Уважаемая редакция!
Направляем Вам второй,
отредактированный вариант статьи «Экономические отношения и этика бизнеса».
Ранее полученный вами 23.02.2010 г. текст этой статьи просим ликвидировать как
имеющий опечатки.
Бережной В.М., к.э.н., профессор, Погорелова А.С.
Харьковский национальный автомобильно-дорожный
университет
Экономические отношения и этика бизнеса
В условиях мирового
кризиса специалисты различных стран, в том числе и Украины, наряду с поиском
выхода из создавшегося положения, задаются вопросами: Как вести себя
предпринимателю в новой системе экономических отношений? В каком соотношении
находятся рыночная экономика и этика бизнеса?
Этика и экономика –
один из древнейших теоретических дисциплин. Термины «экономика» и «этика» были
введены еще древнегреческим мыслителем Аристотелем. «Экономика» означала управление домашним хозяйством и торговлей.
При этом этика, как заметил Аристотель, в данных процессах «помогала» познать,
«что следует делать и от чего следует воздержаться».
В период Средневековья,
католические теологи отмечали, что производство продуктов для простой продажи
подлежит меньшему этическому осуждению, чем торговля с целью извлечения
прибили. В частности, Фома Аквинский (XIII в) верил в то, что большинство форм торговли,
осуществляемой с целью извлечении прибыли, являются аморальными.
Развитие капитализма
в Европе было связано с протестантской Реформацией (XVI в). Вместе с ней в экономическую
жизнь пришли меркантилисты.
Теория меркантилизма
возникла как объективная необходимость осуществления товарно-денежных операций
для развития торговли (XVI – XVII вв.). Меркантилисты, отрицая
католические установки, сделали возможным формирование этики торговли в
результате морального освящения самого факта стремления к прибыли. Финансовый
успех стал пониматься как знак расположения Бога.
Наиболее ярко
капиталистическая экономика как экономика нового типа экономических отношений
представлена классической школой А. Смита и Д. Рикардо (XVIII – XIX вв.). Представители данной школы
считали, что «экономический человек» - это лицо, наделенное эгоизмом и
стремящееся ко все большему накоплению богатства. Эму чужды такие качества, как
нравственность, культурные ценности. Отсюда мы видим, что если бы меркантилисты
и классики следовали средневековой католической теологии, которая утверждала,
что «делание денег» подлежит моральному осуждению, что они не смогли бы
установить стандарты нравственной мотивации поведения «экономического
человека».
В конце XIX в. на
Западе произошла «революция ценностей». Данные процессы в экономической жизни западного
общества были обусловлены локальными кризисами, происходившими один за другим:
в Англии (1825 г.), Германии и во Франции (1847 г.), в Америке (1900 г.) и т.д.
Было очевидно, что одной «невинной руки рынка» совершенно недостаточно для
организации экономической жизни. В капиталистическом обществе стало возрастать
значение этических норм ведения бизнеса.
Формирование
специфической этики торговли нашло отражение в трудах австрийской исторической
школы. В частности, К. Менгер и Й. Шумпетер впервые ввели понятие «деятельность
предпринимателя». Причем К. Менгер деятельность предпринимателя относил к
благам высшего порядка. Наибольший вклад в обоснование поведения торговца, а
еще лучше предпринимателя, внес Й. Шумпетер, который считал, что
предпринимательство – свойство человеческого характера, направленное на выбор
эффективного использования ресурсов с целью получения прибыли. По его мнению,
предприниматель – новатор должен быть наделен такими качествами как: стремление
к нововведению; умение рисковать; вера в собственные силы; ощущение собственной
независимости.
Историческая школа В.
Зомбарта и М. Вебера считала, что капиталистический уклад может возникнуть
только в Европе, т.к. только ее жителям характерна жажда наживы и дух предпринимательства.
По их мнению, европейский капитализм своим происхождением обязан
религиозно-этическому комплексу, который обеспечивал воспитание таких черт
«экономического человека», как трудолюбие, честность, скромность, бережливость (назвав
совокупность таких предписаний «мирским аскетизмом»).
В 20-30-е годы XX
столетия американский экономист - институционалист Т. Веблен, анализируя
становление акционерной формы капитала, обратил внимание на основное, с его
точки зрения, противоречие капитализма – противоречие между индустрией и
бизнесом. К индустриалам он относил инженеров, т.е. сторонников технократии,
целью которых являлось повышение экономической эффективности производства, а
вместе с тем и увеличение богатства капиталистического общества. К бизнесменам
– предпринимателей, т.е.
«экономического человека». Т.Веблен отметил, что модель «экономического
человека» А.Смита безнадежно устарела, т.к. человек не машина для исчисления
ощущений. Он был противником бизнесменов, т.к. они преследуют сугубо личные
цели, а поэтому будущее за обществом, освобожденным от бизнеса. Надо отметить,
что позиции Т. Веблена маскируют тот факт, что первым и всеобщим критерием
экономической эффективности при капитализме является все-таки прибыль, и поэтому
деление общества на индустриалов и бизнесменов, предложенное им, является
достаточно искусственным.
В 50-е годы XX
столетия управление капиталом отделяется от собственности на капитал. Данные
процессы были отражены А. Минзом и А. Берли в теории «революции управляющих».
Проблемы предпринимательства стали изучаться не только с точки зрения поведения
экономического человека, но и с точки зрения поведения управляющего, т.е.
менеджера.
Теория «революция
управляющих» отражает реальные процессы в развитии капитализма. Распоряжение
капиталом в корпорации переходит в руки менеджеров – управляющих, без которых в
современных условиях невозможно развитие производства. Различия между
менеджером и предпринимателем в определенной мере стираются, если менеджер придерживается
предпринимательского стиля управления. В свою очередь, предприниматель, который
недостаточно усвоил принципы менеджмента, скорее всего не добьется большого
успеха.
В Украине долгое
время существовала командно–административная система. В стране была строгая
этика советского общества, как самый сильный инструмент управления. Большое
влияние на людей в процессе управления оказывали идеологические установки,
новые социальные нормы общества. Сегодня, когда ушла командно-административная
система, ушла и свойственная ей этика деловых отношений.
Капитализация производственных
отношений в Украине произошла без определенной духовной мотивации и
соответствующей системы ценностей. Мы наблюдали деградацию общества, в котором
были размыты социально-этические нормы, т.е. представление о том, что законно,
честно, справедливо. Сегодня Украине необходимо формирование этических начал,
отражающих культурно-религиозные традиции народа.
В данной связи нельзя
не согласиться с американским экономистом – неолибералом Р. Хейлбронером,
который еще до начала современного кризиса отмечал, что реальный вызов нашего
времени – не в экономических проблемах, а в политических и моральных ценностях,
которые присутствуют в нашем экономическом поведении.
Сегодня в условиях мирового кризиса зарождается новая система экономических
отношений. Вопрос о том, что ляжет в их основу. Будет ли это какая-то новая
идеология или какие-то религиозно-культурные традиции? Безусловно, без новых
идей обществу не обойтись. Мы стали свидетелями того, что политика невмешательства
государства в экономику исчерпала себя. Необходимо, с одной стороны, сохранить
формат либеральной экономики, а с другой – расширить функции государственного
контроля над ней. При этом нельзя в пользу государства и регулирования
дискредитировать идею предпринимательства и рынка. Это и есть, если угодно,
слагаемые экономического будущего современной цивилизации.