Психология и социология/5. Психолого-воспитательные проблемы развития личности в современных условиях.
Д.п.н. Стоянова И.Я., Чимитова
Э.Б.
Томский государственный
университет, Россия
Лисецкий В.В.
Московский институт современного
искусства, Россия
Личностные проблемы
студентов актерского факультета в аспекте психологического сопровождения
В современных условиях
становится актуальным организация психологической помощи в высшем учебном
заведении. Одной из задач психологического сопровождения студентов является
развитие профессиональной успешности с учетом
специфики образования. В исследованиях установлено, что в
психологическом сопровождении нуждаются также студенты учебных заведений
искусствоведческого профиля, где обучаются будущие актеры [4].
Условия работы на сцене и подготовки роли во время репетиций предъявляют
специальные требования к личности актера, включая особенности ощущений,
восприятия, памяти, воображения, мышления. В сочетании задатков, способностей,
общей художественной направленности, интеллекта, культуры, мотивации формируется талант актера как высшее
проявление его одаренности [1, 2, 3, 8].
Целью настоящего исследования является выявление проблемных сфер
психической деятельности будущих актеров, на которые необходимо обратить
внимание при организации психологической помощи студентам. Для описания психологических
характеристик студентов, которые являются значимыми в аспекте развития актерских
способностей, рассматривались следующие параметры. Это проявления акцентуации
характера - личностные акцентуации, в соответствии с классификацией К. Леонгарда. Исследование базируется на
концепции, в которой акцентуированная личность рассматривается как вариант нормы, включающей черты
характера, эмоциональную сферу, направленность интересов и склонностей,
индивидуальные проявления. Автор обращает внимание на то, что акцентуация
всегда предполагает усиление определенной черты, которая может способствовать
дисгармонизации личностного развития [5].
Для психологической диагностики личностных
особенностей применялись методики, направленные на изучение познавательной
деятельности (памяти, внимания, ассоциативного и образного мышления), часть из
которых предъявлялась в традиционной форме. Это методика «10 слов», направленная
на исследование слуховой памяти, а также Горбова-Шульте для изучения произвольного внимания [6]. С помощью методик «Псиктограммы», «Четвертый лишний», «Ответные
ассоциации» выявлялась оригинальность, творческие возможности будущих актеров. При
выполнении заданий, предлагаемых в этих методиках, была изменена инструкция.
При этом испытуемые старались отыскать как можно более оригинальное выполнение
задания, наиболее необычные способы установления связей между предметами. При обработке результатов применялся сравнительный и статистический анализ.
Характерологические
особенности изучались с помощью опросника Леонгарда-Шмишека. С его помощью изучались проявления
гипертимности, педантичности, эмотивности, застреваемости, тревожности,
дистимности, демонстративности, циклотимности, экзальтированности,
возбудимости.
Особенности состояния, уровень стрессоустойчивости – методом цветовых
выборов Люшера. Это проективный тест, основанный на предположении о том, что
предпочтения одних цветов другим связаны с устойчивыми личностными
характеристиками испытуемого и особенностями его переживания актуальной
ситуации. Процедура состоит в последовательном выборе наиболее
предпочтительного цвета по мере убывания степени привлекательности для
испытуемого [7,9].
Выборку исследования составляет 25 человек в возрасте от 16 до 27 лет, 9
юношей и 16 девушек. Все являются студентами первого курса актерского
факультета Института современного искусства г. Москвы.
Результаты исследования,
полученные с помощью опросника Леонгарда-Шмишека, показывают, что большинству студентов
свойственны акцентуированные черты эмотивности (68%), демонстративности (64%),
экзальтированности (52%) и гипертимности (48%) с высокими значениями этих
проявлений (от 18 до 24 баллов). Средние значения (от 12 до 16 баллов) чаще
всего отмечаются по шкалам тревожности, возбудимости, циклотимности. Низкие значения (от 8 до 12 баллов)
характерны для шкал дистимности, застреваемости, педантичности.
В отдельных случаях отмечаются высокие показатели по нескольким шкалам. У
большинства испытуемых преобладали две
шкалы с высокими показателями акцентуаций при низких или средних значениях
остальных шкал.
С помощью цветового теста Люшера выявлены основные тенденции в
удовлетворении актуальных потребностей испытуемых, а также особенности их
психофизического состояния. В целом по выборке получился достаточно сильный
разброс по результатам данного теста.
Средний уровень выраженности
стресса у испытуемых составляет 3
балла. В некоторых случаях отмечается 9 баллов, что свидетельствует о
достаточно выраженном стрессовом состоянии, нарастании одиночества, дискомфорте, ощущении крайней усталости. Эти показатели
свидетельствуют о необходимости своевременного оказания психологической помощи
этим студентам. В этих
случаях необходима психологическая поддержка, направленная на повышение
стрессоустойчивости, гармонизацию актуального состояния.
Исследование
познавательной деятельности отражает
некоторые проблемы развития творческого мышления у студентов.
По
результатам методики «10 слов» у большинства студентов выявляются высокие значения актуальной и отсроченной
памяти. Только в 30% случаев отмечаются результаты в пределах низкой нормы.
Близкие тенденции выявляются при изучении
произвольного внимания. При выполнении
этой методики, как и при выполнении предыдущей, отмечались единичные случаи
низких показателей, что свидетельствует о необходимости индивидуальных
тренировок мнестических процессов и внимания.
Исследование
ассоциативных процессов в нашем эксперименте было направлено на изучение
оригинального ассоциативного мышления, воображения, связанных с развитием
творческих способностей. Выявлены значительные различия в уровне оригинальности ответов
испытуемых. Показатели большинства
студентов расположены в континууме от 20 до 44 баллов. Среднегрупповое значение
составляет 31 балл. Большинство испытуемых, 17 человек (68%), набрали баллов
ниже среднего значения, от 20 до 30. Только 8 человек (32%) показали более высокий результат. Это свидетельствует
о необходимости развития творческого мышления у студентов, будущих актеров.
Похожие
результаты получены с помощью методики «Пиктограммы». Разброс баллов в группе
- от 6 до 15 баллов, среднее значение -
8 баллов. У 17 человек (68%) показатели - ниже средних значений, только у 8
человек (32%) — выше средних значений. Лишь в двух случаях отмечаются высокие
результаты по обеим методикам.
После
выполнения методики «4-й лишний» мы получили несколько иные данные. Вся группа
получила от 19 до 41 балла. Среднегрупповые значения - 33 балла. Число
студентов, получивших результаты выше среднего - 14 человек (56%). Это
превышает количество испытуемых, получивших высокий балл после проведения
методик «Ассоциации» и «Пиктограммы», на 24%. Показатели ниже средних значений
отмечаются только у 11 человек (44%). Возможно, эти данные связаны с
тренировкой ассоциативного мышления, воображения, которая спонтанно сложилась в
ходе выполнения предыдущих заданий. Полученная информация свидетельствует о
необходимости применения развернутой программы развития актерских способностей
у студентов.
Таким
образом, результаты проведенного исследования свидетельствуют о необходимости
психологической помощи будущим актерам в образовательном процессе с учетом их индивидуальности
в повышении стрессоустойчивости, формировании навыков саморегуляции, развитии мнестических
процессов, произвольного внимания, тренировке творческих способностей. Психологическое сопровождение должно способствовать личностному развитию
студентов.
Литература
1.
Александровская М.Б. Азбука актерской профессии //Азы актерского
мастерства. – С-Пб. – 2002. – 246 с.
2.
Алексеев А.В. Психическая саморегуляция в процессе обучения мастерству
актера //Диагностика и развитие актерской одаренности. – Л. – 1986. – 178 с.
3.
Голубева Э.А. Способности и индивидуальность. - М. – 1993. – 285 с.
4.
Гройсман А., Оксень В., Смирнов Н. и др. Системный подход к организации
психологической службы в творческом вузе //Психолого-педагогические аспекты
обучения студентов творческих вузов. – М. – 1984. – С 89 -95.
5.
Леонгард К. Акцентуированные личности. – Ростов н/Д.: Феникс. – 2000. –
544 с.
6.
Менделевич В.Д. Клиническая (медицинская) психология. – М.: МЕДпресс. –
1998. – 587 с.
7.
Рождественская Н.В. Диагностика актерских способностей. Практикум по психодиагностике.
– С-Пб.: «Речь». – 2005. – 180 с.
8.
Собкин В.С. Опыт исследования сценического перевоплощения
студента-актера
//Психолого-педагогические аспекты обучения студентов творческих вузов.
– М. – 1984. – 112-119 с.
9.
Собчик Л.Н. Модифицированный восьмицветовой тест Люшера. – С.-Пб. – 2002.
– 46 с.