Актуализация
воспитательного потенциала
хорового коллектива
Петелина Елена Анатольевна,
кандидат педагогических наук,
доцент кафедры хорового дирижирования и
вокала
Воронежского государственного
педагогического университета
Воспитание
хорового коллектива дирижёром-хормейстером процесс двусторонний,
обоюдонаправленный, где сталкиваются или сливаются два воспитательных
потенциала – дирижёра и хора. Умение дирижёра актуализировать свой личностный
воспитательный потенциал и направить его на мобилизацию музыкально-творческих
потенциальных возможностей личности каждого хориста с целью создания и развития
хорового коллектива – главный показатель профессионального мастерства дирижёра.
Потенциальная
сфера хорового коллектива – это своеобразная «кладовая» творческих,
музыкальных, жизненных ресурсов общности, обеспечивающих развитие коллектива
как специфической социальной системы – хора. Потенциалы коллектива представляют
собой его возможности в настоящем и будущем. В качестве потенциалов выступают
нравственные нормы коллектива, сложившееся общественное мнение, интересы,
мотивы, организованность, отлаженная система управления, определённый уровень
сплочённости, способные организаторы (организаторский фонд хорового
коллектива), музыкально-одарённые хористы (творческий фонд коллектива) и др.
Потенциал - это нечто, что может проявиться и стать реальным. Таким образом,
потенциал хорового коллектива представляет собой возможности постоянного развития,
проявляющие себя каждый раз, когда перед хоровым коллективом ставятся новые
музыкально-творческие задачи, требующие кропотливой работы и высокого
художественного исполнения.
С
другой стороны, необходимо подчеркнуть, что потенциал хорового коллектива
заключается не только в возможностях развития хора в целом, но и в возможностях развития личности каждого из
его членов, в том числе и дирижёра. Для отечественной педагогики общепринятым
является положение о взаимозависимости процессов развития личности и
коллектива. Развитие хорового коллектива обусловлено активностью его членов,
уровнем их интеллектуального, музыкального, творческого и физического развития,
их возможностями и способностями. А развитие личности музыканта, в свою
очередь, зависит от уровня развития хора, как творческого коллектива и социума,
а также сложившихся в нём системой ценностей, мотиваций, межличностных и
деловых отношений.
Рассматривая
структуру воспитательного потенциала хора как системы в качестве интегративного
признака необходимо выделить
«креативное поле хорового коллектива» -
совокупность переживаемых субъектом -
«здесь и теперь» - побудителей его творческой активности. Креативное поле
хорового коллектива – это та «новая сила» эмоционального напряжения, интеллектуальной
мощности, «сила» переживаний, проявления чувств, достижения «акме»», которая
рождается в результате творческого взаимодействия субъектов (хора и дирижёра),
достижения совместных целей. Поэтому поле является основной характеристикой
хора как субъекта воспитания, так как все его образующие отдельные факторы
воздействуют в определённой целостности.
Основываясь
на стратометрической концепции коллектива А.В. Петровского можно выделить
главные составляющие групповой творческой активности хора: коллективно-групповое
самоопределение – реальная самооценка хора в целом с позиции
сегодняшних возможностей, ретроспективная самооценка - сравнение приобретённых
умений с теми, которые имелись ранее, потенциальная самооценка будущих
достижений в своей музыкально-хоровой деятельности; направленность на музыкально-творческое
развитие; самореализация; эмоционально-экспрессивная идентификация
– погружение в эмоционально-творческое состояние, в атмосферу художественного образа
музыкального сочинения, понимание главной мысли, сущности произведения, замысла
дирижёра; творческо-деятельностное единство - взаимопонимание творческого
коллектива, сплочённость, совокупность межгрупповых (между партиями)
коммуникативных связей, ценностных ориентаций, ожиданий, чувство интонационного
ансамбля, наличие интеллектуального и волевого единства, успешность совместных
концертных выступлений, создание ситуации успеха.
Таким
образом, воспитательный потенциал хорового коллектива понимается как
интегративная совокупность музыкально-творческих, социально-психологических
факторов и педагогических условий, определяющих возможные индивидуальные,
межличностные и групповые изменения, влияющие на художественно-творческое
развитие хора в целом и на развитие хористов. Педагогические условия, будучи
специально созданными обстоятельствами, призваны придать факторам
созидательный, позитивно преобразовательный смысл.