Хаспулатова Н.К.

К.и.н. ДГПУ

Абубакарова М.М.

соискатель ДГУ 

 

  Формы землевладения и землепользования Тарковском в XVIIXVIII вв.:Вакуфное землевладение

Вакуфное землевладение образовалось и развивалось в результате дарений и завещаний мечетям верующими пахотных и сенокосных земель, садов, а также передачи общиной в их собственность отдельных участков джамаатских угодий1. В Дагестане имелось два вида мечетских земель: земли, находившиеся в непосредственном распоряжении мечетей. Эти земли сдавались для обработки отдельным членам общины за определенную часть урожая или обрабатывались всеми жителями селения, и тогда весь урожай шел в пользу мечети. В отдельных обществах мечетские земли делились между полноправными членами джамаата. Во втором случае земли находились в пользовании наследника завещателя земли, который по обязательству вносил в мечеть определенную завещателем часть урожая или определенное количество продукции животноводства (сало, жир для освещения и т. д.)2.

В XVIIXVIII вв. мечетское землевладение получило дальнейшее развитие. Однако по наблюдениям С. В. Юшкова к числу особенностей дагестанского феодализма относилось малое число вакуфов при незначительном их размере. Земельные участки, принадлежавшие мечетям, не превышали участков зажиточных узденей3. Подобный факт обнаруживается и в шамхальстве.

Р. М. Магомедов отмечает, что в Тарковском владении мечети имели свои земли. «Распоряжались ими кадии и муллы, и весь доход использовали на нужды мечети и обслуживающего персонала. Земли обрабатывались крестьянами. Кроме того, мечети имели доход от вакуфных земель и заката, то есть 1/10 урожая крестьянина. В зависимости от общего наличия скота в пользу мечетей выделялся также крупный и мелкий рогатый скот»4.

Как констатирует в своей работе М. А. Агларов, в Дагестане вакуф, как и закат, поступал в пользу всей общины с меньшими вычетами, чем на Востоке, и регулировался общиной, включался в общинную систему. «Без учета этого наши представления об этой категории земель и имущества были бы не полны»1.

Несколько схожих позиций в этом вопросе придерживается и А. С. Акбиев, который пишет, что ему не удалось обнаружить в источниках указания на то, что жителями шамхальства выплачивался закат как церковная десятина. «К тому же, согласно исламским канонам, закат собирался с состоятельных людей, неимущие его не платили, наоборот, в их пользу должна была выделяться определенная часть заката»2.

Отдельные упоминания о вакуфном землевладении встречаются в материалах сословно – поземельной комиссии. Так согласно сведениям жителей Кумторкалы, они имели право завещать мечетям свои мюльки. Подобное делали и жители Тарков3. Дарили земли мечетям шамхалы и беки, но думается, что их размеры были незначительными.

Таким образом, в шамхальстве получили развитие все формы землевладения и землепользования, которые существовали в этот период в Дагестане, а именно мюльковое, условное, общинное и вакуфное. Последнее включало в себя незначительное количество земель. Основными формами землевладения были мюльковое и общинное.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 



1 Алиев Б. Г. Указ. соч. С. 172.

2 Там же. С. 173.

3 Юшков С. В. Указ. соч. С. 70.

4 Магомедов Р. М. Указ. соч. С. 65-66.

1 Агларов М. А. Сельская община в Нагорном Дагестане в XVII – начале XIX в. М., 1988. С. 79.

2 Акбиев А. С. Указ. соч. С. 77.

3 ЦГА РД. Ф. 90. Оп. 1. Д. 6. Л. 14, 36.