Филологические науки”3

К. ф н. Токтарова Т.Ж.

                                                                                         

 Казахский Национальный педагогический университет имени Абая

Казахстан         

К ВОПРОСУ ОБ ИССЛЕДОВАНИИ НЕВЕРБАЛЬНОЙ КОММУНИКАЦИИ    В ГЕНДЕРОЛОГИИ

                                                                                                      

                                                                                                   

        Гендерная лингвистика является одним из новых направлений в науке Казахстана. Гендер представляет собой совокупность социокультурных категорий, установок. Дифференциация по половому признаку проявляется в вербальном и невербальном общении. В ходе исследования нами было выявлено, что женский тип коммуникации более ориентирован на собеседника, на диалог, на подчиненную роль в общении, женщины больше стараются достичь положительной коммуникации, а также больше соответствует принятым нормам этикета.  Мужской тип коммуникации тяготеет к фамильярности, особенно часто это проявляется при общении мужчины с мужчиной. В речевом поведении мужчин наиболее ярко проявляется доминирующая позиция.  В речи мужчин присутствует больше просторечных слов и выражений, она изобилует различного рода «словами-паразитами»,  мужчины при общении чаще используют сленг. Как справедливо отмечает Г.Е.Крейдлин: «И хотя под живой речью мы имеем в виду прежде всего речь звучащую, воспринимаемую слухом, нередки случаи, когда слово увиденное ими тактильно прочувственное, слово воплощенное в жесте, позе или выражении лица, оказывается и понятнее и весомее слова выговариваемого и услышанного» [1, с. 284]. Объектом нашего исследования являются проявления гендерных стереотипов в невербальной коммуникации казахов. На наш взгляд, гендерные различия наиболее ярко проявляются при невербальном общении.  По мнению А.Мейерабиан, 93% информации в процессе коммуникации в процессе взаимодействия передается по каналам невербальной коммуникации; из них 55% - мимикой, жестами, позами и 38% - высотой, тембром и интонацией голоса [2, с. 101]. Как известно, посредством вербального общения передается, в первую очередь, информация, а при невербальном общении проявляется эмоциональное состояние человека, его отношение к собеседнику. 

Так, О.Х.Аймаганбетова выделяет следующие виды и формы невербальных средств коммуникации: оптико-кинетические – это зрительно воспринимаемые движения другого человека (жесты, мимика, пантомимика, позы, контакт глазами); паралингвистические, включающие ритмико-интонационные стороны речи (качество голоса, его диапазон, тональность, тембр, сила ударения); экстралингвистические, включающие паузы и психо-физиологические проявления человека (паузы, смех, плач, темп речи, кашель);пространственно-временные, представляющие собой пространственно-временные элементы ситуации общения (дистанция, время); такесические, включающие динамические прикосновения к партнеру по общению в форме рукопожатия, похлопывания, объятия, поцелуи и т.д.; ольфакторные, связанные с запахами [3, с. 115].Согласно сочетаниям взаимных противоположностей существуют четыре основных стиля невербальной коммуникации: 1. Индивидуально-открытый стиль, характерный для невербального поведения, демонстрирующего личную идентичность. Для такого стиля характерно использование экспрессивных невербальных жестов непосредственности, силы и отзывчивости; 2.Индивидуально-закрытый стиль, служащий защите личной идентичности. При таком стиле применяются мягкие и пассивные жесты непосредственности и силы. 3. Общинно-открытый стиль детерминируется поддержкой групповых норм. Он характеризуется невербальными жестами непосредственности, силы, активной отзывчивости. 3.Общинно-закрытый стиль поддерживает групповые нормы, публичное «лицо», демонстрирует мягкость в отношениях и небольшую дистанцию власти [4, с. 162].Основным компонентом гендерных стереотипов являются культура, традиции, обычаи того или иного народа. Например, у казахов существуют женские и мужские жесты. К женским жестам относятся: выпячивание нижней губы, для демонстрации иронического, пренебрежительного отношения; касание щеки, имитирующий щипок, который используется женщинами-казашками для выражения удивления или при желании пристыдить. Невербальное поведение казахов отмечается высокой степенью табуированностью, существуют большое количество запретов, которые касаются в основном женщин. Так, например, женщина не должна переходить дорогу мужчине независимо от его возраста, женщинам запрещается присутствовать при захоронениях, ложиться на кровать свекра и свекрови, распускать волосы, сидеть,  обняв колени,  т.д. Невыполнение данных запретов может привести к непоправимым последствиям. Распускать волосы – предрекать смерть близкого человека, так как женщины-казашки при потере близких людей оплакивали их, распустив волосы. Не разрешается сидеть, подперев щеку,  -  можно остаться сиротой. Нельзя бежать по направлению к дому, так  обычно спешат вестники с плохой новостью. Сидеть, обняв колени, - значит обрекать себя на одиночество. Запрещается цокать, имитировать плач – можно накликать беду. Строгое следование этим правилам привело к жестким ограничениям поведения женщин, в то время как мужчинам была обеспечена относительная свобода. Наиболее выразительным элементом эмоционального состояния человека является жестикуляция. При помощи жестикуляции мы демонстрируем свое отношение к людям, к  ситуации и т.д. Особое значение у казахов имеет оппозиция «правое - левое», в которое заключается понятие правое – правильное, чистое, духовное, светлое, возвышенное, а левое – грязное, низкое, греховное.  Во многих культурах, в том числе и у казахов считается, что правое – это мужское, а левое – женское. Так, например, движение следует начинать с правой ноги, также как и обуваться, переступать порог дома  и т.д.  Левой рукой нельзя есть, ее нельзя подавать при встрече, так как левая рука считается «нечистой». Гендерный анализ различных поз, по мнению Нуржановой З.М., показывает, что мужчинам свойственно использование открытых, закрытых поз, угрожающей позы, позы «шалкайып отыру». Женщинам присущи скованные позы, позы самоконтроля [5, с. 15].

У казахов существует деление помещения по половому признаку, так, правая сторона юрты считалась мужской, а левая – женской. Как видим,  и здесь присутствует оппозиция «правое - левое». Восприятие пространства также имеет дифференциацию по половому признаку. Во время общения разнополовых коммуникантов должна быть определенная дистанция, которая напрямую зависит от степени их родства,  возраста. Что касается ольфакторных средств невербального поведения казахов, то здесь следует отметить, что у казахов существует своего рода культура запахов. В частности, с помощью обнюхивания они выражают не только свои эмоциональные состояния, но и  отношения. Прикосновения носами и принюхивание друг к другу у них часто заменяет поцелуй. Они принюхиваются к маленькому ребенку и любимой женщине, сестре, брату. Это является выражением любви  [3, с. 138].Таким образом, невербальная коммуникация казахов  имеет ярко выраженную дифференциацию по половому признаку. Невербальный компонент общения казахов связан с актуализацией гендерных стереотипов, существующих в обществе, связанных с традициями и обычаями казахского народа и имеет высокую степень ритуализованности.  Женское невербальное поведение имеет большое количество табу, запретов. Мужское невербальное поведение казахов направлено на демонстрацию превосходства, лидерства.

  Литература

1.     Крейдлин Г.Е. Мужчины и женщины в невербальной    коммуникации: эмоциональный аспект // Сборник научных статей / Под ред. И.А.Шаронова. М.: РГПУ, 2005, с. 282-300.

2.     Лавриенко В.Н. Психология и этика делового общения. М. 1999.

3.     Аймаганбетова О.Х. Основы этнопсихологии. Алматы. 2003.

4.     Лебедев Н. Введение в этническую и кросс-культурную психологию. М. 1999.

5.     Нуржанова З.М. Невербальные средства общения: гендерный аспект. Автореферат канд. дисс. Алматы. 2005.