Будникова
И. С.
Буднiкова I. С.
Budnikova I.S
Понятие “воли” в трудах А. Шопенгауэра и Ф.
Ницше
Поняття “волi”
в працях А. Шопенгауера та Ф. Нiцше
Determination
of the “will” in A. Schopenhauer’s and F. Nietzsche’s
В данной статье мы провели анализ понятия “воля
” в философских работах А. Шопенгауэра и Ф. Ницше. Ключевые слова: воля, волюнтаризм, иррационализм, воля к жизни,
воля к власти, познание.
У даннiй статті
ми провели аналiз поняття “воля” у філософських роботах А.Шопенгауера та Ф.Нiцше. Ключовi cлова:
воля, волюнтаризм, iррацiоналiзм,
воля до життя, воля до влади, пiзнання.
The notion
of the will in A. Schopenhauer’s and F.
Nietzsche’s philosophical works has been analyzed in this article. Key words: will, woluntarism,
irrationalism, will to live, will to power, cognition.
Со времен античной философии воля выделяется как одна из трех
важнейших сфер человеческой души: разум - чувства - воля. Пристальный интерес к
проблеме воли прослеживается на протяжении всей истории философии,
соответственно тема воли остается актуальной и по сей день. В качестве объекта
нашего научного исследования выступает понятие воли, которое имеет многовековую
социально-философскую и психологическую традицию.
При работе над
данной проблематикой, мы задались целью: рассмотреть подход к понятию “воля” в
условиях оформившихся научно–философских позиций А. Шопенгауэра и Ф. Ницше.
Задачи, которые мы использовали для достижения поставленной цели:
• краткий
анализ трудов А. Шопенгауэра “Мир как воля и представление”, “О ничтожестве и
горестях жизни”;
• анализ
работы Ф. Ницше “ Воля к власти. Опыт переоценки всех ценностей ”.
Понятие “воля”,
будучи центральным в философских системах А.Шопенгауэра и Ф. Ницше, получила в
их трудах наиболее полную разработку. Данные учения, в известной степени также
представляют собой попытку анализа воли как социального явления. “Воля к
жизни”, “воля к власти” как модификации мировой воли объявляются первопричиной
всех изменений в мире, естественными побудительными реалиями социального
развития; превращаются в самостоятельную силу, властвующую над миром.
Главная мысль
философии А. Шопенгауэра состоит в том, что сначала мир существует как воля. На
высшей ступени своей объективации слепая бессознательная воля освещается
сознанием и порождает мир как представление. Субъект – воля, порождает объект
(мир). Познаваемым является мир как представление, мир как объект, который не
существует без субъекта.
Согласно А.
Шопенгауэру, существует мир действительный и мир кажущийся. Кажущийся мир - это
мир представлений, действительный мир - это мир, как воля. По мнению А.
Шопенгауэра, воля - это то, что дано человеку непосредственно, как его тело.
Все, что мы знаем, лежит не вне сознания, не вне субъекта, а внутри него.
“Извне нельзя проникнуть до существа вещей” - говорит философ, и судит о нем по
аналогии с человеком [4, 120]. Человек может познать себя, а через себя и весь
мир. “Индивидууму, являющемуся субъектом познания, дано слово разгадки: и это
слово и есть воля. Она и только она дает ему ключ к собственному явлению,
раскрывает значение, указывает внутренний механизм его собственного существа,
собственных действий. Действие тела - не что иное, как объективированный, то
есть выступивший в созерцании акт воли... Все тело не что иное, как
объективированная, то есть перешедшая в представление воля” [4,121].
Являясь нашим
непосредственным знанием о мире и нашей сущностью, шопенгауэровская воля
недоступна нашему познанию, является “вещью в себе”. Она не подчиняется закону
основания, существует вне времени и пространства, то есть вечна и бесконечна;
не подчиняется принципу причинности - ничем не порождаема сама, не порождает
все в мире. Как “вещь в себе” воля едина, но имеет множество проявлений. Она -
единственная реальность.
А. Шопенгауэр
использует понятие воли для обозначения сущности не только человека, но и
сущности всех явлений объективного мира. Он
приходит к тому, что признает “и силу, которая питает и развивает
растения, даже силу, которая образует кристалл, которая обращает магнит к
северу, которая в виде удара отвечает ему на прикосновение к разнородным
металлам, которая в сродстве материи проявляется притяжением и отталкиванием...
различным лишь в явлении, а по сущности тождественным с тем самым, которое в
своем проявлении называется волей” [4, 132-133].
В самой низшей форме воля является
как механическая причина: “самыми низшими ступенями объективации являются общие
силы природы, каковы притяжение, непроницаемость..., твердость, жидкость...,
электричество, магнетизм, химические свойства” [4, 153].
Самым высшим
проявлением воли, наиболее развитым, освещенным сознанием, является человек.
Однако, для А. Шопенгауэра, интеллект, познание является вспомогательным
средством, орудием в руках воли. Вместе с интеллектом возникает мир как
представление со всеми своими формами: пространством и временем, субъектом и
объектом, причинностью и множественностью. Мир перестает быть только волей, он
становится и представлением, объектом
познания.
Философ отметил
отличие человека от животных в разумной воле и показал, что только человек
обладает свободой воли, которая проявляется в возможности свободного выбора.
Учение А.
Шопенгауэра о воле, как сущности мира, в целом есть попытка представить мир как
нечто иррациональное, не подчиняющееся законам разума, а, следовательно,
недоступное познанию при помощи интеллекта. Мировая воля - это темный
неразумный порыв, стремление, определяющее само себя изнутри. Воля в природе,
как и воля в человеке - это постоянное хотение, стремление, желание, которое
никогда полностью не осуществляется. Все, что познает личность в окружающем
мире, сводится в итоге к познанию ею воли.
“От ночи
бессознательности пробудившись к жизни, воля видит себя индивидуумом в каком-то
бесконечном и безграничном виде, среди бесчисленных индивидуумов, которые все к
чему-то стремятся, страдают, блуждают; и как бы испуганная тяжелым сновидением,
спешит она назад к прежней бессознательности. Но пока она не вернется к ней, ее
желания беспредельны, ее притязания неисчерпаемы, и каждое удовлетворенное
желание рождает новое. Нет в мире такого удовлетворения, которое могло бы утишить
ее порывы, положить конец ее вожделениям и заполнить бездонную пропасть ее
сердца” [3, 63].
В своей философской
концепции А. Шопенгауэр отдал приоритет воле, противопоставил ее интеллекту,
отвел ему роль вспомогательного средства в приспособлении индивида к чувственно
- вспомогательному миру, который есть не более как представление, создаваемое в
сознании все той же слепой, бессознательной мировой волей. Все волевые акты, по
утверждению автора, - бесцельны, а, следовательно, они тождественны перед лицом
нравственной оценки, и имеют, по существу, разрушительный характер. Отсюда, и
пессимизм А. Шопенгауэра, его неверие в счастье и проповедь отказа от воли к
жизни через аскетизм и квиетизм, - жизнь никчемна, стремление к счастью
неосуществимо, так как жизнью управляет слепая, бесцельная воля к жизни.
Появление такой
позиции в философии и науке, критика рационалистической парадигмы, сыграла
стимулирующую роль в дальнейшем развитии рационализма и в последующем появлении
альтернативных ему исследовательских программ.
Учение о воле как
сущности мира получило своеобразную разработку в ницшеанской теории власти.
Философия Фридриха Ницше является наиболее ярким проявлением философского
иррационализма. В этом плане Ф. Ницше может рассматриваться как идейный продолжатель
А. Шопенгауэра. Однако созерцательный волюнтаризм своего предшественника он
превращает в философию активного действия. Если позиция А. Шопенгауэра - это
проповедь ухода от всех форм социальной активности, отказа от жизни путем
отрицания воли к жизни, то концепция Ф. Ницше о воле к власти - это позиция
бунтарского негативизма. Подобно А. Шопенгауэру, Ф. Ницше отводит разуму
подчиненную роль в познании, ставит на его место инстинкт и интуицию. Он
отмечал, что сознание не тождественно всей психической жизни человека, которая
включает в себя бессознательные эффекты, неподвластные сознанию. Однако из
этого он делает вывод, что сознание не есть руководящий центр психической жизни человека. Сознанию он, как и его предшественник,
отводит функцию сношения с внешним миром, поиска наиболее полезного. “Мера
того, что вообще доходит до нашего сознания, - утверждал Ф. Ницше, - находится
в полнейшей зависимости от грубой полезности осознания...” [1, 220].
Ф. Ницше объявил
фикциями все основные понятия рационалистической философии (субъекта, сознания,
познания, истины, субстанции). С его точки зрения любое наше представление,
понятие есть результат обработки мира субъектом. Отсюда, задача человеческого
познания, - в том, чтобы проинтерпретировать представление, выявить его
истинный смысл. В теории познания Ф. Ницше важно не то, истинны или нет наши
суждения, понятия, представления, а то, помогают ли они нам возвыситься над
другими людьми, увеличивают ли нашу власть. Только тогда являются они ценными и
истинными, если делают нас сильными.
Мир Ф. Ницше
представляет собой противоборство борющихся воль. Он отверг отказ А.
Шопенгауэра от воли к жизни как средство спасения и провозгласил волю к власти,
дав тем самым новую интерпретацию мира. Мир у него - это воля к власти, жизнь -
это воля к власти. Познание есть одна из форм проявления жизни, подчиненная
воле к власти, оно есть “воля к созиданию”.
Ф. Ницше
приравнивает человеческое познание и всю человеческую жизнедеятельность к
познанию животных. Понятие общественного прогресса он заменяет учением о
становлении. Действительный мир - это мир вечного становления. Мир как воля к
власти не имеет цели, а, поскольку осуществляется без цели и намерения,
постольку оно представляет собой не поступательное движение по спирали, а движение
по кругу; достигнув конечной точки, оно повторяется вновь и вновь. Путем
подобных размышлений Ф. Ницше приходит к учению о “вечном возвращении”.
Ф. Ницше заменяет
атом “некоторым количеством воли и власти”. В неорганическом мире воля к власти
у Ф. Ницше выступает, по выражению Теодора Шварца, “в виде поля боя динамичных
квантов” [2, 241]. “В сущности, - пишет Ф. Ницше, - имеется только воля к насилию и
воля защищать себя от насилия... Каждый атом производит свое действие на все
бытие, - мы упраздним атом, если мы упраздним излучение воли к власти” [1, 304].
Все живые существа,
начиная с клетки и кончая человеком, представляют собой, определенную иерархию
сил, борющихся за власть и отличающихся друг от друга количеством и качеством
воли к власти. Закон жизни,
утверждаемый Ф. Ницше, заключается в том, что сильные подчиняют себе слабых,
угнетают их, живут за их счет. “Воля к власти во всякой комбинации сил,
обороняющаяся против более сильного, нападающая на более слабое” [1, 313].
Социальную жизнь Ф.
Ницше приравнивает к биологической, в основе которой лежит та же воля к власти.
Человеческое общество - не более как механическое скопление индивидуумов,
борющихся за власть, а в обществе происходит такая же борьба за выживание, как
и в природе. Побеждают сильнейшие, то есть те, кто наделен большей и лучшей
волей к власти, а сильнейшими являются представители “расы господ”.
Отличие человека от животных Ф. Ницше
усматривает в способности оценивать и осознавать свои поступки - человек в
отличие от животного осознает, насколько тяжело подчинить себе волю другого, и
какой вред он наносит себе, властвуя над другим. Ф. Ницше оправдывает
стремление организмов к власти, ибо это есть стремление к жизни.
Исходя из теории
“воли и власти” Ф. Ницше рассматривает историю как борьбу двух типов воли к
власти: воли к власти “сильных” или господ, которая есть стремление к
господству, и воли к власти “слабых” или рабов, которая есть стремление к
подчинению, к ослаблению жизни. Причину жалкого положения трудящихся он видит в
них самих. Она заключается в их бедности волей к власти, а, следовательно,
волей к жизни, которая одна только и делает человека господином над другими
людьми.
Итак, вслед за А.
Шопенгауэром, сущностью, первоосновой мира Ф. Ницше объявляет волю, - волю к власти. Учение его столь
же иррационально, как и учение его предшественника, ибо разум - лишь
вспомогательный инструмент в руках непознаваемой, вездесущей воли к власти.
Вывод. При написании
статьи “Понятие “воли” в трудах А. Шопенгауэра и Ф. Ницше, мы пришли к выводу, что идеи этих мыслителей составляют важную
методологическую основу исследования понятия “воли”.
Анализ работ А. Шопенгауэра показал, что его философия рассматривает волю, как
сущность всех явлений действительности, абсолютное начало. Так же, как воля
человека определяет его поступки, так и действующая во всем мире всеобщая воля,
воля предметов и явлений вызывает внешние события в мире, движение предметов,
возникновение явлений. Окружающий мир по своей сущности есть реализация воли к жизни.
Но согласно А. Шопенгауэру, все волевые акты бесцельны и имеют разрушительный
характер, жизнь никчемна, стремление к счастью неосуществимо, так как жизнью
управляет слепая, бесцельная воля к жизни.
Учение А.Шопенгауэра получило
своеобразную разработку в ницшеанской теории власти. Однако, если позиция А.
Шопенгауэра - это проповедь отказа от жизни путем отрицания воли к жизни, то
концепция Ф.Ницше - это позиция бунтарского негативизма. В его теории важно не
то, истинны или нет наши суждения, понятия, представления, а то, помогают ли
они нам возвыситься над другими людьми, увеличивают ли нашу власть. Мир Ф.
Ницше - это воля к власти, жизнь - это
воля к власти, подчиненная воле к власти, есть “воля к созиданию”.
Данная статья в дальнейшем может
быть использована для подготовки научной диссертации. Может быть полезна для
научных сотрудников, которые интересуются концепцией “воли”, как дополнительный
материал.
Литература
1.
Ф.
Ницше Ф. Воля к власти. Полн. собр. Соч., т.IX /Изд. пер. и сост. П.Гаст. - М.:
Московское книгоиздательство, 1910. – 508 с.
2.
Шварц
Т. От А. Шопенгауэра к Хайдеггеру / Пер. Ц. Арзаканьяна. М.: Прогресс, 1964. -
356 с.
3.
А.
Шопенгауэр А. Избранные произведения/ Сост., авт.вступ.ст. и примеч. И.С.
Норский. – М.: Просвещение, 1992. – 497 с.
4.
А.
Шопенгауэр А. Мир как воля и представление. Собр. соч. в пяти томах, т.I/ М.:
"Московский Клуб", 1898. – 463с.