Этнография

Щаюк Ирина Александровна

Волгоградский филиал Российского государственного университета туризма и сервиса (ВФ РГУТиС), г. Волгоград, Российская Федерация

Характерные особенности быта казаков Прихоперья

в ХYIII- ХIХ веках (по материалам экологической экспедиции).

Дон был известен древним грекам задолго до Рождества Христова. В его степях, местами просохших густыми лесами, жили полудикие люди – скифы и сарматы. Они жили войною и охотою. Это были лихие, смелые, неустрашимые наездники, кочевали с места на место, ища лучшего корма для лошадей, так как кочуют калмыки. С ними вели торговлю греки.    Задолго до Рождества Христова скифов вытеснили, истребили и поработили пришедшие из Азии хазары. Они построили свои городки и крепости.

    Шли годы, проносились века. На хазар напали печенеги,  истребили и смешались с ними; печенегов, в свою очередь, потеснили половцы. Шла борьба за право жить. Они построили свои городки и крепости.

    Двести с лишним лет тянулась на Руси страшная татарская неволя. В это тяжёлое, подневольное время, когда три четверти Русской земли платило дань татарам и боялось татарского набега, - защитниками Руси от татар, первыми смелыми борцами за свободу Руси, первыми разведчиками, проникшими далеко в глубь татарской - были казаки.

    Прихоперье – вполне благоприятный район для сельского хозяйства.    В далекие времена степь представляла собой огромный зелено-золотой океан разнообразных трав и цветов. Под влиянием деятельности казаков растительность утратила свой первоначальный облик. В настоящее время степи распаханы и превращены в сельскохозяйственные угодья, на которых выращивают различные культурные растения. Вместо целинной травянистой растительности на огромных просторах колосятся моря пшеницы, ржи, ячменя, всюду разбросаны большие зеленые массивы кукурузы, желтеет подсолнечник, часто встречаются бахчи. Поймы рек широко используются как сенокосные угодья, для выпаса скота, выращивания огородных культур и садоводства.

        В отличие от центральной России, где основной тягловой силой были лошади, казаками использовались быки, так как распашка черноземных почв была очень трудна. Обработать такие почвы с помощью деревянных орудий было не возможно, поэтому применялись только железные.     

    Казак не имеет гурманских наклонностей. Суровые условия жизни сформировали у казаков неприхотливое отношение к еде. В крайних случаях казак мог долгое время выдержать на самой простой пище. Но если была возможность, он любил потешить себя разнообразными блюдами.

    Основные блюда: хлеб, который выпекался из пшеничной муки собственного изготовления, рыба, пойманная в Хопре, молоко, яйца, всегда имевшиеся у казаков, овощи и фрукты, выращенные в своем огороде или саду.

    Потребность мяса имеет свой сезон. И зря, без времени, казак не зарежет барашка или свинью, несмотря на то, что скотоводство было очень хорошо развито.

    Большое место занимало употребление бахчевых культур, которые выращивались в большом количестве: арбузы и дыни. Но особенно любили казаки печеную тыкву. Также употреблялись в пищу лесные ягоды: боярышник – просто еда, моченый терн – запас на зиму.

     Разнообразие было и в напитках. Для их приготовления применялись такие травы, как чабрец, зверобой, мята и другие. Большинство напитков очень хорошо утоляли жажду: квас, окрошка, откидное молоко. Откидное молоко заготавливалось впрок и использовалось казаками во время походов.

    Не обходилось и без спиртных напитков: хлебное вино, брага,  приготовлявшаяся  в основном  из пшеницы.

В одежде казаков органично слились черты характерные для многих народов, но приспособленные для местных условий. Почти вся одежда казаков была домотканой, из самодельного материала. Летом носили белую холщевую рубаху и холщевые штаны. Благодаря материалу, из которого была сшита летняя одежда, создавалась хорошая вентиляция, и не происходило сильного нагревания под жаркими солнечными лучами. Летним головным убором были самодельные «брили» из соломы.

Теплую верхнюю одежду шили из каракуля или из овчины. Одежда была теплой и непродуваемой, так как зимы были холодными и ветреными. Зимой на голове носили лохматые шапки из каракуля своей выделки или валяную из войлока шапку с полями.

Обувь также была приспособлена к местным природным условиям. Она изготавливалась из кожи, которой было достаточно. Типичная обувь русских крестьян – лыко – казаками не использовалась, потому что в районах Прихоперья отсутствовало лыко, из которого они плелись.

Женская одежда состояла из рубахи, юбки, запона (фартука) и головного платка. Будничную одежду шили из домашнего холста или сукна. Основной частью женского костюма являлась рубаха с рукавами, которую надевали непосредственно на тело. Рубахи шили обычно из домотканого полотна. В них работали в степи, в огороде и дома. Обычно казачки надевали одну юбку. А зимой для тепла женщины носили нижние юбки, стеганные на вате. Летние верхние юбки шили из холста, а зимние – из сукна. Зимняя верхняя одежда шилась на меху или из домашнего грубого сукна. Она хорошо защищала от холода и ветра. Летняя обувь казачек называлась «чувяки» – кожаные туфли без каблуков, а зимой носили валяную обувь.

Природные условия Прихоперья оказали большое влияние на образ жизни и быт казаков.  Они трансформировали принесенные из лесных в степные пространства навыки и умения, образ жизни применительно к местным условиям.

Литература

1.      История Урюпинского края //Учебное пособие для средней школы под общей редакцией профессора А.С.Скрипкина. - Урюпинск, 1998г.

2.      Казачий Дон. Очерки истории. - Ростов-на-Дону, 1995г.