Музыка и жизнь/1. Музыка: изучение и преподавание

 

Доцент Васильева Т.А.

 

Красноярская государственная академия музыки и театра

 

Красноярские композиторы – детям: преемственность классических традиций в фортепианной музыке

 

«Для детей надо писать так же, как для взрослых, только лучше». Эта известная формула детского писателя С.Я. Маршака всегда актуальна и применима ко всем видам искусства, в том числе и к музыке.

Традиции музыки для детей, как отечественной, так и зарубежной, уходят корнями в прошлые столетия. При этом отметим, что так называемая «детская» музыка делится на два вида. Первый – это музыка, созданная для исполнения детьми, входящая в детский исполнительский репертуар.

Ещё великий немецкий композитор и органист XVII-XVIII века И.С. Бах,  замечательный педагог, обучая своих сыновей, ставших впоследствии превосходными музыкантами, а также свою жену Анну Магдалену, создавал для них специальные пьесы, учитывая индивидуальные особенности каждого. Так возникли «Органная и клавирная книжечки Вильгельма Фридемана», «Нотная тетрадь Анны Магдалены Бах», «Маленькие прелюдии и фуги» и другие пьесы, которые до сих пор используются в педагогическом репертуаре ДМШ.

Австрийские композиторы XVIII века Й. Гайдн, В. Моцарт, немецкий композитор Л. Бетховен также писали несложные для исполнения клавирные пьесы, адресованные  маленьким музыкантам: различные танцы – менуэты, бурре, сарабанды, дивертисменты (небольшие сюиты), сонатины. Любимы и с удовольствием исполняются учениками ДМШ «Венгерское рондо» Й. Гайдна, «Турецкий марш» («Рондо в турецком стиле» из Сонаты ля мажор) В. Моцарта, лёгкие сонаты ( №№ 19, 20) и сонатины, «К Элизе» Л. Бетховена.

В XIX веке ярчайший немецкий композитор Роберт Шуман создал целый ряд фортепианных пьес для детей, среди которых «Альбом для юношества» с его щедрой разноликостью образов до сих пор является непревзойдённым образцом высокохудожественного искусства и в то же время прекрасным репертуаром для детского исполнительского уровня. В этом же ряду находятся многие «Лирические пьесы » Э. Грига.

Другой тип музыки для детей – это сочинения о детях. В них раскрывается светлый мир ребёнка – его переживания, увлечения, игры, радости и огорчения, восприятие природы и окружающей среды. Назовём фортепианный цикл «Детские сцены» Р. Шумана, о которых сам композитор говорил, что это «мир детей глазами взрослого», фортепианный цикл «Кукольный уголок» К. Дебюсси.

В творчестве П.И. Чайковского уникальный «Детский альбом» объединяет оба типа. Это пьесы и для детей и о детях, они близки и понятны ребёнку и взрослому и неизменно входят в репертуар юных и концертирующих музыкантов.

К таким же высоким образцам относится  альбом фортепианных пьес С.С. Прокофьева «Детская музыка». Впоследствии российские композиторы, сочиняя музыку для детей,  называли циклы фортепианных пьес «Альбомами » – Р. Глиэр, А. Хачатурян,  О. Агафонов, Г. Комраков и др. Список имён отечественных композиторов, сочинявших для детей, огромен, почти  каждый из них отдал дань этой сфере музыки, на их  пьесах выросло несколько поколений маленьких музыкантов: С. Майкапар, А. Гедике, И. Беркович, Д. Кабалевский, Н. Раков, Г. Галынин, Н. Сидельников, Г. Свиридов и др.

Продолжая традиции классиков, современные композиторы много пишут для детей, мир которых всегда привлекает своей чистотой, непосредственностью, искренностью восприятия жизни и выражения своих чувств.

Сочинения композиторов Красноярского края постоянно звучат в концертах всех крупных исполнительских коллективов – оркестров, хоров, фольклорных ансамблей, в сольных выступлениях, музыкально-сценических постановках. Пьесы красноярских композиторов Ф. Веселкова, О. Проститова, В. Пономарёва, И. Флейшера, Э. Маркаича, В. Бешевли, норильчанина В. Примака входят в педагогический репертуар учащихся ДМШ, средних и высших учебных музыкальных учреждений.

Напомним, что Красноярский край включает множество районов, в том числе населённых малыми северными народами. Примыкающие на юге к Красноярью Хакасия, Тува органично вплетаются в многогранную палитру звуков, красок многонационального сибирского региона.

Повышение роли регионального компонента в педагогическом и концертном репертуаре становится в настоящее время всё более важным. Поэтому включение в педагогический и концертный репертуар, начиная с детской музыкальной школы, сочинений, основанных на местном фольклоре, произведений композиторов своего края, республики выполняет не только методическую, но и нравственно-воспитательную, этическую функцию.

 Педагоги красноярских музыкальных школ (ДМШ), колледжей, училищ, Академии музыки и театра ведут в этом направлении целенаправленную работу. Так в Хакасии опубликованы фортепианные пьесы Т. Шалгиновой «Солнечный чатхан», в Якутии – сборник «Фортепианные произведения композиторов Якутии», в Бурятии  – «Детские пьесы композиторов Бурятии». Эти пьесы используются в учебном репертуаре в классе фортепиано в гимназии, музыкальном колледже и вузе.

Красноярская региональная организация «Союз композиторов России» ежегодно проводит конкурс «На лучшее исполнение сочинений красноярских композиторов» для учащихся ДМШ. Аналогичные конкурсы проводятся среди студентов колледжа искусств и Академии музыки и театра. Весьма востребованным в крае и за его пределами оказалась серия из трёх выпусков «Музыка композиторов Сибири для детей», изданных в Красноярске.

Красноярская государственная академия музыки и театра (КГАМиТ) выпустила «Фортепианные пьесы красноярских композиторов для детей и юношества» в качестве учебного пособия для детских музыкальных школ и школ искусств  (ред.-сост. Т. Прасолова). Эти три сборника рекомендованы Государственным институтом искусствознания в качестве учебного пособия для образовательных учреждений, реализующих программы по специальности «Инструментальное исполнительство». Пьесы всех трёх выпусков постоянно входят в педагогический репертуар ДМШ, училищ, колледжей Красноярья, в программы специального и общего фортепиано музыкальных вузов, в том числе и Красноярской академии музыки и театра.

В сборники входят пьесы представителей разных поколений – от старейшины композиторской организации Красноярска Фёдора Петровича Веселкова (1919 – 2009г.г.) до молодых авторов    К. Туева, И. Беловой, Т. Пестряковой. Среднее поколение репрезентируют композиторы И. Юдин, Э. Маркаич, В. Сенегин, Е. Чихачёв, В. Пономарёв. Все они много и активно работают в различных жанрах, являясь авторами многочисленных крупных оркестровых, хоровых сочинений, а также камерно-инструментальных, вокальных произведений, музыки к спектаклям.

Особую сферу их деятельности представляют пьесы для детей. Так, Ф.П. Веселков – автор пяти  детских мюзиклов, фортепианной сюиты, прелюдий, экспромтов и множества других детских пьес. В основном это миниатюры – лаконичные, яркие, отличающиеся портретностью, характеристичностью образов. Непосредственность и искренность высказывания необычайно близки детскому восприятию. Неслучайно юные музыканты с удовольствием играют его пьесы. В сборник вошли три прелюдии для фортепиано – «Весёлая прогулка», «Экспромт» и «Прелюд», предназначенные для младших и средних классов ДМШ (2-е – 5-е классы). Народные истоки проступают в мелодии, её интонационном и ритмическом рисунке, как например, в «Весёлой прогулке», напоминающей русский хоровод своей «плавной поступью, неспешностью движения» [4, с. 4]. Композитор постоянно «повторял слова Д.Д. Шостаковича о том,  какую важную роль в творчестве композитора должна  играть  народная песня. Он сам записывал и изучал песни Красноярского края (уроженцем которого являлся Ф.П. Веселков – примеч. автора Т.В.). Их интонациями и образами пронизаны многие страницы его музыки» [1, 21-22].

Если миниатюры Ф.П. Веселкова могут исполняться во 2-м – 3-м классе («Весёлая прогулка»), в 4-м – 5-м («Экспромт», «Прелюд»), то  тринадцать пьес Владимира Сенегина (р. 1952) специально расположены автором по степени возрастания трудности для учащихся ДМШ от 1-го до 7-го классов. В них сочетается распевное мелодическое дыхание, идущее от широких по диапазону лирических народных песен («Красивый цвет»), с терпкими гармониями и метроритмическими сложностями (№3 «Этюд на полиритм», №7 «Песенки», №8 «Мольба», №11 «Прелюдия»).

Красноярец Владимир Пономарёв (р.1960) – широко известный композитор, произведения которого звучат в России и за рубежом, особенно его духовные и хоровые сочинения. Также активно композитор работает и в области академической музыки в самых различных жанрах хоровой, оркестровой, камерно-инструментальной, вокальной музыки. Для детей и юношества им создана оригинальная фортепианная сюита «Музыкальные интервалы».  В сборник (Вып. 1) вошли две прелюдии из цикла «Прелюдии» (двадцать пять пьес) и девять пьес сюиты «Музыкальные интервалы». Каждая из них имеет заголовок, определяющий образный строй и подзаголовок, указывающий на конкретный «технологический» приём, лежащий в основе пьесы:

I – «Токката» (большие терции),

II – «Вальс» (большая секунда и кварта),

III – «Раздумье» (квинты),

IV – «Шутка» (малые секунды),

V – «Разрушенный монастырь» (малые терции),

VI – «Романс» (сексты),

VII – «Причудливые птицы» (тритон и целотонный ряд),

VIII – «Фанфары» (кварты),

IX – «Прибой» (септимы и ноны).

«Цикл “Музыкальные интервалы”, – пишет редактор-составитель Т. Прасолова, – уникален. В этом сочинении композитор поставил задачу показать учащемуся выразительность одного или двух интервалов в самом широком содержательном спектре… Пьесы привлекательны по характеру и разнообразны по приёмам исполнительской техники» [3, с. 4]. Они могут входить в репертуар учащихся старших классов ДМШ, а также исполняться студентами колледжей и ВУЗов по специальному и общему фортепиано. Если этот цикл отличается изобретательностью, контрастом образов, то Прелюдии подкупают искренним выражением лирических чувств, элегичной грустью, напевностью мелодии.

Среди красноярских композиторов Игорь Юдин – один из тех, кто более всех пишет для детей и юношества, много и увлечённо занимается с детьми и студентами композицией. Его воспитанники неоднократно становились лауреатами и дипломантами престижных международных, всероссийских и региональных конкурсов юных композиторов, проводимых в Москве, Санкт-Петербурге, Красноярске и других городах России.

Естественным продолжением работы с учащимися стали написанные Юдиным для детей  многочисленные произведения, прочно вошедшие в педагогический  и концертный репертуар  школьников и студентов. Он хорошо знает и понимает детей, и музыкальный язык его пьес близок детскому восприятию. При этом сочинения И. Юдина высокопрофессиональны, в них он пользуется широким арсеналом средств композиторской техники как классической, так и современной музыки. Он считает, что «музыка должна быть понятна, доступна, но не примитивна» [2, с.94]. В его сочинениях запечатлены образы суровой природы Сибири, мощь Енисея, самобытность и богатство народного творчества.

Композиторский почерк И. Юдина отличает прочная опора, прежде всего, на народную песню, такие жанровые истоки, как наигрыш, протяжная и плач, причитания, казацкая песня и плясовая, лирическая крестьянская песня и колокольный звон. Показателен в этом плане «Распев» (пьеса №5) из цикла ансамблей, входящий в сборник. Исполняемый на двух роялях, он отличается особой колористичностью звучания, построенного на мотиве-причете и колокольных перезвонах, словно растворяющихся в объёмном пространстве.

Каждый из композиторов, представленных в сборниках, обладает индивидуальным стилем, но всех объединяет стремление к созданию ярких, зримых, узнаваемых образов, связанных с миром детства, фантазией и воображением ребёнка. Обозначим разнообразие содержания и настроений этих пьес:

 – детские игры – «Беготня» Э. Маркаича, «Лихой разбойник» В. Сенегина;

   грустные переживания – «Пропала игрушка», «Грустный дождь», «Мольба» В. Сенегина; «Раздумье» В. Пономарёва, «Элегия» И. Юдина, «Идиллия» Э. Маркаича;

   радостные события и восторг – «Праздник», «Чудо» В. Сенегина, «Весёлое настроение» Э. Маркаича, «Весёлая прогулка» Ф. Веселкова;

 – картины природы в восприятии ребёнка – «Листопад», «Манящая звезда» Э. Маркаича, «Ночной пейзаж» С. Мицуковой, «Причудливые птицы», «Прибой» В. Пономарёва;

   забавные сценки – «Пёс и кошка», «Танец клоуна», «Скоморохи» Э. Маркаича;

 – сказочные образы и фантазии – «Ведьма» Э. Маркаича, «Разрушенный монастырь» В. Пономарёва, «Так наступает пустота» И. Беловой.

В сочинениях композиторов прослеживается обращение к народным жанрам – танцу, песне, а также  маршу. Многочисленны танцы: «Вальс» В. Пономарёва, Э. Маркаича, И. Юдина, «Менуэт-шутка» И. Юдина, «Танец» С. Мицуковой, И. Юдина,  «Весёлый галоп» Т. Пестряковой и др.

 Вместе с тем в сборниках  присутствуют и академические жанры – этюд, ноктюрн, токката, прелюдия, экспромт, хорал.

Вся фортепианная музыка красноярских композиторов в целом создаёт многоликую панораму образов детства и юношества, выраженных авторами ярко, увлечённо, в присущей каждому индивидуальной манере.

Включение в педагогический и концертный репертуар сочинений наших современников, композиторов Сибири, позволяет знакомить детей и молодёжь с музыкой своего региона, а также даёт понимание того факта, что создание музыки происходит постоянно, как в прошлом, так и в настоящем.

Издание  сборников фортепианной и инструментальной музыки для детей ликвидирует разрыв между исполнителями и композиторами, знакомит молодых музыкантов с современным музыкальным языком, весьма трудным как для восприятия, так и для исполнения. Музыкальное воспитание детей и молодёжи на произведениях своих земляков-современников – красноярских композиторов воспитывает в них чувство причастности к искусству родного края, помогает постижению истоков истории и культуры своего народа.

Литература:

1. Гаврилова Л. В. Фёдор Петрович Веселков // Красноярская организация Союза композиторов России 1983 – 2008. Красноярск. 2008. – С.18-23

2. Колпецкая О.Ю. Юдин Игорь Владимирович // Красноярская организация Союза композиторов России 1983 – 2008. Красноярск. 2008. – С.90-97

3.   Прасолова Т.В. От составителя // Ноты: фортепианные пьесы для детей и юношества: учебное пособие для детских музыкальных школ, средних и высших музыкальных заведений искусств. Вып. I, II, III. – Красноярск, 2010.

4.  Музыка композиторов Сибири для детей / Ноты: ред.-сост. Л. Гаврилова, В. Третьяченко. Вып I, II, III. – Красноярск, 2009.

5.  Фортепианные пьесы для детей и юношества: учебное пособие для детских музыкальных школ, средних и высших музыкальных заведений искусств. / Ноты: ред.-сост. Т. Прасолова. Вып. I, II, III. – Красноярск, 2010.