Некоторые психолого-педагогические основы формирования
этнического самосознания подростков
Ингатбекова Т.А.- преподаватель
кафедры общей и прикладной психологии Каз НПУ имени Абая
Процессы глобализации и
интеграции Казахстана в мировое пространство обостряют проблему сохранения
уникальности и самобытности национальных культур в условиях культурного
многообразия. Вместе с тем, стремление к
сохранению собственной социокультурной идентичности должно протекать в
единстве с процессами взаимосближения и взаимопроникновения различных культур,
предотвращая проявления шовинизма, национальной и религиозной исключительности.
Становится очевидным, что межнациональные отношения являются одной из самых
сложных сторон общественной жизни.
Перед системой
образования встает проблема воспитания нового поколения социально активных
членов общества, ответственных за развитие и сохранение духовных ценностей
национальной культуры, обладающих высокой культурой межнационального общения,
способных преодолевать стереотипы национального самосознания и строить
конструктивный диалог с представителями других культур.
В
психологии этническое самосознание рассматривается в единстве с личностным
самосознанием. Представители культурно-исторической психологии (А.Г.Асмолов,
Л.С.Выготский, А.Н.Леонтьев) исследуют становление национального самосознания
человека в диалектической взаимосвязи с его личностным самоосуществлением. В
исследованиях деятельностной психологии подчеркивается активность самой
личности в становлении субъектом определенной национальной общности, что
находит проявление в социально-нравственной самооценке своего социального
самоопределения. В такой ситуации личность ориентируется на этнические
ценности, соотносящиеся с общечеловеческими.
Учитель – представитель определенной этнической
общности, способный оказывать
непосредственное влияние на воспитание национального самосознания будущих
граждан страны. Выпускники школ должны владеть национальной культурой и
качествами, необходимыми для осуществления цели формирования национального
самосознания в единстве с уважительным отношением к представителям других
культур, возрождение национальной культуры, приобщение к национальным духовно-
нравственным ценностям своего народа. Для решения данных задач необходим
учитель со сформированным национальным самосознанием, владеющим основами
историко-культурного и этнопедагогического наследия своего народа /1/.
Национальное воспитание,
рассматриваемое в качестве фактора духовно-нравственного развития личности,
должно отвечать характеру и потребностям определенной нации, ее психическому и
физическому складу, истории и культуре. Целью такого воспитания должно быть
укоренение человека в культурной среде /2/.
Воспитание этнического
самосознания подростков представляет собой целенаправленное создание условий,
способствующих становлению позитивного этнического самосознания, включающего в
себя самоопределение личности как представителя определенного этнического
сообщества, осознанию себя носителем и ретранслятором национальной культуры, а
также осознанию своей ответственности за сохранение неповторимости национальной
культуры /2/. Образовательное пространство современной школы должно представлять
собой специальным образом целенаправленно организованные условия, направленные
на то, чтобы учащиеся могли осознать свое национальное «Я», осознать себя
представителем своей нации, осознать уникальность и самобытность своей национальной
культуры, стать полноценным ее творцом.
Учитывая основы
национального воспитания, механизмы формирования этнического самосознания
личности, психологические особенности
возрастного периода, многими учеными /1,2,3/ обоснованы принципы воспитания этнического
самосознания: принципы природосообразности, культуросообразности,
поликультурности, полисемичности, принцип целостного гармоничного восприятия
национальной культуры, принцип этнической самоидентификации, принцип
эмоционально-ценностного отношения личности к своему народу и его культуре,
принцип творческой направленности деятельности личности, принцип личностно-ориентированной
направленности, принцип многофакторности.
Таким образом, воспитание
этнического самосознания предполагает включенность, вживание личности в родную
культуру, приобщение к ее ценностям, что наиболее эффективно осуществляется при
условии построения учебно-воспитательного процесса на основе
культурологического подхода, обеспечивающего овладение учащимися содержанием
обучения на основе обмена смыслами, осознание и принятие учениками ценностей,
воплощенных в родной культуре, нахождение собственного смысла
Литература
1. Гвоздева Е.Н. Теоретические основы воспитания
национального самосознания будущих учителей [Текст] / Е.Н.Гвоздева // Проблемы
экономики, социальной сферы и права: материалы 6-ой межвузовской
научно-практической конф. – Иркутск: Изд-во БГУЭП, 2006. – С. 94-103.
2. Хотинец, В. Ю. Этническое
самосознание. – СПб.: Алетейя, 2000. – 240 с.
3. Снежкова, И. А. К проблеме изучения
этнического самосознания у детей и юношества // Советская этнография. – 1982. -
№ 1. – С. 80-88.