Экология/5.
Проблемы экологического воспитания молодежи
Молдумарова Ж.К.
Казахский агротехнический университет им. С.Сейфуллина, г. Астана
Формирование экологических знаний в процессе обучения
Цель экологического образования -
обеспечение благополучия людей в меняющейся биосфере, а также выведение
человечества из глобального экологического кризиса на путь устойчивого
развития. Экологически образованный человек будет находить наилучшие варианты
взаимоотношения природы и общества. Нарушение экологических законов можно
остановить, только подняв на должную высоту экологическую культуру каждого
члена общества через образование.
Одна из задач современного экологического
образования изменение нашего мировоззрения. Новое мировоззрение неохотно
принимается людьми, так как требует вытеснения прежнего - старого, изменяя
систему взглядов и ценностей. С психологической точки зрения – это не совсем
просто для человека, а для формирующегося мировоззрения студента и ученика
особенно. Требуется пересмотр не только системы взглядов, но и этических форм
взаимоотношений как с людьми, так и с
окружающей средой. Важнейшая часть экологического образования - разномасштабные
явления разной временной и пространственной локализации. Особенность
современного экологического образования - осознание и соотношение
интересов каждого человека и всего
человечества. Однако осмысление и восприятие этого факта - трудная
образовательная задача. Необходимо еще раз подчеркнуть, что изменение
мировоззрения - трудный психологический шаг для человека. Осознание, что
человек - не центральный фактор жизни на Земле,- а лишь часть биосферы, часть природы, что каждый из нас - лишь
представитель одного из поколения, позволяет определить для себя приоритеты в
системе ценностей.
Перед современным преподавателем экологии
на сегодняшний момент стоит широкий выбор теории предмета и методов
преподавания. Эффективными методами обучения остаются дискуссии, ролевые и
имитационные игры, так как ввиду устоявшегося менталитета студента - «педагоги
должны дать знания»- и специфики экологического образования трудно
заинтересовать обучающегося проблемами экологии. На практике это позволяет
заинтересовать студента, а то, что его заинтересовало - не забудется, так как
действия производил он сам -
производится сознанная работа. Многие из нас полагают, что главная
задача – давать знания. На самом деле - научить поиску информации.
Принципы экологического образования должны
пронизывать все дисциплины в ВУЗе, помимо изучения ее как отдельной дисциплины.
И при разработке дипломной работы (проекта) инженера необходимо выделять отдельную главу, посвященную охране окружающей
среды. Здесь экологическое мировоззрение выступает как основа для
профессиональной деятельности. И следует выделять два различающихся содержания
образования:
-
образование, как основа
формирования мировоззрения;
-
образование - как основа
профессиональной деятельности.
Экологическое образование- освоение
ключевых представлений о взаимодействии с природной средой, обеспечивающее
приемлемый уровень безопасности. Содержание экологического образования - системные
представления о месте человека в биосфере, навыки работы в экосистемах
биосферы.
Другой важный аспект экологического
образования - ее непрерывность. Многими учеными подчеркивается, что научная
основа проблемы охраны биосферы все еще не до
конца сформулирована. Научная теория отстает от разрастания
экологического кризиса. Большинство экологических проблем не могут быть решаемы
в одиночку - отдельной группой, отдельной страной. А образование стало фактором
глобальной безопасности, так как снижает риск возникновения конфликтов в
межгосударственных отношениях.
Таким образом, экологическое образование
опирается на стремлении отдельных личностей и групп на обеспечение безопасности
этноса в целом. Социолог Ф.Э.Шереги выделил пять исторических состояний этноса,
доминирующих в рамках пяти общественно-экономических формаций: эстетическое, этическое,
религиозное, этническое, экологическое.
Последние две категории, по мнению автора,
имеют значение познавательных категорий. В экологических дискуссиях со
студентами нельзя принижать значение каждой их этих категорий, потому что
студент стремится в идеале «понять». Даже религиозное сознание служит
первоосновой понимания экологических проблем, так как составляет «мораль»
отношений между социальной экосредой и характером адаптивности личности. Каждый
задавался вопросом - зачем я живу? И в этом проявляется «воля к смыслу»
человека. Направить эти мысли к совести человека и ответственности перед будущими поколениями за состояние
окружающей среды - задача экологического образования. Ученик или студент
задается другими вопросами - зачем я учусь? нужно ли учить все, что задают? И
чем сильнее в человеке «воля к смыслу»- тем сильнее он способен к адаптации в
этой среде. Американский психолог Виктор Франкл подчеркивает, что после
Освенцима выжили те, кто «был направлен в будущее, на дело, которое их ждало,
на смысл…». Брудный А.А. определил смысл как «то в действительности, что будучи
отражено в сознании человека, способно эту действительность изменить».
Понимание экологических проблем, как и
других, образуется через установленные взаимосвязи между понятиями. И главное
это помочь «понять» студенту. Абдурахманов Р.А. подчеркивал: «Для того чтобы
образовательная среда учила пониманию, непременно нужно, чтобы она была средой
разных смыслов» [1]. Разнообразие мнений, степень их доказательности
способствовали поиску общего смысла. Кавтарадзе Д.Н. выделял отличие спора от
дискуссии следующим образом: «В том, что участники стремятся не победить друг
друга, а понять» [2].
В образовании «диалог» занимает почетное
место. Так как процесс обучение- это взаимодействие ученика и учителя, а не
«вдалбливание» знаний последним. Но
«диалог» подразумевает наличие разных смыслов.
Диалогичное общение есть совместное
обсуждение, беседа, открывающая путь к совместному решению проблем благодаря
активности всех участников. Активность участников направлена на предмет
общения, в нашем случае на окружающую среду и ее элементы (проблему). В диалоге
участники взаимно обогащают друг друга различным видением проблемы (предмета
общения) и поэтому выступают как ценные источники информации друг для друга.
Равенство в процессе общения, его
открытость, реализация обратной связи, воплощение интересов и смыслов
поддерживают высокую концентрированность участников на проблеме, неизбежно
открывают новые мысли. Интерес к коммуникациям привел к очень интересным
обобщениям американского теоретика и создателя теории имитаций и игр Ричарда Дьюка, которые он изложил в
книге «Игры — язык будущего». Он ввел в профессиональный язык понятие
«мультилог» — множественный одновременный диалог, который часто встречается в
жизни при обсуждении проблем в малых группах по 5—7 человек [3].
Этот тип общения — основной в имитациях.
Он играет центральную роль в передаче целостного образа в игре (гештальта). Сами
же игры являются воссозданием человеческой деятельности, мотив которой
заключается в самом процессе, форма соперничества ее участников. И на практике
он превосходно отражается на знаниях и
заинтересованности студентов [4].
Литература:
1.
Абдурахманов Р.А.
Системность научного знания и проблема понимания/Сб. науч. тр. «Знание,
понимание, действительность». Фрунзе, 1986. с.53-59.
2.
Кавтарадзе Д.Н. Обучение и игра. Введение в
активные методы обучения. М.: Московский психолого-социальный институт:
Флинт-1998-192 с.
3. Richard D. Duke.
Gaming- the Future’s Language. SAGE Publications, 1974.
4.
Молдумарова Ж.К. Аспекты
экологического образования и мировоззрения. Астана: Дарын, РНПЦ, №2, 2009 г.,
с. 119.