – «чеченский язык»). В этнониме «кусты»
нетрудно увидеть термин «кисти» (русская форма: «кистины»), которым грузины по
сей день называют горных вайнахов, как чеченцев, так и ингушей[6].
Что же касается племени «дурцки», то это явно дурдзуки, неоднократно
упоминаемые на страницах грузинских источников более позднего времени. Видимо,
автор «Армянской географии» при описании кавказских горцев в значительной
степени пользовался информацией, исходящей от грузин, что неудивительно, ибо
грузины, как непосредственные соседи вайнахов, могли передавать свои знания о
них армянам и другим более дальним народам. Параллельное же упоминание в
«Географии» нескольких вайнахских этнонимов объясняется этнополитической
раздробленностью предков чеченцев и ингушей, делившихся на ряд племен,
известных у соседей под разными названиями.
Надо полагать, нахчматьяны проживали в Юго-Восточной
Чечне (историческая Ичкерия, или нынешние Ножай-Юртовский и Веденский районы),
которую чеченцы называют Нохчи-мохк - Нохчойская (Чеченская) земля.
Впоследствии, в процессе этнической консолидации чеченских племен, выходцы из
этой области распространили свое племенное название - нохчи - на все остальные
племена, говорившие на чеченском языке. Ведущая роль насельников Нохчи-мохк в
образовании чеченского этноса, видимо, объясняется тем фактом, что их край всегда
был экономически сильным и славился как плодородный земледельческий регион,
житница местных племен и народов.
В ходе
освещения древней истории Чечни, по мнению Я.Ахмадова, следует пользоваться
этническим термином «нах/нахи». Как известно, начало нахскому языку и
этносу, было положено не позже 10 тыс.
лет назад, а складывание чеченцев как нации (на основе нахского субстрата), в
современном понимании, завершается в основном в XVII -XVIII вв., когда было принято и общенациональное
самоназвание «нахчой/нохчий», являющееся производным от древней формы – «нах»
(люди, наши люди).
Шавхелишвили Б замечает что,чеченцы себя
называют нохчий, а
свою родину Нохчийчоь -
«Чечня». Согласно источникам основа нах
возводится к античной эпохе, т. к. она неоднократно упоминается в «Армянской
географии» в различных формах: Нахчематеанк, Нахсуан, Нахчири, Нахичеван. Кроме
того, во II в. до н. э. в тех же армянских документах упоминается армянское
царство под названием Нахатриана, где выделяется тот же корень нах.[7]По
мнению К. Патканова, а позже того же мнения придерживались акад. Н.
Марр и Ив. Джавахишвили, Нахчематеанк состоит из компонентов -нах. -
чеч. «народ», мат (моатт) - чеч. «язык», - еанк - арм. словообр. суффикс
(Патканов, 1877:7). Эта точка зрения активно поддерживалась в научных кругах
(М. Джанашвили, К. Туманов, Ю. Дешериев, К. Чокаев и
др.). Трудно соглашаться или не
соглашаться с мнением уважаемых учёных, ибо на данном этапе развития языка
приходится лишь констатировать имеющиеcя у нас факты, т.к. точными сведениями о
том, чьи именно это были предки, к сожалению, наука не раполагает, хотя
сам факт наличия основы нах в приведенных выше терминах факт
немаловажный.
В древности и средние века этноним «нахчой/нохчий»
служил и топонимом, охватывая, главным образом, население юго-восточной части
Чечни («Нахч-мохк») В науке этноним «нахчой/нохчий» известен, по крайней
мере, с XVII -го в. н. э. ,другой
распространенный этноним – «чечен/чеченцы» («чачан, сасан, цацан, шашан»)
предположительно фиксируется в грузинских и арабских письменных источниках VIII
-го-XIV-го вв. Это было, вероятно, первоначальным
ираноязычным названием нахов, по имени крупного поселения Чечен и
густонаселенной равнины Чечен-аре (Чеченская плоскость).
Грузинский историк VIII в.Джуаншер , упоминающий при описании событий 458
года «царей кавкасианов», несомненно, подразумевал среди них и вождей
вайнахских племен. В данном случае, при всей многозначности термина «царь»
(по-грузински: мепе), представитель феодальной страны назвал бы так предводителей
значительно более высокого ранга, нежели просто родовых старейшин или
выбираемых военных руководителей социально-свободных общин.
Чеченцы,
населявшие в древности предгорные равнины, но в результате многократных
нашествий кочевников, вынужденные отступить в горы, никогда полностью не
порывали отношения с плоскостью, сохраняя экономические, политические и военные
связи с жителями степей. Например, традиционное отгонное скотоводство,
распространенное на Кавказе, подразумевает непременный перегон стад зимой на
равнинные пастбища, и, поэтому, стоило утихнуть состоянию войны, как горцы
находили возможность договориться с хозяевами степей о выделении им части
зимних пастбищных угодий.
В периоды мирного сосуществования горцы и степняки
обменивались продуктами своего труда, вожди племен вступали между собой в союзы
и соглашения. Кроме того, население гор и равнин связывали также
торгово-ремесленные центры Предкавказья, всегда имевшие тесные экономические
взаимоотношения с нагорными районами.
Поэтому даже в периоды, когда чеченцы оказывались,
практически, вытесненными из низин, они
не утрачивали живых связей с плоскостью. Это особенно касается части равнин,
расположенной от Черных гор до Терека. Неслучайно чеченцы называли ее
«обозримой плоскостью», подразумевая под этим не только визуальную обозримость
территории со склонов гор, но и хорошее знакомство с ней.
Таким образом, чеченцы всегда хорошо знали равнинные
земли, и когда в результате распада Золотой Орды создались относительно
благоприятные условия для переселения на плоскость, то сначала чеченские, а
затем и ингушские племена стали спускаться в предгорья и осваивать земли,
которые их предки некогда покинули под напором степных кочевников. Переселение
вайнахов на плоскость, начавшееся в XV веке,
продолжалось и в XVI-XVIII веках, в результате чего на берегах Терека, Сунжи и
их притоков (вплоть до реки Акташ в Северном Дагестане) возникло множество
вайнахских поселений, причем в некоторых местах чеченцы жили вперемежку с
кабардинцами, кумыками и ногайцами.
[1] Территория республики сегодня составляет 17200 кв. км, население свыше 1 млн. чел. (большая часть – чеченцы). Количество чеченцев в мире, по разным оценкам, - от 1 млн. 500 тыс. до 1 млн. 700 тыс. чел., а вместе с близкородственными ингушами – свыше 2 млн. чел. Около 1,5 млн. из них проживает в Российской Федерации. По своей численности чеченский этнос занимает четвертое место на Кавказе (после азербайджанцев, грузин и армян) и в Российской Федерации (после русских, татар и украинцев).
[2] Анчабадзе Г. З. Чеченцы Тбилиси 2001С.19-20
[3] Там же С.20
[4] Там же С.21
[5] Там же С..22
[6] В настоящее время кистинами называют также чеченцев и ингушей, проживающих в Грузии, в Панкисском ущелии. Их предки переселились в Грузию в середине XIX века.
[7]
См: Шавхелишвили Б Чеченцы и связанные с ними некоторые этнонимы Историко-культурный
журнал "PROMETHEUS" №3