Огольцова Е.Г., Ракаева А.,  Суттибаева А.

       Карагандинский государственный технический университет

        История обычного права в казахском обществе

 

Современная историческая наука независимого Казахстана стоит перед необходимостью переосмысления прошлого на базе широкого круга источников. К числу важнейших проблем в современной истории Казахстана относятся вопросы касающееся обычного права казахов. Формирование национальной правовой системы является основной целью проводимой в Республике Казахстан правовой реформы. Одним из главных принципов реформы должна быть преемственность правовой культуры. Необходимо изучение и использование актуального в настоящее время опыта. В недавнем прошлом важнейшего традиционного казахского социально-правового института — суда биев. Суд биев как обычно-правовое учреждение судебного характера сыграл во многом ключевую роль в формировании и функционировании обычного права казахов, а его правотворческая деятельность — в развитии, обогащении и интеграции казахского обычного права и обычно-правовой системы в целом.

Казахское обычное право относится к числу наиболее обширных систем права такого вида. Обычное право казахов – неотъемлемая часть истории, правовой истории мира. Изучение норм традиционного права позволяет установить степень действия в Казахстане общих закономерностей всемирного исторического процесса.

В истории известны факты о том, что в казахском обществе действовали неписаные узаконения, законоположения, постановления ханов. Из поколения в поколение передавались свод законов Касым хана  асым-ханнын каска жолы", что можно перевести как "установления ясновидца Касым-хана" [1].

Казахское обычное право — неписаное право. Оно построено на ряде основных нормативных институтов и на множестве кратких, легко запоминающихся и в то же время выразительных изречений, содержащих основополагающие материальные и процессуальные нормативы.

Основное в нормах обычного права — это их внутреннее содержание, лежащие в их основе принципы. Главное назначение — реализация этих принципов, не искажая их сути и содержания. Например, в области преступлений и наказаний — это принципы кровной мести и уплаты куна; в семейно-брачных отношениях — экзогамный запрет — до седьмого колена родства включительно; в области осуществления правосудия — принципы справедливости, открытости, красноречия. Особенность правовой культуры кочевников заключалась в том, что принцип и правовая норма находились между собой в неразрывной связи, «пронизывали» друг друга. Такое неразрывное единство поддерживало на высоте культурный (духовный) уровень системы, преумножало ее привлекательность. Появление взглядов и представлений правового содержания влекло за собой возникновение принципов, наделенных соответствующей регулятивной силой. А это, в свою очередь, вызывало к жизни волну норм, направленных на разрешение различных ситуаций, многочисленных жизненных противоречий и споров.

Правовые (или юридически значимые) принципы-идеи кочевников условно можно разделить на несколько групп: главный (основной) принцип, промежуточные (общие) принципы и частные принципы. Эти принципы были между собой взаимосвязаны, определяли общую структуру правовой системы и обеспечивали ее внутреннее единство, гармонию и независимость, выражающуюся в способности противостоять внешнему влиянию. Единство принципов обычного права и лежащих в их основе взглядов с правовыми нормами и институтами обеспечивало особое влияние последних на поведение и действия человека. В результате этого нормы и институты обычного права поднялись до уровня цельного явления и получили возможность влиять не только на интеллект человека, но и на его эмоциональную сферу [2]. В этом заключался особый секрет норм и институтов обычного права казахов. Следует отметить, что основной целью норм и институтов обычного права казахов было разрешение споров и конфликтов в обществе. Они возникли из этой необходимости и были подчинены этой цели. Поэтому утверждение, что нормы и институты обычного права казахов изначально преследовали цель системного регулирования межличностных, социальных отношений в кочевом обществе, не соответствует действительности.

Обычно-правовые нормы — особое явление в правовой культуре кочевого общества. Общественный порядок, а значит, и соблюдение норм обычного права основывались на «автономности», самостоятельности, самоуправляемости кочевых коллективов. Возможно, в этом кроется одна из причин того, почему обычно-правовые нормы, поддерживаемые государством, известные кодексы не приобрели в конечном смысле «государственного характера». В таких обществах регулятивную роль играли не законы, установленные государством, а нормы обычного права. Нормы обычного права возникали из повседневной жизненной необходимости, «сами по себе» и признавались как «правовое явление», «правовая действительность». Следовательно, их отличие от норм, установленных государством, заключается в том, что они не нуждались в специальном правотворчестве государства, не зависели от него. Связь между нормами обычного права и государственной властью развивалась постепенно.

Нормы обычного права существовали в официальной и неофициальной формах. В основе перехода норм обычного права казахов из неофициальной в официальную форму лежало усиление центральной государственной власти, установление и активизация правотворческой функции государства [3].

Суд — один из древнейших институтов власти и одновременно органов правотворчества и правового регулирования (в том числе право применения).

Судебная власть, которая принадлежала биям, была достаточно мощной и эффективной ветвью государственности власти и имела исключительное значение в казахском обществе. Она была ведущей формой власти в системе управления. По сравнению с другими ветвями государственной власти судебная власть в условиях кочевого общества была наиболее развитой, максимально реализовала свои возможности, раскрыла свои качества, а иногда даже стремилась охватить и вобрать в себя всю государственную власть. Особая роль судебной власти биев связана с тем, что она была выражением формы относительной самостоятельности кочевых обществ с бытовых, административных, политико-правовых позиций. Бийская прослойка не имела своей сословной организации. Но не один казахский хан не обходился без совета биев, созываемого в особых и экстренных случаях для согласования и решения важных социально-экономических, военно-политических и правовых вопросов. Пренебрежение мнением биев всегда приводило к падению престижа и изоляции ханствующей династии.

История обычного права казахов свидетельствует об активном участии казахского народа в процессе развития мировой цивилизации. В связи с этим практически невозможно определить первоисточник нормы казахского обычного права, которое, как и вся культура древнего казахского народа, формировалось в результате бесчисленных воздействий и заимствований из внешнего мира. Главным источником казахского обычного права является веками создававшийся и совершенствовавшийся устный обычай «адат».

Действительно, общечеловеческая культура сложилась на почве традиций и обычаев народов. Конкретно-исторический анализ обычного права казахов позволяет более глубоко изучить его различные пласты в политической и правовой системе кочевого общества. Особенностью законодательных актов казахского кочевого общества является то, что они не получили письменного оформления, либо не сохранились и дошли до нас в основном благодаря этнографо-фольклорным материалам. В силу данной специфики обычного права казахов классификация его не укладывается в общепринятую систему классификации законодательных актов оседлых обществ.

Обычное право по своему составу было неоднородным. Оно включало различные по характеру нормы и институты, которые функционируя, переплетались; взаимодействовали друг с другом, влияли друг на друга. Консерватизм обычного права казахов обусловил сохранения в нем, даже в ХІХ веке, норм и целых институтов, корни которых уходят в глубокое историческое прошлое. Поэтому в обычном праве трудно зачастую отличить позднейшие его нормы от древнейших. Где то невозможно установить точное время появления тех или иных правовых обычаев.

Немаловажную роль в становлении степной конституции сыграли  бии. Они распологали большими правами в толковании норм, обосновании и внесении решений, а также в определении методов и форм проведения этих решений в исполнение.

Нормы обычного права были тесно связаны с обычаями, традициями и верованиями. Поэтому защита этих обычаев в народе обычно связывалась с защитой себя как народности, как этнического целого. Нормы обычного права, пронизывая различные сферы жизнедеятельности и быта, имели большое значение и в духовной жизни.

 

 

Список используемой литературы

1. Материалы по казахскому обычному праву / Под общ. ред. С. 3. Зиманова. Алматы, 1998г.

1. Проблемы обычного права . – Алма-Ата: Наука, 1989г.

1. Ахметова Н.С., Кожахметов Г.З. Ереже положения биев. (Сб. Правовых памятников и  документов по истории обычного права казахов второй половины ХІХ и начала ХХв.). – Караганда: Издательская группа «Болашак - Баспа», 1997г.