Строительство и архитектура/ 2.Дизайн
городской и ландшафтной архитектуры.
К. иск.
Заева-Бурдонская Е.А.
МГХПА им.
С.Г. Строганова, Москва
Проблема стилизации в
дизайне реконструируемой исторической среды города
Эпоха
постмодернизма, которая все еще остается актуальной для профессионального
сознания дизайна, наиболее ярко проявила себя именно в средовом мышлении. Смена
парадигмы художественной культуры постиндустриального этапа, вскрывшая
необходимость обращения к традиционным ценностям, во многом определила современные проблемы
дизайна городских исторических центров. Стилизация, ставшая одним из основных
методов и инструментов эстетики постмодернизма, преобразила среду исторического
центра города реконструктивными мероприятиями с конца 80-х годов ХХ столетия. В
данном исследовании «стилизацию» мы понимаем, с одной стороны, как использование в проекте элементов ранее сложившихся в истории искусств
стилевых систем (форм, способов и приемов) формообразования объекта; с другой –
как создание условной обобщенной и, как следствие этого – декоративной, формы в
противовес реалистической передаче путем подражания природным прототипам и
наиболее характерным предметам (архетипам) с целью проектной адаптации.
Понять проблему реконструкции и
реорганизации среды центра, определить роль дизайна в этом сложном процессе
возможно, лишь проанализировав своеобразие ее выразительной природы, во многом
обусловленной ее архитектурно-стилевым наполнением. Дошедшая
до нас непамятниковая историческая среда крупных российских городов в основном
была сформирована архитектурной тканью второй пол.XIX - нач. XX веков. Среду центра второй пол. XIX - нач. XX веков
выделило из окружающего городского пространства, прежде всего, качественное
своеобразие явлений городской культуры, неповторимость социокультурной ситуации
эпохи, яркая новизна характера процессов освоения среды.
Период бурной застройки изменил архитектурный
облик центра, придав площадям, бывшим «главным местом» города еще с эпохи
средневековья, сугубо рекреативный характер. Усложнения и переструктурализация,
вызванные распадом патриархальных связей и дальнейшей урбанизацией выразились
повлекли серьезные изменения в культурной жизни города. Торгово-общественным
пространством стала служить сама главная улица, переориентировав «главное
место» с площади на линейное протяженное пространство улиц и проспектов. Идею
и традицию Невского проспекта – «всеобщей коммуникации Санкт-Петербурга» по
определению Н.В.Гоголя, подхватили и продолжили Б. Покровка в Н.Новгороде,
Дворянская в Самаре или сеть радиальных улиц Москвы: Никольская, Петровка,
Кузнецкий мост.
В противовес центричному, замкнутому
пространству площади, улица или проспект отразили свойственный для города этого
времени в целом принцип продолженности, непрерывности, словно вторя популярным выходящим из номера в номер в
газетных приложениях главам романов, а позднее – уже на рубеже веков –
сериалам кинофильмов,... Горизонталь
улиц и проспектов стала образной фиксацией в типе общественного пространства
новой урбанистической мононаправленной культуры, впервые сформулированной
эстетикой романтизма. Романтизм (Фридрих Шлегель) уже заговорил об урбанности
как особой форме человеческого существования и осуществлении городского, «открытого»
в противовес «замкнутому», «деревенскому» (1, с. 120), т.е. введя понятие
городской культуры.
Возникновение в XIX веке гипотетической теории истории искусства как последовательной
смены стилей легло в основу «исторического» мышления архитектурного пространства
эклектического историзма.
Сформировавшийся полистилевый сплошной фасад наделил
архитектурное пространство исторической перспективой. Несмотря на почти
единовременный характер застройки центра декорирование «в стилях» придало
новому раритетный оттенок исторически сложившегося организма. Ткань полистилевого
сплошного фасада объединила более ранние постройки, восстановив связь времен.
В идеальном образце художественной культуры второй пол. Х1Х века устройство
мира виделось в исторической проекции, каменной летописи мировой истории, что в
жизненном пространстве в качестве культурной аксиомы поставило человека «среди
истории», воплощенной архитектурными стилями прошлого. На рубеже веков в ткань
сплошного фасада вписались стилизованные сооружения модерна - явления
остросовременного, неповторимого, то есть осознающего себя именно в пределах
истории, хотя закладывающего уже новые, часто нелинейные отношения с прошлым и
будущим.
Категория «времени», доминирующая в
городской культуре центра, расширила свою смысловую трактовку, поставив
ценность «места» в прямую зависимость от его способности выразить
неповторимость, уникальность, однократность как основу исторического процесса,
чувство преходящей истории и одновременно - конкретного момента городской
жизни. Дифференцированность городской культуры во многом была обусловлена
личностным характером творческого преобразования окружения, поскольку в
достижении уникальности виделась особая ценность (специфика времени в его
неповторимости).
Своеобразие художественно-эстетических процессов в центрах
городов оказалось тесно связано с коммерческой направленностью
функционирования. Со второй пол. Х1Х века начинается новый этап
социально-экономического развития России, а уже к концу достигают небывалого
подъема практически все сферы промышленного производства. Все это не могло не
сказаться на сфере торговли. Центральная
улица (проспект) становится средоточием репрезентативных сооружений
общегородского уровня значимости, в которых конкретно-историческое стилевое
выражение дополнено статусным содержанием: в экзотике названий «лувров»,
«метрополей», «пассажей», «националей», в подчеркнуто иностранном
происхождении. В период второй пол.XIX - нач.XX веков возникают не только модные магазины, но и
модные улицы. Кузнецкий мост - самая модная улица Москвы, Невский – Питера,
Покровку в Н. Новгороде сравнивают с
Кузнецким мостом, …
Наряду с попыткой удовлетворить вкусы
всех и каждого в среде уже к нач. XX века
закладывалось стремление к уникальности средовых форм. Однако знаки и символы
сохраняли смысловую общедоступность и были понятны каждому при их прочтении.
Центр становился конвенционален.
Дворянская -
главная улица Самары, будучи «застроена большими зданиями, банками, конторами,
магазинами, богато обставленными гостиницами ... по вечерам, особенно зимой,
улица оживлена - служит местом для гулянья самарцев» (2, с. 10), вторя Невскому
в Петербурге. «Нет ничего лучшего Невского проспекта, по крайней мере в
Петербурге... Здесь единственное место, где показываются люди не по
необходимости, куда загнала их надобность
и
меркантильный интерес, объемлющий весь Петербург...» (3, с. 23).
Новизна социокультурных процессов центров
крупнейших российских городов второй
пол. Х1Х - нач. ХХ веков при всем разнообразии проявлений имела ряд общих
принципов. Одним из основных стала опора формируемого эпохой культурного
ландшафта центра не только на памятниковую, но и фоновую рядовую часть, более
изменчивую, но не менее важную. Формой проявления активности непамятниковой
застройки становились элементы средового наполнения, отражающие специфику
нового статуса центра, в соответствии с демократичным характером городской
культуры.
Несмотря на
прозаичность функций торгового центра, слой материальной культуры, оформляющей
его жизнедеятельность стремится к неповторимости и уникальности создаваемого
облика. Ибо, «... чем предмет обыкновеннее, тем выше нужно быть поэту, чтобы
извлечь из него необыкновенное и чтобы это необыкновенное было, между прочим,
совершенная истина» (4, с. 48).
Новые темпы городской жизни,
столкнувшись с определенной степенью инерционности, невозможностью быстрой
смены архитектурно-художественной ткани центральных улиц (проспектов),
повлекли сложение нового предметного наполнения городского пространства. В «попытке
связать пространственную морфологию города, социокультурные механизмы,
психологию восприятия и модели поведения» формулируется концепция среды
города (5, с. 1).
Рукотворный слой, став отпечатком происходящих культурных
процессов, начал выходить за рамки устоявшихся исторически представлений о
роли и формах искусства в городе. Именно средовой подход позволил оценить по
достоинству новизну происходящих художественно-эстетических процессов в среде, особенно с приходом в
искусствоведение таких широких понятий как дизайн среды, по объему понятия
часто совпадающим с визуальной культурой. В организации средового
дизайна на первый план выходит доминирующий в данном типе культуры «временной»
параметр, обусловленный протяженной линией процессуального пространства
торговой улицы или проспекта. «Временному» линейному вектору подчиняются
структурные связи элементов средового дизайна, подчеркнутые линейным мононаправленным
характером урбанистической культуры в целом.
«Временной» параметр, доминирующий в пространственной
структуре, опирается на одномерность изобразительно-графичного линейного приема средового дизайна. Доминирование
слова и его изображения приводит к победе «слова» над архитектурой. Городская «литература»
наслаивается на архитектуру и дизайн, наполняя среду рекламными предложениями,
названиями фирм и торговых домов, создавая неповторимый образ «улицы-газеты».
Городская среда испытала влияние
структурирования интерьерных пространств: популярное дробление интерьера на
соразмерные интимные участки, заполненные мебелью, декоративными
предметами, ... . В свою очередь,
идеалы городской культуры проникают в торговые интерьеры, вводя в качестве
потолка остекленный световой фонарь, имитирующий небесный свод, вывески,
кружевное решетки ярусов и переходов, …, создавая «городской интерьер» или «интерьерную»
улицу. Воплощением «временной» модели стало процессуальное пространство
модного во второй пол. Х1Х - нач. ХХ веков пассажа или «улицы в улице».
Городская среда
полноценна, если она способна к
саморазвитию, причем механизм, инициирующий это развитие, должен принадлежать
самой средовой целостности. Сегодняшнее понятие новой эклектики, которую
привнес с собой постмодернизм, включило
историзм на уровне контекста, объединив современные и исторически сложившиеся
элементы среды центра, благодаря чему
ранее рядовое стилевое многообразие исторических форм стало восприниматься уже
ценностным раритетом. Пришедшее в художественную культуру в 80-е годы ХХ
столетия вместе с концепцией средового подхода осознание ценности
непамятниковой исторической среды города, повлекло необходимость освоения этой
среды. Центр поменял свою функцию, превратившись в пешеходное, надобыденное
историко-заповедное пространство. Таковы стали улицы Арбат в Москве,
Дерибасовская в Одессе, Б. Покровка в Нижнем Новгороде и т.д. Был найден и
механизм реконструкции такого тонкого и подвижного организма как историческая полистилевая
среда. Им оказался метод стилизации. В процессе стилизации всегда возникает
мысленная, интеллектуальная дистанция между острым чувством современности и
ставшими отдаленными, внешними принципами формообразования того или иного
стиля. Объединяющим началом поисков стилевых заимствований в дизайне становится
концептуальный характер явления
полистилики всего ХХ века.
Современный
период функционирования среды
городского центра проходит в ситуации смены художественно-культурной парадигмы
с соответствующей ей природы выразительности с литературоцентризма, на
зрелищецентризм. « ...Наша эпоха менее всего словесная... в XX в. мы
сталкиваемся с «эхом» форм общения, сформированных на начальных этапах
человеческой истории. Свое концентрированное выражение эти формы сегодня
находят в зрелищном общении» (6, с. 64-65).
Поддержание новой
рекреативной направленности центра потребовало новых форм развития средового
дизайна в рамках сложившейся полистилевой архитектурной ткани. В поиске
надобыденной выразительности эклектичная среда, кроме стилевых заимствований
позволила активизировать внестилевое начало традиционной культуры с присущими
ей формообразующими принципами. Видовая специфика дизайна городской среды в
своей многожанровой и многовидовой нерасчлененности стала восходить к
синкретичной модели праздника, что облегчило возможность введения в сферу
художественно осмысленного сугубо средовых факторов: шума листвы, музыки,
яркости праздничной одежды горожан,
... вплоть до возможности создания уникальных акустических и колористических
«портретов» центра.
Расширение содержания репрезентативных форм дизайна отразило новый
идеал надобыденности эпохи, восходящий к своим народным истокам. Это повлекло
возникновение новых функций, свойственных ярмарочной культуре. Предметные
вывески, мягкая тканая архитектура реклам, …, временные летние кафе и салоны
фотоателье, торговые киоски, выставки под открытым небом, предваряющие сугубо
интерьерные функции и восстанавливающие в ненормативном свободном стихийном поведении
свойственный природе праздника коллективный общественный характер
пространства.
многообразие стилевых и внестилевых традиций, синонимия элементов повлекли многомерную
разветвленную с доминирующим объемным «пространственным» параметром структуру
среды. «Зрелищецентризм» сменил «литературоцентризм»
с его линейным «временным» началом. Процесс попеременного преобладания двух
форм мышления - пространственного и временного, базовых средств выражения
культурных ориентации закономерен в истории культуры (7, с. 73). Свойственное «зрелищецентризму»
эмоциональное соучастие в действе, рассматривание, повторно-возвратное движение
делает превалирующим зрительно-изобразительный ряд над временным. Живописность
сменяет графичное начало среды прошлого. Освобождение от линейной графичности
текстовых вывесок, навесов, ... и
нарушение горизонтали линейной связи элементов в пространстве привело к
многомерной заполненности среды.
Пространство становится
многонаправленно за счет активного выхода в среду интерьерных функций: вход
в ресторан предварен летним кафе, в
магазин - киоском, в театральную кассу
- продажей билетов на улице, в
фотоателье - уличными декорациями, ... . Выделяются в особый статус точки
соприкосновения внутреннего пространства с внешним (окна, входы,
витрины и т.д.) комплексом объемных развитых в пространство элементов.
Внестилевое
начало с его высокой степенью вариативной переработки художественного
материала, отобранного во времени, гибкостью и адаптацией к меняющимся
условиям, расширяет возможности самой стилизации. Стилевые мотивы в свободной
вариативности композиционных прочтений сохраняют в той или иной мере свою
орнаментально-декоративную основу. Текст живет только в контексте:
ассоциативность исторических стилизаций усилена новыми вариантами традиционных «сюжетов». Стилизация берет на
себя роль гуманитарного оправдания современного дизайна с его многоязычием
высокотехнологичного инновационного и традиционного (полилоговая поэтика), проявляясь в границах контекстуального
культурно-экологического (средового) подхода. Соединяясь с действительностью, стилизация
придает ей условную или символическую выразительность, которая способна вписать
стилизуемый объект в контекст художественной культуры, часто с целью намека на формальные признаки и образную систему того или иного стиля
или объекта в новом, необычном для прототипа художественном контексте, в подчас
парадоксальных композиционных вариациях (аллюзии, иронии, гротеска, инверсии,
амбивалентности и т.д.). Можно выделить следующие типы
художественных взаимодействий со стилевой традицией:
- стилевая
форма встраивается в виде подлинных «цитат» первоисточников дизайна прошлого
(отбойные тумбы, кованые навесы, ...).
- частично
вопроизводят идеалы прошлого «реминисценции» стилевого декора, в новых дизайн-формах
(витринное стекло со стилизацией орнаментики модерна, ...).
- традиционная
тема звучит намеком на стилевой прототип (варианты декоративного металла в дизайне
среды – перила, оковки дверей, …).
- «заимствование»
отдельных стилевых форм в вариативной переработке (современная декоративная лепнина).
- «подражанием»
стилевой форме становится нарочитое копирование стилевого декора в
резьбе дверей, имитация сплошной развески вывесок.
Исторические и
современные стилизации сосуществуют рядом с имитациями стилей в духе «ретро»,
сочетая и смешивая патетику и иронию, «высокое» и «низкое» на пути
пространственно-композиционного оправдания.
«Низовые» и «площадные»
жанры внестилевых форм, сопутствующие праздничному видению мира, связывают свой инверсионный вариант с «высоким»
прототипом через традиционные композиционные выразительные средства,
расширенные новыми понятийными оттенками. «Понятие классической эстетики:
гармония, уравновешенность,
тектоничность, мера, коррелируя с внеэстетическими категориями приобретают
расширительный смысл, включая антикатегории - неуравновешенность, безмерность,
дисгармонию...» (8, с. 31-33). Композиционные крайности стали принципом
пересмотра художественных критериев исторической среды. За многоголосным (стилизации
и внестилевое начало) встает художественная деканонизация мысли, часто
аномальная с точки зрения канона, но продуктивная как поиск нового. Разрушением
привычных сочетаний элементов через декомпозицию, попытку соединения когда-то далеких друг от друга тем, в импровизации
рождающих нечто «третье». Расщепление устоявшихся структур и сочетаний, освобождает заложенный в них художественный
энергетический потенциал для новых связей и структур, основывается на композиционном
пересечении ранее несводимых линий развития элементов. Из локальных формальных
решений возникают фантастичные, нереальные сочетания с широким полем ассоциаций.
Парадоксальная абсурдная игра с вещью расщепляет смысловую структуру
исторических предметов, позволяя им перейти из сферы устоявшихся представлений
в сферу новых.
Отвечая
сегодняшним потребностям городской культуры с ее ярко выраженным
культурно-экологическим
историкосохранным средовым подходом современный этап развития среды исторического
центра в состоянии ассимилировать существующие тенденции развития, заложенные в
архитектурной ткани и средовом дизайне. Внестилевая зрелищная природа
выразительности рекреактивного начала среды совместно со
стилизациями современных форм расширила и обогатила сложившуюся ранее стилевую
основу исторических прототипов семантическими и композиционными связями
элементов архитектуры и дизайна. Основываясь на исследовании наиболее ярких и
интересных для современного проектировщика этапов развития среды центра,
видится возможным грамотное научно обоснованное решение проектных проблем
в области дизайна среды с учетом исторической перспективы ее развития. И здесь
наиболее плодотворным видится поиск концептуальных основ решений средовых
объектов. Концепция – всеядна в ассимилиции полистилевых проектных замыслов,
изначально свойственных среде историзма и модерна. В качестве основы проектного
метода реконструкции наиболее органична
стилизация: стилевая ткань исторического
города по своей природе восходит к ее традиции.
Литература:
1.
Скуратовский В. Как по улицам Киева-вия... // Наше наследие. - 1988. - № 2. - с.119-128.
2.
Архангельский Н. Город Самара: Краткий очерк. - Самара, 1913. - 32 с.
3. Гоголь Н. Повести.- М.: Художественная
литература, 1935. - 255 с.
4. Кириченко Е. Архитектурные теории XIX
века в России. - М.: Искусство, 1986. - 344 с.
5.
Асс Е. Дизайн в пространстве и жизни города // Техническая эстетика. - 1980.
- № 6. - с. 1-5.
6.
Социально-психологические проблемы научно-технического прогресса / Под ред.
Парыгина Б.Д. - Л.: Наука, 1982. - 169 с.
7.
Павлов Н. Пространство и время в культуре и городе // Архитектура СССР. -
1989. - № 3.- с. 73-77.
8.
Курьерова Г. Актуальные аспекты проблемы декоративности. - В кн: Композиционные
средства и приемы художественной выразительности в дизайне// Труды ВНИИТЭ, Серия
Техническая эстетика, Вып. 33. - М.,
1982. - с. 24-40.